Анализ и классификация экономических ресурсов и благ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ и классификация экономических ресурсов и благ.
Осуществление поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- дать понятие экономических потребностей и благ;
- классифицировать потребности и их структуру;
- выявить роль потребностей;
- дать классификацию благ;
- проанализировать феномен ограниченности благ и выявить возможные решения проблемы ограниченности ресурсов и благ;
- дать понятие экономических ресурсов, определить их виды и дать классификацию ресурсов;
- проанализировать феномен безграничности потребностей и ограниченности экономических ресурсов как основы экономической теории;

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 50.60 Кб (Скачать)

  Существует  великое множество благ. Условно  их можно объединить в несколько  крупных групп (таблица 1)

  Таблица 1. Группы благ

  Критерии классификации Виды благ
1 Вещественные  формы блага Материальные  блага
Нематериальные  блага
2 Функциональность  благ Потребительские блага
Блага производственного назначения
3 Взаимодействие  благ Взаимозаменяемые
Взаимодополняемые
4   Ограниченность  или  
неограниченность благ
Свободные блага
Экономические блага

  1. С точки зрения вещной формы,  блага можно разделить: на материальные  и нематериальные, или осязаемые  и неосязаемые. К первым, например  можно отнести дом, воду, цветы,  а ко второй группе относятся  главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет  на самолете.

  2. С функциональной точки зрения, блага делятся на две большие  группы: потребительские блага и  блага производственного назначения. К последним, относятся материальные  факторы производства, такие как  оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги.

  3. Среди благ выделяют:

  взаимозаменяемые (субституты): масло – маргарин, поезд  – автомобиль;

  взаимодополняемые (комплиментарные товары): стол и  стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат  и фотоплёнка.

  4. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные  услуги. Одни из потребляемых  благ имеются в более или  менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых  районах земного шара. Это свободные  или неэкономические блага. Другие  блага существуют в ограниченном  количестве, поэтому их необходимо  производить. Это так называемые  экономические блага, например  хлеб, компакт-диск, автомобиль, знания, услуги программиста и др. Экономические  блага – это товары и услуги. Экономические блага обладают  признаком ценности и распределяются  путём рыночного механизма, принимая  форму товара.

  Будущие блага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности  самостоятельного мышления, скажем, умножения  чисел. Остальные блага имеют  значение в данный момент времени, являются настоящими.

  Из  них выделяют косвенные или производственные блага, то есть те, которые используют для производства других благ. Остальные  блага - потребительские.

  Из  них выделяют долговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многим поколениям людей. Иные блага - недолговременные, в том числе  разового пользования, включая продукты питания.

  С социально-экономической точки зрения все экономические блага подразделяются на известные общественные и частные (с аналитической точки зрения смешанными и другими производными благами можно пренебречь). Общественные блага создаются исключительно  под общественным (государственным) контролем и в интересах всего  общества. Известно, что это товары и услуги, обеспечивающие национальную оборону, охрану правопорядка, государственное  управление, фундаментальную науку  и т.д. Отсутствие гарантий получения  экономической прибыли и иной коммерческой выгоды делает проекты  производства общественных товаров  явно непривлекательными для частных  инвесторов.

  Что же касается частных благ, предназначенных  для индивидуального потребления  и полностью исчезающих в его  результате, то способ труда и способ присвоения этих благ может быть как  общим, так и частным.

  Частные блага - те, которые идут строго определенному  покупателю, как, например, буханка  хлеба. Остальные блага относятся  к совместно потребляемым (товары общественного пользования). Их потребление  каждым, происходит только совместно. При этом некоторые блага доступны только определенному количеству потребителей, например, общественный транспорт. До определенного предела потребление  каждым не уменьшает возможности  потребления остальных, а сверх  определенного предела потребление  каждого становится препятствием их потребления другими.

  Более сложной формой благ являются такие, потребление которых беспредельно, «не перегружается». В то же время  интересы производителей могут быть обеспечены на основе установления ограничений  на их потребление, например, введением  платы за пользование определенными  благами. Тот, кто не платит, благ не получает. Так организованы частные  школы, платная медицина и другие. Например, в телевизионных сетях  возможно установление кодов для  просмотра определенных передач  только теми, кто уплатил за их просмотр. Хотя смотреть могли бы все, но просмотр ограничивают только теми, кто платит. Исключением могут быть, т.н. «социальные  блага» или «социальные товары». Свежий пример – трансляции футбольных матчей чемпионата России 2007 г. Права на их показ выкупил платный канал НТВ+, что вызвало негативный общественный резонанс, и потребовалось вмешательство президента для восстановления бесплатных трансляций на общедоступных каналах.

  Высшей  формой благ являются чисто общественные, за которые нельзя установить никакой  ограничивающей платы, например, любование  фейерверком. Чисто общественные блага - это такие, которые потребляются всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет: национальная оборона, обеспечение внутренней безопасности.

  С технико-экономической точки зрения частные блага можно подразделить на простые и сложные, а также  выделить группу благ, создаваемых  в условиях определенной динамики предельных издержек. Простые блага – это  такие, структура и свойства которых  непосредственно не аккумулируют в  себе новейшие достижения научно-технического прогресса. Таковыми можно считать  питьевую воду, зерно, многие виды продуктов  питания и т.д. Несомненно, что  если способ труда и организации  производства ряда благ данной категории  под силу одному человеку (домохозяйству), то процесс создания блага осуществляется частным образом, то есть в рамках экономической формы частной  собственности.

  Сложными  считаются блага, создание которых  не просто фокусирует в себе достижения прогресса науки и техники, что  совсем необязательно, а в любом  случае является результатом коллективного, то есть общего труда. В этом случае частное благо создается в  условиях экономической формы общей  собственности. При этом важно отметить, что традиционно понимаемая частная  капиталистическая собственность  есть не более чем один из видов  общей собственности, поскольку  конечный продукт в данном случае создается совместным, именно общим  трудом собственников средств производства и собственников рабочей силы.

  Способ  труда, организации и управления производством по созданию сложных  благ обусловливает экономическую  общую собственность (частнокапиталистическую, акционерную, коллективную долевую  и коллективную недолевую, государственную, муниципальную, смешанную и т.д.). Способ труда, создающего простые блага, может осуществляться как в рамках экономической общей, так и в  условиях экономической частной  формы собственности.

  4.Экономические  блага в народнохозяйственном  кругообороте.

  Совокупность  обращающихся в народнохозяйственном кругообороте экономических благ принято  называть национальным продуктом (НП). Национальный продукт может быть представлен как:

  сумма произведенных в стране товаров  и услуг;

  сумма распределенных (перераспределенных) благ или, что то же самое, сумма доходов  всех субъектов экономики; 

  сумма всех направлений по использованию (потреблению) благ.

  Национальный  продукт – это всегда текущий  объем производства, распределения, потребления, а не накопленный за предыдущие периоды размер богатства.

  Существуют  экономические блага, не поступающие  на рынок. Речь идет, прежде всего, о  трех категориях экономических благ:

  продукция, производимая натуральными хозяйствами;

  промежуточные продукты, находящиеся во внутрифирменном  обороте;

  экономические блага, производимые при самообслуживании.

  Не  попадая на рынок, такого рода продукция, тем не менее, может составлять значительную часть НП страны. При этом натуральное  хозяйство представляет собой замкнутую  саму на себя цепочку. Она производит и потребляет производимый продукт. Но если такие хозяйства не замыкаются сами на себя, хотя бы частично, то они  уже включаются в единый кругооборот  производства НП.

  Большой спецификой отличаются и разнообразные  полуфабрикаты и приспособления, находящиеся во внутрифирменном  обороте. Они не только не поступают  на рынок, но, как правило, и не имеют  точных рыночных аналогов.

  Крайне  широка и разнообразна также сфера  самообслуживания. В нее входят приготовляемая дома пища, уборка жилищ, стирка и многое, многое другое, что принято называть «домашней работой» и т.п. Чтобы  понять, насколько большая часть  национального продукта изготовляется  в процессе самообслуживания, достаточно спросить себя, во сколько обошлась бы каждой семье ее замена покупными  продуктами и услугами.

  Очевидно, что это тоже некоторая разновидность  натурального хозяйства, связанная  с обслуживанием самого себя, т.е. это разновидность натурального хозяйства в большей степени  связанная с производством услуг.

  Поэтому в том случае, когда цепочка  самообслуживания оказывается не замкнутой, то услуги по самообслуживанию включаются в производство услуг НП.

  Большой вклад благ, не поступающих на рынок, в создание национального продукта сочетается со столь же большими трудностями  в их учете.

  Национальное  богатство учитывает все имеющиеся  в стране экономические блага  по состоянию на определенную дату, представляет собой не измеритель потока экономических благ в ходе народнохозяйственного  оборота, а мерило его результатов, так сказать, «сухой остаток», возникший  в результате многих циклов производства внутреннего валового продукта (ВВП).

  Значительную  часть национального богатства  составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Несмотря на «нерукотворный»  характер этих богатств, их стоимость  связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет  очень сложный характер. Стоимость  одних природных благ растет, а  других падает в ходе технического прогресса.

  5. Формирование и  развитие общественных  потребностей

  Понятие «формирование потребностей» населения  в теории и практике рассматривается  в двух аспектах: во-первых, как объективный  процесс их развития, во-вторых, как  определенный вид деятельности общества и государства.

  В первом значении оно характеризует  объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид  целенаправленного воздействия  общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

  При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно  правильно выявить определяющие его факторы.

  Факторы формирования потребностей - условия  и обстоятельства, под влиянием которых  складываются и развиваются потребности  населения.

  Эти факторы подразделяют на объективные  и субъективные.

  К объективным факторам относятся  те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические  и культурно-бытовые условия жизни  населения в данной стране, от которых  непосредственно зависят степень  развитости потребности и возможности  их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни  населения; уровень общественного  производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения  в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т. п.

  Субъективные  факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы  человека, его наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно  на них влияет.

Информация о работе Анализ и классификация экономических ресурсов и благ