Методы научной индукции и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них – непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными, или вводными.
Логической формой получения новых знаний является умозаключение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ………………………………………………………6
2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ АНАЛОГИИ…………………………………………10
3. Применение аналогии в науке 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ло.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

     Этот  вид характеризуется тем, что  уподобляемые предметы сами могут и  не обладать сходными свойствами, но у  них есть сходные отношения с  другими предметами.

     Имеем отношение (aR1b) и отношение (mR1n). Аналогичными являются отношения R и R1 , но a не аналогично m, а b – n. Примером аналогии отношений является планетарная модель атома. Резерфорд сравнил отношения между ядром атома и электронами, вращающимися вокруг него, с отношением между Солнцем и планетами. Здесь R – взаимодействие противоположно направленных сил – сил притяжения и отталкивания – между планетами и Солнцем, а R1 – взаимодействие противоположно направленных сил – сил притяжения и отталкивания между ядром атома и электронами, но планеты не аналогичны электронам, а Солнце не аналогично ядру атома.

     На  основе аналогии отношений бионика  занимается изучением объектов и  процессов живой природы с  целью использования полученных знаний в новейшей технике. Так, например, летучая мышь при полете испускает ультразвуковые колебания, затем улавливает их отражения от предметов, безошибочно ориентируясь в темноте. Человек, используя этот принцип, создал радиолокаторы, обнаруживающие объекты и определяющие их местоположение в любых метеорологических условиях. Построены машины-снегоходы, принцип передвижения которых заимствован у пингвинов. Медузы обладают восприятием инфразвука с частотой 8-13 колебаний в секунду, с помощью чего заранее распознает приближение бури. На основе этого ученые создали электронный прибор, который предсказывает наступление шторма за 15 часов.

     Аналогия  отношений часто используется в  искусстве как основа метафоры. Это  связано с относительной независимостью этой аналогии от конкретной природы  тех предметов, отношения которых рассматриваются. Слова и посуда, солнечный свет и наглядное представление – предметы, принадлежащие радикально различным родам. Тем не менее, в аналогии они уподобляются друг другу. Это значительно повышает образность нашего мышления, но и существенно снижает вероятность истинности заключений, полученных по такой аналогии.

     В связи с этим аналогии часто делят  на фигуральные и буквальные аналогии. До сих пор рассматривались буквальные аналогии.

     Буквальная  аналогия – это умозаключение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из одинаковых областей действительности.

     Фигуральная аналогия – это умозаключение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из качественно отличных областей действительности, связь которых имеет только символическое значение.

     Фигуральной аналогией является известное описание демократии: «Трудно определить, что  такое демократия. Она подобна  жирафу. Раз посмотришь – и уже  больше ни с чем не перепутаешь».

     Различные аналогии могут сильно отличаться друг от друга по своему доказательному эффекту: от строгих аналогий в математике, которые представлены, например, пропорциями, до фигуральных аналогий, которые  никакой доказательной силой  не обладают.

     По  характеру выводного знания (по степени  достоверности заключения) аналогия может быть строгой, нестрогой, ложной.

     Строгая (или сильная) аналогия распространена в науке. Для нее характерно то, что переносимый признак связан с другими, сходными признаками. Строгая аналогия дает достоверный вывод. Схема строгой аналогии такова:

        Предмет А обладает признаками a,b,c,d,e.
        Предмет В обладает признаками a,b,c,d.
        Из  совокупности признаков  a,b,c,d необходимо следует e.
        Предмет В обязательно обладает признаком e

     А и В в этой схеме – сравниваемые предметы, a,  b,  c,  d,   - сходные для обоих предметов признаки, e – признак,  присущий А и в силу сходства между предметами переносимый на В.

     Строгая аналогия бывает двух видов.

     В аналогии первого вида в качестве научной методологии используется теория, объясняющая связь признаков a, b, c и переносимого признака d.

     На  первом виде строгой аналогии основан  метод моделирования, т.е. изучение объектов с помощью моделей. Известно, что единство природы обнаруживается в «поразительной аналогичности» дифференциальных уравнений, относящихся к разнообразным областям явлений. В физике эти аналогичные явления весьма часты. Аналогичными уравнениями описываются корпускулярно-волновые свойства света и аналогичные свойства электронов.

     При аналогии второго вида в качестве  общей методологии применяются  следующие:    1) общие признаки a,b,c должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов;     2) связь признаков a,b,c и признака d не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов. В социальном познании эти требования дополняются  специальной методологией исследования той или иной сферы общественной жизни.

     Строгая аналогия дает достоверный вывод, т.е. истину, обозначаемую в многозначных логиках, в классической логике, в  теории вероятностей через 1. Вероятность  выводов  по строгой аналогии равна 1.

     Нестрогая (слабая) аналогия имеет широкую область применения. Она используется там, где переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место. Данная форма аналогии дает вероятное, а иногда ложное, ошибочное знание. Если ложное суждение обозначить через 0, а истину через 1, то степень вероятности выводов нестрогой аналогии лежит в интервале от 1 до 0, т.е. 1 > P (a) > 0, где P (a) – вероятность заключения по нестрогой аналогии.

