Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа
Цель работы - анализ и классификация экономических ресурсов и благ.
Осуществление поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- дать понятие экономических потребностей и благ;
- классифицировать потребности и их структуру;
- выявить роль потребностей;
- дать классификацию благ;
- проанализировать феномен ограниченности благ и выявить возможные решения проблемы ограниченности ресурсов и благ;
- дать понятие экономических ресурсов, определить их виды и дать классификацию ресурсов;
- проанализировать феномен безграничности потребностей и ограниченности экономических ресурсов как основы экономической теории;
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие закономерности формирования и развития потребностей и специфические.
Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.
Специфические
характеризуют отдельные
Средства
формирования потребностей рычаги с
помощью которых государство
и общество целенаправленно воздействует
на процессы развития потребностей. К
ним относятся: воспитательно-пропагандистская
деятельность, рекламные мероприятия,
имеющие цель возбудить и сформировать
потребность в конкретном товаре
и услуге. Использование различных
методов воздействия на потребителя
предполагает знание мотивов его
поведения, вкусов предпочтений. Специфика
современного спроса такова, что экономически
не выгодно выпускать товар, рассчитанный
на универсальный уровень
Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потребителей на основе, так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т.е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требований в зависимости от демографических, социально-экономических, психологических и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастных групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая группа - молодежная - предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п. Вторая группа люди старших возрастов - предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все, исходя из потребностей той части общества, с которой имеет дело магазин, салон или отрасль.
Некоторые
виды потребностей в каком либо обществе
формируются годами. Они передаются
из поколения в поколение и
укореняются в подсознании
Уже не раз я применял слово «спрос» вместо слова «потребности». Близость этих понятий очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.
Методы формирования потребностей - конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.
Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.
К
экономическим средствам
К
социально-психологическим
Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.
Организационные
средства связанны с самой организацией
процесса. К ним относятся выставки-
Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.
Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.
6. Производство и потребности общества
Категория
деятельности выражает собой качественно
специфический тип активности живых
систем, характеризующийся прежде всего
таким признаком, как продуктивность,
она носит продуктивный характер.
В этом её специфика и коренное
отличие от живых систем биологического
уровня. «Существенное отличие
Деятельность
человека, как и активность живого
существа, предметна, т. е. и активность
и деятельность направлены на овладение
предметом потребности. Но если в
первом случае предмет потребности
- природная вещь в ее, так сказать,
природно-готовом, естественном виде,
то во втором случае предмет потребности
- продукт, произведенный человеком
из вещества природы и по законам
природы. Для удовлетворения своих
потребностей человек трудится и
тем самым, отмечал К. Маркс, он опосредует,
регулирует и контролирует обмен
веществ между собой и
Удовлетворение
потребностей зависит не просто от
наличия в природной среде
тех или иных предметов, способных
стать предметом потребностей, а
главным образом - от характера и
уровня развития труда, то есть практической
преобразовательной деятельности способной
преобразовать предмет в
При анализе категории деятельности мы отмечали, что человеческая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что система деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы социальных потребностей.
Прежде всего, еще раз отметим, что природа человеческих потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом пристального внимания как обществоведов - философов, социологов, экономистов, психологов - всех, кто исследует многообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук - тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и само воспроизводства.
Как
обществоведов - философов, социологов,
экономистов, психологов - всех, кто
исследует многообразные
Современное
состояние ряда наук и практической
деятельности в странах обуславливает
возможность и необходимость
все более глубокого и
Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формирования потребностей общества обуславливается его специфической сущностью, вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующем непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его действительным, общественно-необходимым потребностям.
Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в ряде наук - биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии - позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных направлениях. Это:
А)
исследование методологических и социологических
аспектов взаимосвязи системы
Б)
анализ понятийной стороны проблемы
потребностей человека, рассмотрение
взаимосвязи категории
В)
конкретно-социологический
Многоплановый
характер исследований потребностей человека
предъявляет «повышенный спрос»
на разработку методологического аспекта
этой проблемы, на анализ её а рамках
общесоциологической теории, как
категории исторического
В
современных биологических и
физиологических исследованиях
потребности живого организма рассматриваются
как объективное явление, как
нужда, как недостаток тех или
иных элементов, жизненно необходимых
для воспроизводства и развития
живого организма. Последний рассматривается
как саморегулирующаяся система, которая
сохраняется в своем качестве
лишь при непрерывного поступления
в него, усвоения им определенных элементов
материи и при обеспечении
объективно необходимых требований
организма, чтобы, говоря словами профессора
Н. А. Бернштейна, организм, как определенная
устойчивая организация сохранила
«свою системную
Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на устойчивости, стабильности функционирования данной биологической системы, обуславливает возникновение и характер требований запросов данной системы и способов их удовлетворения, т. е. возникновение специфических потребностей.
Необходимо определить сущность потребностей на «физиологическом уровне», иначе понимание этого сложного вопроса будет лишь поверхностным. П. В. Симонов - один из активных исследователей в этой области - пишет: «Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в интромедиарном обмене (цикле трикарбоновых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической) области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к возбуждению половых органов, к повышению чувствительности специализированных (эрогенных) рецепторных зон. Так потребность в пище, воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы».
Информация о работе Анализ и классификация экономических ресурсов и благ