Классификация видов маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Более глубокое изучение публикаций по маркетингу известных авторов, прежде всего с позиций определения данного понятия, его теоретико-методологических основ, поднимает ряд вопросов относительно того, а что же представляет собой маркетинг, каково его научно-теоретическое содержание, почему появляются все новые и новые виды маркетинга?

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 184.00 Кб (Скачать)


         1. Введение

 

 

 

    Более глубокое изучение публикаций по маркетингу известных авторов, прежде всего с позиций определения данного понятия, его теоретико-методологических основ, поднимает ряд вопросов относительно того, а что же представляет собой маркетинг, каково его научно-теоретическое содержание, почему появляются все новые и новые виды маркетинга?

 

    В настоящее время существует более 2000 определений понятия «маркетинг». Многообразие определений обусловливается прежде всего тем, на какие основополагающие аспекты маркетинга делается акцент в определениях , как предлагаемые формулировки «привязаны» к конкретным видам маркетинга, областям его применения.

 

    Мы не ставим целью данного исследования сравнительный анализ различных определений, тем более что многие из них различаются не столько в смысловом плане, сколько в словесном оформлении. Ниже будут рассмотрены только общие позиции, разделяемые большинством маркетологов. В списке литературы мы не приводим все просмотренные публикации по маркетингу, а только те, из которых использовались какие-то положения. Кроме того, при изучении определений и терминов из переводной литературы сталкиваешься не столько с проблемой авторского понимания рассматриваемого вопроса, сколько с проблемой их трактовки переводчиками и редакторами переводов. А здесь не все обстоит благополучно, о чем мы писали ранее .

 

    Обычно маркетинг рассматривается в двух ракурсах, сферах применения. Маркетинг согласно его широкому общественному пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. Другими словами, маркетинг — это философия управления и такие направления ее реализации, когда разрешение проблем потребителей (клиентов) путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу. Здесь и далее в качестве обобщенного термина, характеризующего все формы группового ведения целенаправленной деятельности людей (отдельные предприятия, фирмы, компании, правительственные учреждения, больницы и т.д.), используется термин «организация».

 

    На уровне отдельных субъектов хозяйствования маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов, как производителей, так и потребителей.

 

    Данное определение, в основу которого положена концепция «4Р», имеет достаточно широкий смысл, так как охватывает деятельность также и некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг — это деятельность организации в интересах ее клиентов.

 

    Если системной целью бизнеса в современных условиях является создание потребителя, то создание и удовлетворение потребностей стало системной целью маркетинга.

 

    Несмотря на использование маркетинга в общественном секторе и в неприбыльных видах деятельности, маркетинг в основном применяется в предпринимательской деятельности. Будучи функцией предпринимательства, маркетинг имманентно присущ рыночным отношениям, он неотделим от рынка и адекватен ему (достаточно обратиться к этимологии термина «market-ing»).

 

    В более узком, предпринимательском смысле для коммерческих организаций под маркетингом может пониматься управление производственно-сбытовой деятельностью организации, направленное на получение желаемых результатов (социальных, финансово-экономических — рыночной стоимости организации, объема продаж, рыночной доли, прибыли) посредством учета и активного влияния на рыночные условия, потребителей.

 

    Все эти определения носят достаточно нечеткий характер и могут допускать весьма различные трактовки. В то же время «нахождение единственного определения не может быть самоцелью, ибо такое определение могло бы воспрепятствовать дальнейшему развитию данной дисциплины». В то же время большую четкость и строгость можно придать только определениям конкретных видов маркетинга. Чем более широким является определение, тем больше оно теряет конкретность. Таким недостатком, например, обладает следующее достаточно общее определение маркетинга: «Маркетинг — это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена. Еще меньшей конкретностью обладают определения типа — «маркетинг — философия управления, философия ведения бизнеса».

  

 

 

 

2. Классификация видов маркетинга

 

 

 

    Отдельные названия видов маркетинга можно трактовать как в достаточно строгом, научном, так и в широком понимании этого слова. С научной точки зрения отнесение каких-то направлений маркетинговой деятельности к отдельным видам маркетинга должно удовлетворять определенным требованиям. В широком же смысле использование отдельных названий маркетинга не предполагает ответа на вопрос, характеризует ли данное название определенный вид маркетинга? Кроме того, авторы множества публикаций по маркетингу не ставят цель выделить отдельные виды маркетинга, а используют те или иные виды прежде всего как названия каких-то разделов своих публикаций для придания этим публикациям некоторой оригинальности, привлечения к ним внимания. Например, в книге один из разделов называется «Административный маркетинг». В нем рассматриваются традиционные вопросы планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности. Вряд ли административный маркетинг можно признать отдельным видом маркетинга. Далее, при формировании учебных планов по маркетингу, используются, например, такие названия учебных курсов, как «стратегический маркетинг», «тактический маркетинг», не принимая в расчет вопросы их отнесения к отдельным видам маркетинга. Ниже речь пойдет о строгой трактовке названий отдельных видов маркетинга.

