Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:45, доклад
Конкуренция в маркетинге - это ситуация соперничества между двумя и более коммерческими организациями за ограниченные рынки.
Для конкуренции на рынке, или рыночной конкуренции, характерны постоянная борьба за потребителей и увеличение доли рынка. Это важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества товаров, снижении их себестоимости, внедрении в производство достижений науки. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных органов.
Считается, что эти три переменные тесно взаимосвязаны: стратегия, через повышение узнаваемости и лояльности потребителей к марке (продукту) добиваются роста доли рынка. Однако прямой (и даже безусловной) зависимости здесь нет.
Чтобы выявить сильные и слабые стороны компании, обычно используют SWOT анализ.
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- использует ли компания
внутренние сильные стороны
- являются ли слабости
компании ее уязвимыми местами
в конкуренции и/или они не
дают возможности использовать
определенные благоприятные
- какие благоприятные
возможности дают компании
- какие угрозы должны
наиболее беспокоить менеджера
и какие стратегические
Также для выявления сильных и слабых сторон компании используют многоугольник конкурентоспособности.
Перед лицом рынка и конкурентов фирма должна выявить свои сильные и слабые стороны и обеспечить себе уровень компетенции одновременно по нескольким направлениям. Важнейшими из них являются: инновационность, качество, цены, финансы, маркетинг/сбыт, сервисное обслуживание, репутация/имидж и обеспеченность кадрами.
Все эти направления графически могут быть представлены в виде векторов многоугольника конкурентоспособности.
Накладывая многоугольники
конкурентоспособности
Многоугольник конкурентоспособности
[Источник: Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИНФРА-М, 2000, с.227]
Рис. 1. 2. 1
Оценка спектра возможных реакций.
На данном этапе необходимо составить «психологический портрет» компании: насколько оперативно она реагирует на действия конкурента, к атакам в какой сфере она подготовлена в наибольшей степени, каков характер её политики и др.
В соответствии с моделью поведения выделяют четыре основные группы конкурентов:
1. Неторопливый конкурент
- отличается замедленной
2. Разборчивый конкурент
- реагирует только на
3. Агрессивный конкурент
- реагирует на любые
4. Непредсказуемый конкурент
- не имеет определенной модели
поведения. Его реакцию
Матрица эластичности конкурентной реакции.
Матрица эластичности конкурентной реакции используется для прогнозирования реакции основных конкурентов на конкурентные действия компании. Выбирая свою конкурентную стратегию, компания должна прогнозировать развитие ситуации на рынке, в т.ч. ответные ходы своих основных конкурентов. Матрица была предложена Жан-Жаком Ламбеном, изначально – для анализа конкурентов на олигополистическом рынке. Однако она вполне может применяться и на конкурентном рынке, если фирма может выделить несколько основных конкурентов в своем сегменте.
В оригинальной матрице эластичности конкурентной реакции, описанной Ж.-Ж. Ламбеном, использовались три варианта конкурентных действий (фактора):
Повышение качества продукта (фактор КТ),
Снижение цены продукта при сохранении качества (Ц)
Усиление рекламы (Р).
В матрице, приведенной ниже, в качестве четвертого фактора было добавлено усиление дистрибуции (Д). (см. табл. 1. 2. 1)
Матрица эластичности конкурентной реакции.
[Источник: Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 1996]
Табл. 1. 2. 1
В приведенной выше матрице
буквами «Э» обозначена эластичность
(фактическая или
В качестве значений эластичности
могут использоваться как оценки
вероятности, так и значения относительной
силы конкурентной реакции. Вероятности
при этом будут оцениваться экспертным
путем, а значения силы реакции - рассчитываться
через сопоставление
Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать.
На последнем этапе компания должна определить возможные мишени для атаки и области, в которых она должна «держать оборону». Этот выбор жестко связан с позицией фирмы на рынке. В зависимости от своего положения компания может атаковать определенные категории фирм. Также необходимо принять решение, кого атаковать, сильного или слабого, ближнего или дальнего конкурента.
Конфликт с сильным
противником требует
Как правило, фирмы прежде
всего атакуют ближайших
Оценка эффективности маркетинговой деятельности конкурентов.
Данный пункт также можно включить в структуру анализа конкурентов.
При сравнительной оценке
эффективности маркетинговой
Продукт:
1. Марка продукта
2. Разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов
3. Интегральный показатель
уровня качества продукта (если
интегральный показатель
4. Качество упаковки
5. Уровень предпродажной подготовки
6. Уровень послепродажного обслуживания
7. Рыночная доля
8. Скорость изменения объема продаж
Цена:
1. Уровень цен
2. Гибкость ценовой политики
3. Назначение цен на новые товары
Доведение продукта до потребителя:
1. Объем реализации по разным каналам сбыта
2. Численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов
3. Уровень их квалификации
4. Эффективность работы
каналов сбыта (соотношение
5. Использование инструментов прямого маркетинга
продажа по почте;
продажа по телефону и др.
Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации):
1. Уровень рекламной
- бюджет рекламной деятельности;
- виды рекламы;
- используемые СМИ;
- характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.).
2. Уровень и методы
стимулирования сбыта (
- ценовые скидки и наценки;
- премии;
- купоны;
- лотереи и конкурсы;
- пакетные продажи;
- предоставление бесплатных образцов и др.
- размер бюджета стимулирования;
3. Использование персональной
продажи (число привлекаемых
4. Использование инструментов
связей с общественностью (
Конкурентная карта рынка.
Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке.
Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей:
- занимаемой рыночной доли;
- динамики рыночной доли.
Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд стандартных положений предприятий на рынке:
- лидеры рынка;
- предприятия с сильной конкурентной позицией;
- предприятия со слабой конкурентной позицией;
- аутсайдеры рынка.
При всей важности показателя
рыночной доли, необходимо иметь в
виду, что он представляет собой
статическую оценку на определенный
момент времени. В связи с тем,
что ситуация на рынке достаточно
динамична, необходимо знать тенденции
изменения данного показателя и
связанное с ней изменение
конкурентной позиции предприятия.
Указанные тенденции можно
Для определения степени изменения конкурентной позиции целесообразно выделить типичные состояния предприятия по динамике его рыночной доли:
1) предприятия с быстроулучшающейся конкурентной позицией;
2) предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;
3) предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией;
4) предприятия с быстроухудшающейся конкурентной позицией.
Конкурентная карта рынка строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-ой группы (лидеры рынка с быстороулучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым - аутсайдеры рынка с быстроухудшающейся конкурентной позицией (4 - я группа).
При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов к услугам фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли, как уточняющего коэффициента, позволяет однозначно распределить предприятия внутри каждой классификационной группы.
Оценка конкурентного статуса дает возможность решить ряд взаимосвязанных задач: