Методы научной индукции и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них – непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными, или вводными.
Логической формой получения новых знаний является умозаключение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ………………………………………………………6
2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ АНАЛОГИИ…………………………………………10
3. Применение аналогии в науке 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ло.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

     Рассуждение по аналогии дало в науке многие блестящие результаты, нередко совершенно неожиданные.

     В XVII в. движение крови в организме  сравнивали с морскими приливами  и отливами. Врач В.Гарвей ввел новую аналогию с насосом и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

     Химик Д.Пристли воспользовался аналогией между горением и дыханием и благодаря этому смог провести свои изящные эксперименты, показавшие, что растения восстанавливают воздух, израсходованный в процессе дыхания животных или в процессе горения свечи.

     Д.Гершель обнаружил, что пламя спиртовки становится ярко-желтым, если поместить в него немного поваренной соли. А если посмотреть на него через спектроскоп, то можно увидеть две желтые полосы из-за присутствия натрия. Гершель высказал мысль, что сходным путем можно обнаружить присутствие и других химических элементов, и впоследствии его идея подтвердилась, и возник новый раздел физики - спектроскопия.

     И.Мечников размышлял о том, как человеческий организм борется с инфекцией. Однажды, наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, он бросил несколько шипов розы в их скопление; личинки обнаружили эти шипы и <переварили> их. Мечников тут же связал этот феномен с тем, что происходит с занозой, попавшей в палец человека: занозу окружает гной, который растворяет и <переваривает> инородное тело. Так родилась теория о наличии у животных организмов защитного приспособления, заключающегося в захватывании и <переваривании> особыми клетками - фагоцитами - посторонних частиц, в том числе микробов и остатков разрушенных клеток. Г.Мендель из своих простых опытов над горохом вывел путем аналогии следствия, которые привели к концепции доминантных и рецессивных признаков у всех живых организмов.

       Д.Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания их атомного веса и упорядочил их в строки и колонки на основе сходства свойств. Однако в построенной на основе этих принципов таблице оказались пробелы. Все известные в то время элементы были распределены, а места 21-е, 31-е и 32-е таблицы остались незаполненными. Менделеев предположил, что эти места должны быть заняты еще не открытыми элементами. На основе известных элементов, занимающих аналогичные места в системе, он указал количественные и качественные свойства трех этих элементов. Вскоре они были открыты, и предсказание Менделеева блестяще подтвердилось.

     Г.Лейбниц уподобил процесс логического доказательства вычислительным операциям в математике. Вычисление суммы или разности чисел осуществляется на основе простых правил, принимающих во внимание только форму чисел, а не их смысл. Результат вычисления однозначно предопределяется этими не допускающими разночтения правилами, и его нельзя оспорить. Лейбниц попытался умозаключение преобразовать в вычисление по строгим правилам. Он верил, что если это удастся, то споры, обычные между философами по поводу того, что твердо доказано, а что нет, станут невозможными, как невозможны они между вычислителями. Вместо спора философы возьмут в руки перья и скажут: <Давайте посчитаем>. Примерно через два столетия аналогия между математическими и логическими операциями произвела переворот в формальной логике и привела к современному этапу в развитии этой науки - математической логике.

     Аналогия  между живыми организмами и техническими устройствами лежит в основе бионики. Это направление кибернетики  изучает структуры и жизнедеятельность  организмов; открытые закономерности и обнаруженные свойства используются затем для решения инженерных задач и построения технических  систем, приближающихся по своим характеристикам  к живым системам.

     Таким образом, умозаключение по аналогии не только позволило объяснить многие новые явления и сделать неожиданные  и важные открытия, оно привело  даже к созданию новых научных  направлений или к коренному  преобразованию старых. 
 

    Заключение. 

     Дедуктивные умозаключения, как правило, ведут  нас от знания большей степени  общности к знанию меньшей степени  общности, К примеру, для силлогизмов  существует правило, согласно которому из двух частных посылок нельзя сделать  никакого вывода. В индукции мы накапливаем  знание о частных случаях, об отдельных  примерах какой-либо закономерности и  затем делаем вывод о наличии  этой закономерности, значительно расширяя объем нашего знания. Однако в практике мышления часто возникает задача регулярного перехода к знанию той  же степени общности: от единичных  суждений к единичным, от частных  — к частным, от общих — к общим. Основанием таких умозаключений может служить сходство предметов, их свойств или отношений, т.е. всего того, что выступает как объекты нашего познания. На представлениях о сходстве объектов (предметов или систем объектов) и возможности продолжить это сходство основываются умозаключения по аналогии (от греч. analogia — соответствие).

     Аналогия  древняя наука. О ней было известно еще в Древней Греции. Аналогия имеет структуру, схожую со структурой других типов умозаключений. Но в  тоже время имеет и свои особенности. Аналогия может классифицироваться по нескольким видам.  Как наука, аналогия имеет свои функции, благодаря  которым она получила широкое  применение.

       Аналогия — недедуктивное умозаключение. Это означает, что заключения этих умозаключений даже при истинности посылок не являются достоверно истинными, но только вероятно истинными. Пример индукции показывает, что вероятность заключений недедуктивных умозаключений может быть большей или меньшей в зависимости от характера посылок и способа организации самих умозаключений. Вероятность выводов по аналогии ниже, даже чем выводов методом популярной индукции. Поэтому в науке аналогия как средство обоснования или доказательства суждений используется редко. Роль аналогии в науке — это роль источника плодотворных догадок предположений и гипотез, которые затем проходят проверку более строгими дедуктивными и индуктивными методами. В естественных науках и математике аналогия в основном используется как эвристическое средство в ходе порождения нового знания. В гуманитарных науках и философии аналогия часто используется также как средство Понимания поступков и мыслей других людей, литературных произведений, явлений культуры. Мысли, чувства, поступки других людей часто становятся понятными тогда, когда мы находим их похожими на наши собственные мысли, чувства, поступки.

     Таким образом, аналогия играет важную роль в нашей жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Брюшинкин, В.Н. Логика: Учебник. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Гардарики, 2001. – 334 с.: ил.
  2. Гетманова, А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: «Добросвет», 2002. – 472с.
  3. Иванов, Е.А. Логика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 368 с.
  4. Ивин, А.А. Логика. Учебное пособие. – М.: Знание, 1997. – 240 с.
  5. Ивлев, Ю.И. Логика. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1999. – 272 с.: ил.
  6. Кирилов, В.И., Старченко, А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.

Информация о работе Методы научной индукции и их применение