Структура доказательства: Тезис, аргументы и демонстрация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Доказательность — важное качество правильного мышления. Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждения. В науке ученым приходится доказывать самые разные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованны.

Оглавление

Введение ………………………………………….……………………….……...3
1. Структура доказательства: Тезис, аргументы и демонстрация…………......5
2. Виды доказательств…………………………………..………………...……..11
2.1. Прямое доказательство…………………………………………………......11
2.2. Косвенное доказательство………………………………………….………12
3.Виды косвенных доказательств………………………………………………13
4. Правила ведения доказательства…………………………...………………..23
5.Заключение…………………………………………………….…….…………26
6.Литература…..….………………………………………………………...……27

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

      Нет сомнения, что косвенное доказательство  представляет собой эффективное  средство обоснования. Но, имея  с ним дело, мы вынуждены все  время сосредоточиваться не на  верном положении, справедливость  которого необходимо обосновать, а на ошибочных утверждениях. Сам ход доказательства состоит  в том, что из антитезиса, являющегося  ложным, мы выводим следствия  до тех пор, пока не придем  к утверждению, ошибочность которого  несомненна.

      Косвенное  доказательство – хорошее орудие  исследования, но оно не всегда  удачный прием изложения материала.  Не случайно в практике преподавания  нередок такой парадоксальный  совет: после того как косвенное  доказательство проведено, ход  его полезно тут же забыть, оставив в памяти только доказанное  положение.

      Имеются  также более серьезные возражения  против косвенного доказательства. Они связаны с использованием  в нем закона исключенного  третьего. Как уже говорилось, не  всеми он признается универсальным,  приложимым в любых без исключения  случаях.

Можно отметить, что найденное  косвенное доказательство какого-то утверждения обычно удается перестроить  в прямое доказательство этого же утверждения. Обычно, но не всегда.

      Ошибка  в доказательстве – вещь довольно  обычная. Проводя доказательства, мы опираемся на нашу логическую  интуицию, на стихийно усвоенное знание законов логики. Как правило, оно нас не подводит. Но в отдельных и особенно в сложных случаях оно может оказаться ненадежным.

Эксперименты, проводившиеся  психологами, показывают, что едва ли не каждое четвертое наше умозаключение  не опирается на закон логики, а  значит, является неправильным. Логику редко изучают специально. Навыки логичного, т.е. последовательного и  доказательного, мышления формируются  и совершенствуются в практике рассуждений. Но, как заметил английский философ  Ф. Бэкон, упражнения, не просветленные  теорией, с одинаковым успехом закрепляют как правильное, так и ошибочное.

      Наше логическое  чутье и наши навыки доказательства  не так безупречны, как это  часто кажется. Полезно поэтому  не упускать случая, чтобы их  усовершенствовать.

Провести четкую границу  удается только тогда, когда известно не только то, что охватывается ею, но и то, что остается за ее пределами. Ясное понимание доказательства предполагает, помимо прочего, определенное представление о рассуждениях, имеющих  форму доказательства, но на самом  деле им не являющихся. Такие «несостоявшиеся  доказательства» – результат  ошибок, допущенных – непреднамеренно  или сознательно – в ходе доказательства. Знакомство с наиболее типичными  из них способствует совершенствованию  практических навыков доказательства и позволяет лучше понять, что  представляет собой «безошибочное» доказательство.

      Формальная  ошибка

      Доказательство  – это логическая связь принятых  аргументов и выводимого из  них тезиса. Логические ошибки  в доказательстве можно разделить  на относящиеся к тезису, к  аргументам и к их связи.

      Формальная  ошибка имеет место тогда, когда  умозаключение не опирается на  логический закон и заключение  не вытекает из принятых посылок.  Иногда эту ошибку сокращенно  так и называют – «не вытекает».

      Допустим, кто-то рассуждает так: «Если  я навещу дядю, он подарит мне  фотоаппарат, когда дядя подарит  мне фотоаппарат, я продам его  и куплю велосипед: значит, если  я навещу дядю, я продам его  и куплю велосипед».

Ясно, что это – несостоятельное  рассуждение. Его заключение насчет «продажи дяди» абсурдно. Но посылки  безобидны и вполне могут быть истинными, так что источник беспокойства не в них. Причина ошибки в самом  выведении из принятых утверждений  того, что в них вообще не подразумевалось.

