Качество управленческих решений. Активизирующие методы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1
Качество управленческих решений ………………………………………….
5
1.1
Качество решений и эффективность управления…………………………...
5
1.2
Качество управленческого решения как совокупность его свойств……….
9
1.3
Основные требования, предъявляемые к управленческому решению…….
12
2
Активизирующие методы принятия управленческих решений …………...
15
2.1
Методы принятия решений…………………………………………………...
15
2.2
Активизирующие методы принятия решений………………………………
16
3
Формы подготовки управленческого решения……………………………...
20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……
24

Файлы: 1 файл

Методы принятия управленческих решений_Задание к контр. работе.docx

— 139.46 Кб (Скачать)

В управлении не могут приниматься абстрактные решения, т.е. они, конечно, могут приниматься, но с управленческой точки зрения они бессмысленны. Какой смысл, скажем, в решении, которое гласит: "Будем работать хорошо". Управленческое решение, таким образом, есть конкретное качественное и количественное описание результата, сформулированное в виде цели организации.

Если действительно освободиться от всех деталей, которые обязательно сопровождают управленческий процесс (а на уровне абстракции мы это можем себе позволить), то в целостном виде этот процесс может выглядеть достаточно просто – простота, представляемая нами, преследует цель: получить представление только о самом смысловом значении управленческой деятельности.

 

    1. Качество управленческого решения как совокупность его свойств.

 

Под решением понимается выбор альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение – это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Объект управленческого решения – система или операция. Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно–производственной системы, так и лицо, принимающее решение. [10, стр. 201].

Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления принятое решение конкретизируется в виде соответствующей программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер и становится как бы сигналом, импульсом, побуждающим производственные коллективы к действию.

Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений. Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности, так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления. Управленческое решение:

· формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и объект управления;

· становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;

· определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам.

Таким образом, управленческое решение – это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам [6, стр. 139]. Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то обстоятельство, что выработка и принятие решения – это оригинальный процесс даже в случае использования для выработки формальных моделей, так как полученный с помощью модели вариант решения не окончателен [7, стр. 109]. Перед утверждением полученного варианта и передачей на исполнение его обсуждают и анализируют с точки зрения факторов, не учтенных в формальном описании проблемы.

Присутствие субъективного в управленческом решении – не отрицательное явление при условии преобладания в нем объективного момента, о чем можно судить по тактическим результатам реализации решения, поскольку только практикой человек доказывает правильность своих гипотез, справедливость понятий, точность знаний. Максимальная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством использования в ходе ее решения научных методов, поэтому в определении подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем.

Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты:

1) экономический: · эффективность использования всех видов ресурсов; · материальная заинтересованность персонала; · обоснованность управленческих решений; · максимизация экономического эффекта;

2) социальный: · неформальная структура рабочих групп; · качество трудовой деятельности; · развитие системы участия в управлении; · внепроизводственная деятельность неформальных групп;

3) организационный: · делегирование полномочий; · локализация и устранение конфликтов; · разделение труда; · структуризация функций управления;

4) правовой: · соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений; · придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта; · соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения; · распределение ответственности за выполнение принятого решения;

5) психологический: · учет инновационной готовности персонала; · оценка социально–психологического климата; · профессиональные качества руководителя; · деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

6) педагогический: · воспитательный характер управленческих решений; · квалификационный рост персонала; · формирование позитивных моральных установок.

Отличие управленческих решений, например, от инженерно–технических заключается в объекте управления. Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия.

 

    1. Основные требования, предъявляемые к управленческому решению

 

Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

– единство целей – непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;

– обоснованность и правомочность – аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

– применение к разработке решения научных подходов менеджмента;

– изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

– применение методов функционально–стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.

– ясность формулировок – ориентация на конкретного исполнителя;

краткость формулировок принятого решения – выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;

– гибкость – существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

– объективность – менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

– получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

– обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

– обеспечить многовариантность решений;

– достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

– возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

– автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений – использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

– ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

– наличие механизма реализации – содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений [1, стр. 171].

Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким – предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно–производственной системы.

Можно утверждать, что множество хороших решений – это совокупность несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов [2, стр. 283].

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Активизирующие методы принятия управленческих решений

2.1 Методы принятия решений

 

Методы принятия решений делятся на две основные группы: количественные и качественные методы.

Иногда приходится прибегать к проведению количественного и качественного анализов, когда требуется более полный анализ ситуации Дафт Р. Теория и практика организации для психологов и экономистов. Управлять организацией правильно. Как? [5, стр. 209].

Сам процесс принятия решений является сложным и многосторонним. Данный процесс вмещает довольно много операций и стадий. Методы, а также сами стадии принятий решений зависят в основном от руководителя компании и от старших менеджеров, в частности от их квалификации, стиля руководства, стиля организации. Важным является тот факт, что каждый менеджер должен понимать слабые и сильные стороны, а также ограничения каждого из методов принятия решений и умел выбирать нужный метод в зависимости от ситуации. [8, стр. 99].

Успешное функционирование предприятий в подверженной трансформации экономической среде может обеспечить только тот руководитель, который оперативно следит за переменами, используя актуальную и полную информацию, владеет методологией выработки оптимальных управленческих решений и умеет доводить их до реализации [11, стр. 254].

Это определяет важность овладения будущими руководителями теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Деятельность любой организации может быть представлена как непрерывный цикл по разработке, принятию и реализации решений. Разработка, принятие и реализация управленческих решений (УР) основаны на теоретических и методических положениях отечественных и зарубежных ученых, а также накопленном и систематизированном практическом опыте.

Процесс разработки и принятия управленческих решений начинается с определения целей. Цели должны быть реальными, четко сформулированными, измеримыми и увязанными со всеми остальными целями деятельности предприятия. Огромное значение имеет сбор и анализ информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения. Особенно это важной сейчас, когда руководителям приходится принимать решения в условиях все возрастающей неопределенности, вызванной обострением конкурентной борьбы, динамичным, ускоренным изменением социально–экономических условий, лавинообразным нарастанием объема информации, с учетом которой приходится принимать решения.

Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом [2, стр. 201].

Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.

 

    1. Активизирующие методы принятия решений

 

Активизирующие методы включают в себя две группы методов:

  1. методы психологической активизации;
  2. методы подключения новых интеллектуальных источников.

Информация о работе Качество управленческих решений. Активизирующие методы принятия управленческих решений