Анализ и классификация экономических ресурсов и благ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ и классификация экономических ресурсов и благ.
Осуществление поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- дать понятие экономических потребностей и благ;
- классифицировать потребности и их структуру;
- выявить роль потребностей;
- дать классификацию благ;
- проанализировать феномен ограниченности благ и выявить возможные решения проблемы ограниченности ресурсов и благ;
- дать понятие экономических ресурсов, определить их виды и дать классификацию ресурсов;
- проанализировать феномен безграничности потребностей и ограниченности экономических ресурсов как основы экономической теории;

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 50.60 Кб (Скачать)

  Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными  закономерностями. Различают общие  закономерности формирования и развития потребностей и специфические.

  Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю  и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.

  Специфические характеризуют отдельные стороны  развития личных потребностей, в том  числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.

  Средства  формирования потребностей рычаги с  помощью которых государство  и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К  ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных  методов воздействия на потребителя  предполагает знание мотивов его  поведения, вкусов предпочтений. Специфика  современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускать товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразно создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим  требованиям определенного контингента  потребителей в зависимости от демографических  характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей. Например, нет смысла строить салон  модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.

  Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных  категорий потребителей на основе, так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок  не как однородную массу, а как  сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т.е. выявлению важнейших типов  потребителей и их специфических  требований в зависимости от демографических, социально-экономических, психологических  и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения  на одежду свидетельствует о наличии  двух основных возрастных групп, предъявляющих  различные требования к современной  одежде. Так первая группа - молодежная - предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п. Вторая группа люди старших  возрастов - предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В  данном случае стоит позаботиться и  о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все, исходя из потребностей той части общества, с которой имеет дело магазин, салон или отрасль.

  Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и  укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество  факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится  к неценовым факторам изменения  спроса.

  Уже не раз я применял слово «спрос»  вместо слова «потребности». Близость этих понятий очевидна: предположим  потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда  спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие  «потребность» гораздо шире и  разнообразнее.

  Методы  формирования потребностей - конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

  Различают экономические, социально-психологические  и организационные средства и  методы формирования потребностей.

  К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые  связанны с хозяйственной деятельностью  общества, отдельных предприятий  и отраслей, а так же индивидов  как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности  в них; прогрессивные изменения  так называемой инфраструктуры потребления (например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей  сообщения которые связывают  жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это влияет как  на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.

  К социально-психологическим средствам  формирования потребностей относятся  те, с помощью которых оказывается  воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно  стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности .

  Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения  образования и т. д.

  Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

  Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.

  Существуют  множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым  людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы  формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.

  6. Производство и  потребности общества

  Категория деятельности выражает собой качественно  специфический тип активности живых  систем, характеризующийся прежде всего  таким признаком, как продуктивность, она носит продуктивный характер. В этом её специфика и коренное отличие от живых систем биологического уровня. «Существенное отличие человеческого  общества от общества животных состоит  в том, - писал Ф. Энгельс, - что  животное в лучшем случае собирают,тогда как люди производят. Уже одно это - единственное, но фундаментальное - различие делает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законов животных обществ на человеческое общество».

  Деятельность  человека, как и активность живого существа, предметна, т. е. и активность и деятельность направлены на овладение  предметом потребности. Но если в  первом случае предмет потребности - природная вещь в ее, так сказать, природно-готовом, естественном виде, то во втором случае предмет потребности - продукт, произведенный человеком  из вещества природы и по законам  природы. Для удовлетворения своих  потребностей человек трудится и  тем самым, отмечал К. Маркс, он опосредует, регулирует и контролирует обмен  веществ между собой и природой, т. е. приводя в движение свои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы), человек  оказывается способным присвоить  вещество природы в форме, пригодной  для его собственной жизни. Такое  изменение характера человеческой активности ведет к тому, что удовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е. деятельность человека направлена не на непосредственное овладение предметом  потребности (как это имеет место  у животных), а ан овладение средством  труда, с помощью которого в последующей  деятельности природный предмет (предмет  труда) преобразуется, приспосабливается  к потребностям, становясь продуктом  труда. Это изменение характера  связующего звена - замена биологической  активности преобразовательной деятельностью - и определяет качественно новое  соотношение между существенно  важными факторами воспроизводства  человека - его деятельностью, ее результатами и потребностями.