      Вывод из  верных посылок всегда дает  верное заключение. В данном случае  заключение ложно. Значит, умозаключение  не опирается на закон логики  и неправильно. Ошибка проста. Местоимение «его» может указывать  на разные предметы. В предложении  «Я продам его и куплю велосипед»  оно должно указывать на фотоаппарат.  Но выходит так, что на самом  деле оно относится к дяде.

      Чтобы опровергнуть  это неправильное рассуждение,  надо показать, что между принятыми  посылками и сделанным на их  основе заключением нет логической  связи.

Немецкий физик В. Нернст, открывший третье начало термодинамики (о недостижимости абсолютного нуля температуры), так «доказывал» завершение разработки фундаментальных законов  этого раздела физики: «У первого  начала было три автора: Майер, Джоуль и Гельмгольц; у второго – два: Карно и Клаузиус, а у третьего – только один: Нернст. Следовательно, число авторов четвертого начала термодинамики должно равняться  нулю, т.е. такого закона просто не может  быть».

      Это шуточное  доказательство хорошо иллюстрирует  ситуацию, когда между аргументами  и тезисом явно нет логической  связи. Иллюзия своеобразной «логичности»  рассуждения создается чисто  внешним для существа дела  перечислением.

      В гробнице  египетских фараонов была найдена  проволока. На этом основании  один «египтолог» высказал предположение,  что в Древнем Египте был известен телеграф. Услышав об этом, другой «исследователь» заключил, что, поскольку в гробницах ассирийских царей никакой проволоки не найдено, в Древней Ассирии был уже известен беспроволочный телеграф.

      Предположение  «египтолога» – если это не  шутка – очевидная нелепость.  Еще большая глупость – если  это опять-таки не шутка –  заключение «ассириолога». И конечно  же, никакой логической связи  между этими «предположениями»  и сделанными как бы на их  основе «заключениями» нет.

      Встречаются,  к счастью, довольно редко,  хаотичные, аморфные рассуждения.  Внешне они имеют форму доказательств  и даже претендуют на то, чтобы  считаться ими. В них есть  слова «таким образом», «следовательно»,  «значит» и подобные им, призванные  указывать на логическую связь  аргументов и доказываемого положения.  Но эти рассуждения доказательствами  на самом деле не являются, поскольку логические связи подменяются  в них психологическими ассоциациями.

      Вот, к  примеру, рассуждение, внешне  напоминающее доказательство:

«Вечный двигатель признан  невозможным, так как он противоречит закону сохранения энергии, или первому  началу термодинамики. Когда было открыто  второе начало термодинамики, стали  говорить о невозможности вечного  двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе  третьего рода, который запрещается  третьим началом термодинамики. Но четвертого начала термодинамики  нет! Следовательно, ничто не мешает создать вечный двигатель четвертого рода. И тем более вечный двигатель  пятого и так далее рода!»

      Ошибки  в отношении тезиса

      Характерная  ошибка в отношении тезиса  – подмена тезиса, неосознанное  или умышленное замещение его  в ходе доказательства каким-то  другим утверждением. Подмена тезиса  ведет к тому, что доказывается  не то, что требовалось доказать.

Тезис может сужаться, и  в таком случае он остается недоказанным. Например, для доказательства того, что сумма углов треугольника равна двум прямым, недостаточно доказать, что эта сумма не больше 180°. Для обоснования того, что человек должен быть честным, мало доказать, что разумному человеку не следует лгать.

      Тезис может  также расширяться. В этом случае  нужны дополнительные основания.  И может оказаться, что из  них вытекает не только исходный  тезис, но и какое-то иное, уже  неприемлемое утверждение. «Кто  доказывает слишком много, тот  ничего не доказывает», – эта  старая латинская пословица как  раз и имеет в виду такую  опасность.

Иногда случается полная подмена тезиса, притом она не так  редка, как это может показаться. Обычно она затемняется какими-то обстоятельствами, связанными с конкретной ситуацией, и благодаря этому  ускользает от внимания.

      Широкую  известность получил случай с  древнегреческим философам Диогеном, которого однажды за подмену  тезиса спора даже побили. Один  философ доказывал, что в мире, как он представляется нашему  мышлению, нет движения, нет многих  вещей, а есть только одна-единственная  вещь, притом неподвижная и круглая.  В порядке возражения Диоген  встал и начал не спеша ходить  перед спорящими. За это его,  если верить некоторым старым  источникам, и побили палкой.