 

 

 

 

                   Классификация видов маркетинга

 

Таблица 1

Классификационный признак

 

Вид маркетинга

Главная идея

1. Управленческий уровень использования маркетинга

1Мегамаркетинг

 

 

 

 

Используется для выхода на ранее закрытые,прежде всего зарубежные, рынки

 

2. Международный

Используется организациями во внешнеэкономической деятельности

 

3. Глобальный

Международный маркетинг для случая, когда весь мир рассматривается как один глобальный рынок

 

4. Макромаркетинг

Направлен на гармонизацию интересов в обществе путем учета потребностей как развития экономики в целом, так и отдельных социальных групп и бизнеса

 

5. Региональный

(территориальный) маркетинг

Осуществляется в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория

 

6. Маркетинг города

Оптимизация (на основе принципов маркетинга) соотношения между функциями управления городом и спросом на них со стороны населения, компаний и туристов

 

7. Маркетинг места

Используется как конкретизация маркетинга территории для создания, поддержания, изменения мнения или отношения клиентов к отдельным местам (зонам хозяйственной деятельности, зонам отдыха, жилью, земельной собственности)

 

8.Маркетинг организации

 

 

 

 

 

 

 

Направлен на создание, поддержание или изменение отношений и поведения всех лиц, общественных слоев и организаций, представляющих интерес для данной организации

 

9.Маркетинг бизнес-единицы

Направлен на обеспечение рыночного успеха деятельности отдельных бизнес-единиц

 

10.Маркетинг продуктов

Направлен на обеспечение рыночного успеха отдельных продуктов

2. Вид деятельности (для бесприбыльных организаций)

11. Политический

Используется применительно к целям и задачам политической борьбы

 

12. Социальный

Поддерживает разработку, реализацию и контроль социальных программ

 

13.Маркетинг некоммерческих организаций             

Государственные, общественные, просветительские, лечебные, религиозные и другие организации осуществляют свою деятельность исходя из стремления наиболее полного удовлетворения потребностей их клиентов

 

3. Вид деятельности (для организаций, существующих за счет прибыли)

14. Производственный

К этой категории относятся виды маркетинга данной классификации, используемые организациями-производителями. (Повторяет виды маркетинга, выделенные на основе признака «тип продукта».)

 

15.Торговый (сбытовой)

Этот вид маркетинга применяют на практике организации оптовой (включая дилеров и дистрибьюторов) и розничной торговли

4. Вид материальных продуктов

16. Промышленный (продукции производственного назначения), потребительских товаров, банковский, страховой, туристический, программных продуктов и др.

Каждый из представленных видов маркетинга основан на общих принципах, но в то же время обладает своей спецификой

5.Вид (преимущественно) нематериальных продуктов

17. Услуг

Конкретизируется по видам услуг

 

18. Идей

Направлен на изменение отношения к определенным социальным явлениям

 

19. Экомоды

Поддерживает разработку и производство экологически чистых продуктов

 

 

20. Маркетинг, ориентированный на проблему

В основе маркетинга лежит позиционирование компании и ее продуктов с учетом участия компании в решении социально значимых проблем

 

21. Концепций, проектов и др.

Поддерживает разработку и внедрение концепций и проектов разных уровней и направленности

6. Живой разумный продукт

22. Личности (персональный)

Характеризует деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения отношения (поведения) общественности к конкретным лицам

7. Уровень глубины удовлетворения потребностей

23. Массовый

Массовое производство одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей

 

24. Продуктно-

дифференцированный

Одновременное производство нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей

 

25. Целевой

Производство продуктов, разработанных специально для определенных сегментов рынка

 

26. Микромаркетинг

Форма целевого маркетинга, при котором продукты «подгоняются» под потребности узкоочерченных сегментов рынка (рыночных ниш)

8. Подходы к освоению целевых рыночных сегментов, выделенных в результате сегментации

27. Недифференцированный             

Специфика отдельных сегментов рынка не принимается в расчет, осуществляется выход на весь рынок или на наиболее крупные его сегменты с одним продуктом

 

