Анализ конкурентоспособности, на примере ОАО "АУБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе, мной будут рассмотрены различные экономические и маркетинговые показатели ОАО « АУБ », для дальнейшего определения конкурентной позиции банка и места занимаемого на рынке банковских услуг Кыргызстана. Также мной будут предложены методы укрепления конкурентной позиции коммерческого банка ОАО «АУБ».

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия.
1.1. Понятия конкурентоспособности и конкурентной позиции предприятия.
1.2. Условия, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия.
1.3. Способы оценки показателей конкурентных возможностей предприятия.
Глава 2. Анализ конкурентной позиции предприятия (на примере ОАО «АзияУниверсалБанк»).
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «АУБ».
2.2. Оценка экономических и маркетинговых показателей конкурентных возможностей банка.
2.3. Анализ рынка банковских услуг Кыргызской Республики и определение места «АУБ» на рынке.
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «АзияУниверсалБанк».
3.1. Методы укрепления конкурентной позиции банка «АУБ».
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 105.09 Кб (Скачать)

-  развитие розничного бизнеса: совершенствование существующих программ кредитования и привлечения вкладов; продвижение пластиковых проектов и рост сети банкоматов; расширение присутствия банка в регионе, открытие новых дополнительных офисов; реализация программы комплексного обслуживания населения;

-  формирование в банке современной, адекватной масштабу и сложности бизнеса и соответствующей международным стандартам системы управления: проведение гибкой процентной и тарифной политики; использование эффективных процедур внутреннего контроля и управления рисками банковской деятельности; оптимизация издержек внутрибанковской деятельности; минимизация стоимости привлекаемых ресурсов; внедрение функционально-стоимостного анализа оценки новых банковских продуктов и услуг; ведение управленческого учета по принципам международных стандартов;

-  формирование коллектива профессиональных и высоко-квалифицированных сотрудников, совершенствование системы мотивации персонала.

Исследование рынка и  собственных возможностей банка  позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а  также сферы деятельности, которые  стратегически важны для банка  и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными  преимуществами позволяет занять прочную  позицию на рынке.   На практике конкурентные преимущества банка могут  иметь разнообразные формы 4:

    • Имидж банка;
    • Высокое качество оказываемых услуг;
    • Величина уставного капитала и активов;
    • Наличие валютной или генеральной лицензии;
    • Устойчивая клиентура;
    • Система расчетов и спектр оказываемых услуг;
    • Наличие филиальной сети и перспективы ее расширения;
    • Действенная реклама;
    • Квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.

Основные направления  достижения конкурентных преимуществ - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых  банковских услуг и снижение величины затрат, хотя могут быть и другие направления реализации конкурентных преимуществ, например, "пионерная  стратегия" - ранний выход на рынок  с новой услугой.

В современной экономической  ситуации не всякому банку под  силу обслуживать все категории  клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовывать  стратегию дифференциации. Дифференциация предполагает приспособление услуг  к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента  ощущения уникальности оказываемой  ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а  рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских  предпочтений, устойчивых связей "банк - клиент", а это затрудняет выход  на рынок новых, неизвестных финансово-кредитных  организаций.

Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками  проблему определения критериев  качества банковского продукта. В  принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с  точки зрения банков.

С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность  проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами.

Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих  процессов, уровень затрат на исправление  допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка  и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг.

Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать  обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения  качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение.

Работа с клиентами  требует от банковского специалиста  не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умения вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить  главный измеритель качества услуг - квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия  дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать.

Для банков важна также  защита своих конкурентных преимуществ - это прежде всего обеспечение  режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности.

Процесс модификации организационных  структур  управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми  операциями по сути дела уже начался  и развивается по ряду конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие:

 Во-первых, осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших кампаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.

Каждое отделение полностью  финансирует свою деятельность, вступает   на коммерческой основе в партнерские  отношения с любыми организациями.

    Во-вторых, нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных кампаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах “рискового финансирования”. Широко распространенной практикой крупных кампаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий,  нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.Эти предприятия могут создаваться как самостоятельными, так и по соглашению с другими компаниями, как бы на “кооперативных” началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

     В-третьих дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

Позиция банка на рынке - положение, которое банк занимает на целевых рынках и которое определяется результатами его деятельности, конкурентными  преимуществами и недостатками по сравнению  с другими финансово-кредитными учреждениями.

 

 

 

    1. . Способы оценки показателей конкурентных возможностей предприятия.