  Удовлетворение  потребностей зависит не просто от наличия в природной среде  тех или иных предметов, способных  стать предметом потребностей, а  главным образом - от характера и  уровня развития труда, то есть практической преобразовательной деятельности способной  преобразовать предмет в продукт  труда для удовлетворения потребностей.

  При анализе категории деятельности мы отмечали, что человеческая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что система деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы социальных потребностей.

  Прежде  всего, еще раз отметим, что природа  человеческих потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности  человека всегда были объектом пристального внимания как обществоведов - философов, социологов, экономистов, психологов - всех, кто исследует многообразные  общественные явления, так и ряда представителей естественных наук - тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и само воспроизводства.

  Как обществоведов - философов, социологов, экономистов, психологов - всех, кто  исследует многообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук - тех из них, которые  изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и само воспроизводства.

  Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах обуславливает  возможность и необходимость  все более глубокого и всестороннего  исследования этих детерминант человеческой деятельности

  Во-первых, задача анализа сути и закономерностей  формирования потребностей общества обуславливается  его специфической сущностью, вырождающейся  в основном законе функционирования общества, требующем непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его действительным, общественно-необходимым  потребностям.

  Во-вторых, накоплен большой эмпирический и  теоретический материал в ряде наук - биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии - позволяющий  сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая и  осуществляется в трех основных направлениях. Это:

  А) исследование методологических и социологических  аспектов взаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества;

  Б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека, рассмотрение взаимосвязи категории потребности  с другими категориями той  или другой науки;

  В) конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей между разного рода и вида потребностями  человека и соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются  энергичные исследования этических  и эстетических потребностей социальных субъектов.

  Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет «повышенный спрос» на разработку методологического аспекта  этой проблемы, на анализ её а рамках общесоциологической теории, как  категории исторического материализма, понятийное содержание которой и  могло бы служить методологической основой конкретных или частно-научных  исследований. Мы и остановимся прежде всего на этом аспекте проблемы потребности, рассмотрев предварительно в самом  общем сущностном плане состояние  исследований этой проблемы в некоторых  фундаментальных науках, поскольку, с одной стороны они дают определенный материал для обобщения, а с другой - в них «просвечивает» в той  или иной мере методологическая позиция.

  В современных биологических и  физиологических исследованиях  потребности живого организма рассматриваются  как объективное явление, как  нужда, как недостаток тех или  иных элементов, жизненно необходимых  для воспроизводства и развития живого организма. Последний рассматривается  как саморегулирующаяся система, которая  сохраняется в своем качестве лишь при непрерывного поступления  в него, усвоения им определенных элементов  материи и при обеспечении  объективно необходимых требований организма, чтобы, говоря словами профессора Н. А. Бернштейна, организм, как определенная устойчивая организация сохранила  «свою системную тождественность  сама с собой».

  Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на устойчивости, стабильности функционирования данной биологической  системы, обуславливает возникновение  и характер требований запросов данной системы и способов их удовлетворения, т. е. возникновение специфических  потребностей.

  Необходимо  определить сущность потребностей на «физиологическом уровне», иначе понимание  этого сложного вопроса будет  лишь поверхностным. П. В. Симонов - один из активных исследователей в этой области - пишет: «Возникновение фундаментальных  потребностей живых существ связано  с первоначальными сдвигами внутреннего  химизма. Полагают, что сдвиг в  интромедиарном обмене (цикле трикарбоновых  кислот) представляет начальное звено  голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевого баланса  возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической) области  мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней  части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к  возбуждению половых органов, к  повышению чувствительности специализированных (эрогенных) рецепторных зон. Так  потребность в пище, воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с  химических перестроек, получает отражение  в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной  системы».

Информация о работе Анализ и классификация экономических ресурсов и благ