28. Дифференцированный

Осваивается сразу несколько сегментов рынка со специально разработанными для них продуктами и маркетинговой политикой

 

29. Концентрированный (сфокусированный)

Осваивается один или несколько небольших сегментов с большой долей рынка

9. Характер спроса

30. Конверсионный

Изменение отрицательного отношения потребителей к продукту (негативный спрос) на положительное

 

31. Стимулирующий

В условиях отсутствия спроса нахождение способов его создания и развития

 

32. Развивающий

Используется в условиях скрытого спроса

 

33. Ремаркетинг

Восстановление спроса в случае его снижения

 

34. Синхромаркетинг

Поиск способов сглаживания колебаний нерегулярного спроса

 

35. Поддерживающий             

Поддержание существующего уровня полноценного спроса в условиях возможного изменения предпочтений потребителей и усиления конкуренции

 

 

36. Демаркетинг

Используется в условиях чрезмерного спроса

 

37. Противодействующий

Используется для того, чтобы убедить покупателей отказаться от потребления продуктов

10. Степень новизны продукта

38. Принципиально новых продуктов

Латеральный маркетинг, а также виды маркетинга, основанные на иных подходах к генерации новых идей<2>

 

39. Усовершенствованных продуктов

Маркетинг продуктов с усовершенствованными характеристиками, упаковкой, торговой маркой, с дополнительными сферами применения, в том числе вертикальный маркетинг<3>

 

40. Продуктов, прошедших стадию новизны

 

 

 

Направлен на создание и поддержание спроса на продукты, не обладающие новизной

11. Направление маркетинговых усилий, прежде всего сервисных организаций             

41. Внешний

Традиционный маркетинг, направленный сервисной организацией на ее клиентов

 

42. Внутренний

Осуществляется внутри организации и направлен на сотрудников, непосредственно осуществляющих контакты с клиентами

 

43. Интерактивный

Используется контактным персоналом сервисных организаций для обслуживания клиентов

 

44. Интегрированный

Совместное использование внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга

12. Уровень сотрудничества с потребителями и партнерами

45. Сделки

Основан на осознании общественной миссии организации, предоставлении потребителям объективной информации, непрерывном совершенствовании своей деятельности, следовании социально-этическим нормам

 

46. Отношений (взаимодействия)

Построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами

 

47. Целостный (холистический)

На основе интегрального подхода к маркетингу создаются сети сотрудничества потребителей, самой организации и ее партнеров.Маркетингом занимается вся компания, включая не только отдел маркетинга, но и специально созданные группы

13. Социальная ориентация

48. Просвещенный

Основан на осознании общественной миссии организации, предоставлении потребителям объективной информации, непрерывном совершенствовании своей деятельности, следовании социально-этическим нормам

 

49. Социально-этический

Подвид просвещенного маркетинга; основан на учете запросов потребителей, требований самой организации, долгосрочных интересов общества и потребителей

14. Число каналов сбыта

50. Одноканальный

Маркетинговые усилия направлены на реализацию продуктов только через один канал сбыта

 

51. Многоканальный

Маркетинговые усилия направлены на реализацию продуктов через несколько каналов сбыта

15. Степень освоенности продуктов в производстве             

52. Пробный

Направлен на проверку нового продукта и его маркетинговой программы в реальных рыночных условиях путем тестирования рынка еще до начала полномасштабного производства продукта

             

 

53. Продуктов, принятых к производству

К этой категории относятся все виды маркетинга данной классификации, осуществляемые для принятых к производству продуктов

16. Этапы жизненного цикла продукта

54. Вывода продукта на рынок

Направлен на создания первоначального спроса

 

55. Развития спроса

Направлен на охват максимально возможного круга потребителей

 

56. Поддержания спроса

Предназначен для обеспечение наибольшей длительности жизни продукта на рынке

 

57. Прекращения спроса

Используется в целях планомерного ухода с рынка

17. Использование компьютерных сетей

58. Онлайновый (электронный)

Используя компьютерные коммерческие каналы и Интернет, возможно осуществлять маркетинг различных

              видов

 

59. По Интернету

Разновидность онлайнового маркетинга

18. Горизонт решения маркетинговых задач

60. Стратегический

Решение задач стратегического плана маркетинга

 

61. Тактический

 

Решение задач тактического плана          маркетинга

 

62. Оперативный

Решение задач оперативного плана маркетинга

                           

    Данные виды маркетинга будут рассмотрены далее более подробно.