Предприятия придают большое  значение анализу своих сильных  и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло  бы повысить конкурентоспособность  и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия  пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени  устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и  обеспечивающую предприятию получение  намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более  низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет  расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую  эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему  сбыта. В результате конкурентоспособность  такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических  возможностей.

Таким образом, для более  детального изучения конкурентоспособности  объекта, необходимо провести детальный  внутренний анализ предприятия, а также  анализ конкурентной позиции. Внутренний анализ позволяет сделать комплексный  анализ возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его слабых и сильных сторон, а  также выявление проблем.

Для выявления конкурентной позиции компании, мы воспользуемся  следующими маркетинговыми подходами  к определению структуры внутреннего  анализа:

    • «5 сил конкуренции Майкла Портера»;
    • Анализ сильных и слабых сторон компании;

В данном случае, для выявления сильных  и слабых сторон предприятия удобно воспользоваться аналитической  таблицей

Сложнейшей методологической проблемой  в управленческом анализе является определения круга анализируемых  показателей. Нам необходимо сфокусировать  свое внимание на показателях, характеризующих  экономический потенциал предприятия, показатели прибыли и рентабельности, число занятых, научно – технический  потенциал и т.д.  Вследствие этого, мы используем базовые показатели эффективности  деятельности компании.

    • Рентабельность активов (ROA) =
    • Рентабельность капитала (ROE)
    • Коэффициент финансирования =
    • Норма чистой прибыли на собс. капитал =

 

В результате проведения внутреннего  анализа и анализа конкурентов  предприятие должно определить свои конкурентные преимущества, то есть высокую  степень компетентности предприятия  в какой – либо области, которая  дает наилучшие возможности компании.

Для выявления и анализа  конкурентных преимуществ полезно  систематизировать информацию в  виде таблицы, в которой такие  факторы как: величина капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые инновации, корреспондентская  сеть, культура обслуживания, рекламная  кампания, репутация банка, качество услуги - сравниваются с аналогичными показателями других банков. Такой  анализ необходим для позицирования - определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности.

Таким образом, из выше сказанного, для того чтобы дать оценку конкурентоспособности  предприятия, нам также необходимо провести анализ конкурентной позиции. 

Анализ конкурентной позиции  предполагает одновременно и хорошую  идентификацию конкурентов предприятия  и проведение адекватного анализа  по конкурентному положению. Итак, анализ конкурентной позиции – это сравнение слабых и сильных сторон предприятия по отношению к конкуренту, или другими словами, сегментация рынка по конкурентам.5

Прежде всего, необходимо установить главных конкурентов  предприятия на рынке, выявить их слабые и сильные стороны. Для  того чтобы точнее выявить силу конкурентов  и увидеть свои сравнительные  преимущества, мало только анализировать  продукцию конкурента. Необходимо получить информацию о других аспектах их деятельности: финансовое положение, особенностях производственной и коммерческой деятельности, управления.

Для определения места  предприятия на рынке нам необходимо осуществить анализ по следующим  направлениям:

  • Изучение товара (качество товаров по отношению к качеству конкурентов; заменяющие товары);
  • Изучение рыка (численность конкурентов, масштаб их деятельности; доля рынка предприятия  и его основных конкурентов, географическое распределение рынка и его стабильность; исследовательские разработки конкурентов; изучение рынка запуска новой продукции конкурентами);
  • Изучение персонала и уровня его образования (сравнение уровня образования и квалификации персонала; сравнение ставок зарплаты; изучение форм организации и принятия участия в решениях; изучение условий и интенсивности труда; изучение общественного климата);
  • Изучение производства и производительности (структура основного капитала; производственные мощности; уровень производительности);
  • Изучение снабжения (имеет предприятия разнообразный источник снабжения по сравнению с конкурентами);
  • Изучение клиентуры и коммерциализации продукции (являются ли разнообразными  каналы распределения; состоит ли клиентура из малых, больших предприятия или индивидуальных потребителей);
  • Изучение затрат (являются ли постоянные затраты значительными по объему; больше ли они аналогичных затрат у конкурентов);
  • Изучение основных направлений капиталовложений (какова критическая масса капиталов, инвестируемых в определенные виды деятельности; составляет ли она значительное препятствие при «входе»);
  • Изучение стратегии финансирования (становится ли предприятие в случае большой задолженности более уязвимым, чем его конкуренты);
  • Изучение способности прибыльного функционирования и рентабельности (капитализирует ли предприятие полученную прибыль или же оно направляет значительную часть прибыли на обслуживание долговых обязательств).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности, на примере ОАО "АУБ"