      Речь шла  о том, что для нашего ума  мир неподвижен. Диоген же своим  хождением пытался подтвердить  другую мысль: в чувственно  воспринимаемом мире движение  есть. Но это и не оспаривалось. Автор мнения, что движения нет,  считал, что чувства, говорящие  о множественности вещей и  их движении, просто обманывают  нас.

      Разумеется, мнение, будто движения нет, ошибочно, как ошибочна идея, что чувства  не дают нам правильного представления  о мире. Но раз обсуждалось  такое мнение, нужно было говорить  о нем, а не о чем-то другом, хотя бы и верном. Вот как  описывает этот спор А.С. Пушкин:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приходит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый  Галилей.

      Ошибки  в отношении аргументов

      Наиболее  частая ошибка – это попытка  обосновать тезис с помощью  ложных аргументов.

      Тигры, как  известно, не летают. Но рассуждение  «Только птицы летают; тигры не  птицы; следовательно, тигры не  летают» не является, конечно,  доказательством этого факта.  В рассуждении используется неверная  посылка, что способны летать  одни птицы: летают и многие  насекомые, и млекопитающие (например, летучие мыши), и самолеты и  др. С помощью же посылки «Только  птицы летают» можно вывести  не только истинное, но и ложное  заключение, скажем, что майские  жуки, поскольку они не птицы,  не летают.

Довольно распространенной ошибкой является круг в доказательстве: справедливость доказываемого положения  обосновывается посредством этого  же положения, высказанного, возможно, в несколько иной форме. Если за основание  доказательства принимается то, что  еще нужно доказать, обосновываемая мысль выводится из самой себя, и получается не доказательство, а  пустое хождение по кругу.

      Почему  мы видим через стекло? Обычный  ответ: оно прозрачно. Но назвать  вещество прозрачным – значит  сказать, что сквозь него можно  видеть.

      В статье  «Так что же нам делать?»  Л. Н. Толстой резко обвиняет  политэкономию в явном порочном  круге. «Вопрос экономической  науки, – пишет Толстой, –  в следующем: какая причина  того, что одни люди, имеющие землю и капитал, могут порабощать тех людей, у которых нет земли и капитала?

      Ответ, представляющийся  здравому смыслу, тот, что это  происходит от денег, имеющих  свойство порабощать людей. Но  наука отрицает это и говорит:  это происходит не от свойства  денег, а оттого, что одни имеют  землю и капитал, а другие  не имеют их. Мы спрашиваем: отчего  люди, имеющие землю и капитал,  порабощают неимущих? Нам отвечают: оттого, что они имеют землю  и капитал.

      Да ведь  мы просто это же самое спрашиваем. Лишение земли и орудий труда  и есть порабощение. Ведь это  ответ: усыпляет, потому что обладает  снотворной силой».

4.Правила  ведения доказательства

Методологические требования, предъявляемые к корректно построенному доказательству, можно свести к следующим  правилам.

1. Правило адекватного  аргумента: в процессе корректного  ведения доказательства не допускается  использование ложных и противоречивых  аргументов. Нарушение данного правила  влечет ошибку тривиальной полноты  доказательства, так как из ложных  противоречивых посылок в рассуждении  логически следует все, что  угодно, то есть доказуемо любое  утверждение и его отрицание.

2. Правило независимого  аргумента: в процессе корректного  ведения доказательства не допускается  введение в систему аргументации  утверждений, являющихся элементами  системы утверждений, определяющих  тезис доказательства. Нарушение  этого правила влечет ошибку "порочного  круга" в доказательстве, когда  в процессе доказательства исходят  из того, что требуется доказать.

Например, к порочному  кругу в доказательстве приводят ссылки на аморальность и общественную опасность действий обвиняемого  на основании лишь исследуемых обстоятельств  дела. Такие ссылки правомерны только в том случае, когда вина обвиняемого  в совершении данного деяния уже  полностью доказана.

3. Правило логической  репрезентации формы демонстрации: в процессе корректного ведения  доказательства любая внелогическая  форма демонстрации должна обладать  свойством репрезентируемости в  форме логически корректного  вывода тезиса из заданных  аргументов. Другими словами, всегда, когда в процессе доказательства  используются прагматические, психологические  и другие внелогические формы  убеждения в правильности отстаиваемого  положения, должны существовать  чисто логические средства контроля  за приведенными в доказательстве  рассуждениями. Нарушение данного  правила влечет ошибку паралогизма.  Паралогизмом называется неумышленная  ошибка в ведении доказательства, связанная с нарушением правил  логического вывода.

Информация о работе Структура доказательства: Тезис, аргументы и демонстрация