Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:25, реферат
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний.
Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности – производство,
торговля, услуги и т.п.
1. Введение....................2
2.
Формирование и управление ассортиментом....3
2.1 Номенклатура и товарный ассортимент......3
2.2. Ассортиментная концепция.............4
2.3 Структура ассортимента..............5
2.4. Прогноз и планирование..............6
2.5. Управление ассортиментом............8
2.6. Изъятие неэффективных товаров.........10
3. Конкурентоспособность и качество товара.....11
4. Список источников................18
конкретных моделях с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные
прогнозы,
учитывая влияние фактора
рассматривать во взаимосвязи.
2.4. Прогноз и планирование
Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию
развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого
соответствия
товарного предложения
ассортиментной структуре спроса на рынке.
Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании
фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для
будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик
этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на
основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс,
продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента
зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1.
Определение текущих и
способов использования данной продукции и особенностей покупательского
поведения на соответствующих рынках.
2.
Оценка существующих аналогов
конкурентов по тем же
3.
Критическая оценка
что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4.
Решение вопросов, какие продукты
следует добавить в
исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли
диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства
предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5.
Рассмотрение предложений о
существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с
требованиями покупателей.
7.
Изучение возможностей
продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8.
Проведение испытаний (
потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9.
Разработка специальных
подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены,
наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами
проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость
характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
10.
Оценка и пересмотр всего
Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже
хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия
ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
2.5. Управление ассортиментом
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов
деятельности
— научно-технической и
рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность
решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для
достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных
стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается,
то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия,
разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия,
нежели для потребителя.
С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что
необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования
ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить
«потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному
(конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был
испытан,
при необходимости
потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно
принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны
решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию
изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и
реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель
службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в
ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться
различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой
продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их
объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю
службы маркетинга,
В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под
председательством генерального директора (его заместителя), в который в
качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов
предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений
относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции,
ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и
разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение
планов
и программ разработки новых или
совершенствования уже
продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы
Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать
стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его
к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента,
создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том,
и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма
заманчиво,
но это нередко практически
дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка
позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию)
изделия.
К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат
на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов
комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное
использование
(в сравнении с
рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия
в этом случае сдерживают нововведения.
Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать
«поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных
регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет
конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в
ассортиментной
стратегии — дорогостоящее
модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и
перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В
конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания
зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется
конечным
результатом — уровнем
объемом, достигаемых с помощью этих методов.
2.6. Изъятие неэффективных товаров
Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из
программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие
и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым
спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе
предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке.
При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они
реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности
(прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его
товаров.
Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из
программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать
систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным