Актуальные проблемы потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов 5
1.1. Потребительское общество - основа внутренней организационной структуры 5
. Роль союзов потребительских обществ в системе потребительской кооперации 11
1.3. Роль Центросоюза в системе потребительской кооперации 13
Глава 2. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации 18
2.1. Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г. 18
2.2. Совершенствование кооперативного управления как фактор улучшения организационной структуры потребительской кооперации 23
Заключение 30
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

1279-1.rtf

— 260.03 Кб (Скачать)

Для преодоления этого положения в законе РФ  «О потребительской кооперации» 1997 г. устанавливается ряд мер, призванных с точки зрения законодателя, повысить уровень участия пайщиков в управлении. Так, как уже отмечалось, законом РФ 1997 устанавливается трехуровневая система управления потребительским обществом: общее собрание членов, совет и правление. Это положение устанавливается статьей 15 пункт 1: «Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества». Пунктом 2 этой же статьи определяется что: «Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества».

Совет осуществляет управление в период между общими собраниями потребительского общества: «В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом».(ст.15 пункт 3). Согласно пункту 4 этой же статьи исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.(ст.15 пункт 5).

Статья 16 определяет полномочия общего собрания пайщиков по управлению обществом. Так, согласно пункту 1: «Общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества». При этом пункт 2 к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относит: принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание; определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; избрание представителей потребительских обществ союза; выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза; утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества; порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом; определение видов, размеров и условий формирования фондов  потребительского общества; отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества; создание хозяйственных обществ; принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского  общества.

Статья 19 этого же Закона определяет функции совета потребительского общества как органа управления, его права и обязанности, отношения с другими органами управления потребительского общества. Так, пункт 1 этой статьи устанавливает: Совет потребительского общества является органом управления  потребительского общества и подотчетен его общему собранию. Совет  потребительского общества осуществляет полномочия, определенные настоящим Законом и уставом потребительского общества, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества. Пункт 2 устанавливает, что председатель и члены совета потребительского общества  избираются сроком на пять лет. Председатель и члены совета потребительского общества могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания потребительского общества. Досрочно избранный председатель или член совета потребительского общества исполняет свои обязанности до истечения пятилетнего срока полномочий предыдущего председателя или члена совета потребительского общества. Пункт 4статьи 19 определяет права совета как органа управления: К исключительной компетенции совета потребительского общества относятся: осуществление представительства потребительского общества; прием пайщиков в потребительское общество; ведение организационной работы с пайщиками; создание кооперативных участков; организация выполнения наказов пайщиков; подготовка и проведение общих собраний потребительского общества; представление общему собранию потребительского общества отчета о работе общества в период между общими собраниями; определение полномочий правления потребительского общества и осуществление контроля за его деятельностью; назначение и увольнение заместителей председателя совета потребительского общества, председателя правления и членов правления, а также руководителей учреждений и организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств; обеспечение эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; принятие решения о создании хозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, в том числе филиалов, а также об участии в хозяйственных обществах, кооперативах или об участии в товариществах на вере в качестве вкладчиков; отчуждение имущества потребительского общества, за исключением имущества, отчуждение которого относится к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества; утверждение бюджета потребительского общества; выдача доверенностей на заключение договоров. Пункт 6 данной статьи определяет регламент работы совета, режим его работы: Заседания совета потребительского общества проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в месяц. Совет потребительского общества правомочен решать вопросы, если на его заседании присутствует не менее 75 процентов членов совета, в том числе председатель совета или его заместитель. Также пункт 8 указывает, что председатель совета потребительского общества, его заместители и другие члены совета несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с уставом потребительского общества и законодательством Российской Федерации. Пункт 9 определяет, что совет потребительского общества не реже чем один раз в год отчитывается перед общим собранием потребительского общества. Пунктом 11 специально оговаривается что член совета не может быть членом правления или членом ревизионной комиссии потребительского общества.

Также демократизация системы управления в этом законе была распространена и на союзы потребительских обществ. Так, согласно пункту 1 статьи 34 управление союзом осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза. Тем самым вместо двухуровневой системы управления - общее собрание представителей в союзе - правление вводится трехуровневое: общее собрание - совет - правление. Пунктом 2 устанавливается, что высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ союза. Статья 35 определяет полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза. Так указывается, что оно полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности союза; к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза относятся: принятие устава союза, внесение изменений и дополнений в него; определение основных направлений деятельности союза; избрание председателя совета и членов совета, членов ревизионной комиссии союза и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности; прием в члены союза и исключение из него; определение размера взноса членов союза; утверждение годовых отчетов о деятельности союза; определение видов, размеров и условий формирования фондов союза; принятие решений о реорганизации и ликвидации союза.

Статья 37 определяет полномочия, права и обязанности совета союза. Так, согласно этой статье совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза. Пункт 2 определяет, что к исключительной компетенции совета союза потребительских обществ относятся: осуществление представительства союза потребительских обществ; подготовка и проведение общих собраний представителей потребительских обществ союза; представление общему собранию представителей потребительских обществ союза отчета о работе союза в период между общими собраниями;

определение полномочий правления союза потребительских обществ и осуществление контроля за его деятельностью; назначение и увольнение заместителей председателя совета союза, председателя правления и членов правления союза, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств; обеспечение эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; принятие решений о создании хозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, в том числе филиалов, а также об участии в хозяйственных обществах, кооперативах или об участии в товариществах на вере в качестве вкладчиков; отчуждение имущества союза потребительских обществ; утверждение бюджета и фондов союза; выдача доверенностей на заключение договоров.