 

         Прежде чем предметно рассматривать классификацию маркетинга, необходимо ответить на вопрос, какой набор требований является необходимым и достаточным, чтобы какую-то деятельность назвать видом маркетинга? Очевидно, что различия видов маркетинга не должны определяться только особенностями применения какого-то одного его метода, инструмента, а носить более глубокий, комплексный характер. Оказалось, что ответить однозначно на вопрос, какими отличительными чертами, особенностями должен обладать определенный тип маркетинговой деятельности, чтобы его можно было отнести к отдельному виду маркетинга, — достаточно сложно. Не претендуя на полноту и однозначность суждения, мы считаем, что любой вид маркетинга должен удовлетворять по крайней мере трем требованиям:

 

    1. Полноты: должны использоваться все четыре элемента комплекса маркетинга. С этих позиций некорректно говорить о ценовом маркетинге, маркетинге продвижения, коммуникационном маркетинге и т.п. В данном случае под маркетингом подразумевается только использование отдельных методов, инструментов ценообразования, продвижения и т.д., что не дает основания рассматривать это как отдельный вид маркетинга. Исключение составляет лишь такой элемент комплекса маркетинга, как «продукт», поскольку при применении видов маркетинга, выделенных на основе использования классификационного признака «вид продукта» (табл. 1), применяются другие инструменты маркетинга.

 

    2. Управленческой целостности: возможность полностью использовать алгоритм управления маркетингом (проведение маркетинговых исследований и маркетингового анализа, сегментирование, позиционирование, разработка, реализация и контроль плана маркетинга). В противном случае маркетинг сводится к использованию отдельных этапов и методов управления, которые не обязательно применяются только в маркетинге. Каждый такой этап, метод не может рассматриваться в качестве признаков выделения отдельных видов маркетинга.

 

    3. Комплексности: отдельный вид маркетинга должен включать как аналитический, так и практический вид маркетинговой деятельности, заканчивающиеся обменом. Согласно данному требованию формировать отдельные виды маркетинга, скажем, только на основе предплановой аналитической деятельности (маркетинговые исследования, сегментирование и т.п.) или только на основе продаж (сбыта) представляется невозможным.

 

    Ниже приводится классификация видов маркетинга как функции производственно-сбытовой деятельности. Маркетинг как философия управления не является объектом классификации (да и возможно ли в данном случае ее осуществить?).

 

    Выделим ряд классификационных признаков, использование которых позволяет назвать отдельные виды маркетинга. К числу этих признаков относятся такие основные категории маркетинга, как: продукт, производитель, обмен (характер взаимоотношений), рынок, субъекты рыночной деятельности, сфера применения маркетинга и ряд других признаков, указанных в таблице 1.

 

    Мы не включили в число классификационных признаков цели маркетинга, поскольку они ориентированы на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей, увеличение рыночной стоимости организации, а более конкретно — на увеличение дохода, прибыли, рыночной доли, желательно в долгосрочной перспективе путем создания лояльности у потребителя. Даже в отдельных видах маркетинга для конкретных организаций в определенных условиях цели их деятельности могут быть различными. Нельзя же при изменении цели маркетинга с увеличения прибыли на увеличение рыночной доли говорить о переходе на другой вид маркетинга. В данном случае имеет место изменение отдельных методов, инструментов маркетинга в рамках одного его вида. Представляется, что на основе различного характера целей выделить особые виды маркетинга не представляется возможным.

 

    В таблице 1 на основе предлагаемых классификационных признаков систематизированы виды маркетинга, наиболее часто упоминаемые в различных публикациях по маркетингу. В то же время в соответствии с некоторыми используемыми классификационными признаками появились виды маркетинга, которые применяются на практике, но не имеют конкретных названий.

 

    В столбце «Главная идея» дается краткая характеристика тем видам маркетинга, особенности которых не вытекают явно из названия данного вида маркетинга.

 

    Возможно образование комбинированных видов маркетинга путем одновременного использования нескольких классификационных признаков, например международный маркетинг, направленный на поддержание полноценного спроса на целевом рынке телевизионной продукции, выпускаемой бизнес-единицей некоторой компании. При этом маркетинг ориентирован на использование социально-этических принципов и на установление долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми партнерами данного бизнеса. В этом примере осуществляется маркетинг, одновременно учитывающий особенности международного, поддерживающего маркетинга, целевого маркетинга, маркетинга бизнес-единицы, маркетинга отношений и социально-этического маркетинга.

 

    Из изложенного следует, что многие виды маркетинга основаны на общих принципах, дополняют друг друга, адаптируя таким образом маркетинговую деятельность к определенным условиям, сферам применения с учетом особенностей этой деятельности.

Информация о работе Классификация видов маркетинга