Важное значение имеет пункт 5 данной статьи, который устанавливает сроки пребывания председателя союза на посту, а также порядок его избрания. Так, председатель и члены совета союза избираются сроком на пять лет. Председатель и члены совета союза могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза.

Статья 38 определяет полномочия ревизионной комиссии союза. Согласно пункту 1 ревизионная комиссия союза контролирует соблюдение устава союза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза. Она подотчетна общему собранию представителей потребительских обществ союза. В соответствие с пунктом 2 ревизионная комиссия союза избирает из своего состава открытым голосованием председателя и заместителей председателя ревизионной комиссии союза.

Принципиальное значение имеет статья 39, определяющая порядок реорганизации и ликвидации союза. Так, согласно пункту 1 реорганизация союза (слияние, присоединение, разделение, выделение) осуществляется по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 ликвидация союза может осуществляться только по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время, несмотря на законодательные меры, которые способствуют демократизации управления в кооперативах, организационная структура российской потребительской кооперации, во многом поддерживается административными методами управления, а не энергией пайщиков. При этом следует оговориться, что для современных российских условий еще долгое время будет сохраняться достаточно эффективное административное управление, но его следует дополнить демократическим членским контролем. Для этого Г.М. Ефремова и А.В. Ефремов предлагают в документах, регламентирующих деятельность потребительских кооперативов, выделить:

А) равенство фактических прав пайщика - руководителя и простого пайщика;

Б) разделение руководящего фактора и фактора управления. Решение общих собраний пайщиков кооператива является волеизъявлением большинства и обязательно к исполнению руководством кооператива.

В) подотчетность руководства пайщикам. Руководство осуществляет административный контроль за производственной деятельностью кооператива. Пайщики осуществляют демократический членский контроль за деятельностью руководства, при этом подразумевается: постоянный контроль за руководством со стороны выборного контрольного органа; возможность любого пайщика проконтролировать по его желанию правильность использования вложенных им средств.

Г) вознаграждение труда руководства должно быть пропорционально вкладу в результаты и систематически корректироваться решениями общего собрания.

Как отмечают указанные авторы: «Принятие этих предложений позволит объединить преимущества существующего ныне административного управления с ограничением демократическим членским контролем возможных действий руководства кооператива, направленных на решение задач, отличных от волеизъявления большинства пайщиков»[18].

 

Заключение

 

В современных российских условиях «дикого капитализма» сохранение и совершенствование организационной структуры является для системы потребительской кооперации одной из самых насущных и актуальных задач. Система объединяет взаимосвязанные и взаимодействующие потребительские общества и союзы на основе общности их целей, принципов, функций и т.д. Но, как и в любой другой системе, в потребительской кооперации наряду с организацией, упорядоченностью всегда есть некоторая разлаженность, неопределенность. Нормально, когда процессы организации и дезорганизации уравновешивают друг друга. Но, что делать, если процессы дезорганизации, во многом из-за внешнего фактора начинают возобладать? Обратимся к рассуждениям академика Тихонова, который рассматривал кооперацию как огромнейшую саморегулирующую систему с очень сложной структурой. Он писал: «Конечно, всякая саморегулирующая система развивается за счет внутренних сил, без давления извне. И в то же время каждой системе требуются некие элементы организованности, которые не сковывали бы внутренние движущие силы, и в то же время не позволяли бы развиваться чрезмерной стихийности, анархичности, всему тому, что идет во вред самой системе и даже способно ее разрушить»[19].

Решение проблемы совершенствования организационной структуры потребительской кооперации заключается в мобилизации ее потенциала, внутренних возможностей для выхода из кризиса; скорейшей адаптации, приспособлении ее деятельности к условиям рынка; в укреплении единства на основе кооперативных принципов и ценностей. При этом необходимо помнить, что в нашей стране не раз уже проводились эксперименты по «совершенствованию» организационной структуры. Со времен «военного коммунизма» потребительские общества укрупнялись и разукрупнялись неоднократно. Так, буквально в последнее десятилетие перед распадом СССР была дана команда на основе мелких сельпо и их районных союзов создавать райпо. Но потом последовала критика «сверху», произошел частичный откат назад: райпо ликвидировались, сельпо восстанавливались.

Неумолимыми законами рыночной экономики ныне диктуются новые структурные преобразования. В одних регионах сохранились только райпо, в других они теперь преобладают. Как правило, при прочих равных условиях выживают и успешно развиваются крупные кооперативы - райпо. Концентрация и централизация кооперативного хозяйства неизбежны и впредь. Однако тут важно соблюсти два условия: любые структурные изменения должны проводиться в интересах пайщиков и без ущерба внутрикооперативной демократии. С этой точки зрения оправдано создание в потребительских обществах и союзах нового органа - совета, призванного отстаивать интересы именно пайщиков, а также повышение роли кооперативных участков потребительских обществ.

Информация о работе Актуальные проблемы потребительской кооперации