     Примерами нестрогой аналогии являются следующие: испытание модели корабля в бассейне и заключение, что настоящий корабль будет обладать теми же параметрами, испытание прочности моста на модели, затем построение настоящего моста. Если все правила построения и испытание модели строго выполнены, то этот способ приближается к строгой аналогии.

     Для повышения степени вероятности  выводов по нестрогой аналогии следует  выполнить ряд условий:

  1. Число общих признаков должно быть возможно большим;
  2. Необходимо учитывать степень существенности сходных признаков;
  3. Общие признаки должны быть по возможности более разнородными;
  4. Необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия
  5. Переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные признаки.

     При нарушении этих правил аналогия может дать ложное заключение, т.е. стать ложной. Вероятность выводов по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью запутывания противника, т.е. являются софистическим приемом, или делаются неумышленно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знаний относительно предметов А и В и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия. Так, аналогия Марса с Землей в отношении возможной жизни на нем в результате полета космических кораблей к этой планете не подтвердилась. Признаков жизни там не обнаружено.

     Еще одним примером ложной аналогии является организмическая аналогия Г. Спенсера, который выделял в обществе различные административные органы и приписывал им функции, аналогичные тем, которые возникают при разделении функций между органами живого тела. На ложных аналогиях основаны и суеверия, астрономические предсказания, приметы и т.д. Например, рассыпалась соль – к ссоре; найдена монета «решкой» вверх – к тратам, проигрышу; разбитое зеркало – к несчастью; родился под знаком Скорпиона – энергетический вампир и т.п.

     В тоже время аналогия, как и другие виды умозаключения, может быть полной и неполной. В полной сходство превосходит различия, уподобляемые явления имеют ближайший род. В неполной – сходство лишь в некоторых отношениях.

     Аналогия  может быть, как и силлогизм, развернутой  и свернутой (энтимематической).

     Рассмотренные виды аналогии имеют лишь относительные  различия. Так, выделяя аналогию свойств предметов, необходимо учитывать, что свойства проявляются в отношениях между предметами, а говоря об аналогии отношений – считаться с тем, что эти отношения сходны, а, следовательно, уподобляются по своим свойствам. Поэтому в результате умозаключения по аналогии свойств может быть получена новая информация об отношениях предмета к другим и наоборот. Один пример. Аналогия электричества с распространением теплоты – это аналогия свойств двух физических явлений. Но перенос на электричество уравнений, разработанных для теплоты (уравнение есть отношение), говорит о том, что тут вскрыта и аналогия отношений.

     Аналогия  имеет четыре основные функции.

     Основными функциями аналогии являются:

  1. эвристическая – аналогия позволяет открывать новые факты (например, открытие гелия);
  2. объясняющая – аналогия служит средством объяснения явления (планетарная модель атома);
  3. доказательная. Доказательная функция у нестрогой аналогии слабая. Иногда даже говорят: «Аналогия не доказательство». Однако строгая аналогия (особенно первого вида) может выступать в качестве доказательства или же по крайней мере в качестве аргументации, приближающейся к доказательству;
  4. гносеологическая – аналогия выступает в качестве средства познания.

     Аналогия, так же как и другие виды умозаключений (дедукция и индукция), имеет свою структуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Применение  аналогии в науке 
 

     В науке рассуждения по аналогии применяются  столь же широко, как и во всех других областях человеческой деятельности. Этому совершенно не мешает то, что  аналогия дает не твердое знание, а  только более или менее вероятные  предположения. Причем нельзя сказать, что ученые используют по преимуществу строгие аналогии, вероятность заключений которых относительно высока. Разумеется, ученые стремятся - и в общем небезуспешно - именно к такого рода аналогиям. Но вместе с тем в научном творчестве, наряду с самыми точными из всех встречающихся аналогий, не редки весьма приблизительные, а то и просто поверхностные уподобления.

     Объяснение  этого - в сложности процесса научного познания и в многообразии тех  задач, которые решаются в науке  с помощью аналогий.

     Точная  аналогия - конечно, идеал ученого. Она  возможна, однако только в достаточно развитых областях знания. На начальных  стадиях исследования обычно приходится довольствоваться примерными уподоблениями.

     Далее, ученый может обращаться к аналогии с разными целями. Она может  привлекаться, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной, образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы и т.д. По аналогии можно также рассуждать о том, что пока недоступно прямому наблюдению. Она может служить средством выдвижения новых гипотез, являться своеобразным методом решения задач посредством сведения их к ранее решенным задачам и т.д.

     В конечном счете именно цель рассуждения определяет характер аналогии. В одних случаях требуется предельно точная аналогия, в других полезной может оказаться свободная аналогия, не стесняющая творческое воображение и фантазию исследователя.

     Французский инженер С.Карно, заложивший в начале прошлого века основы теории тепловых машин, смело уподобил работу такой машины работе водяного двигателя. Физическая аналогия между переходом тепла от нагретого тела к холодному и падением воды с высокого уровня на низкий - пример строгой аналогии, опирающейся на существенные черты уподобляемых объектов. В истории физики есть и примеры весьма свободных аналогий, сыгравших вместе с тем важную роль в развитии этой науки. Так, И.Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с разными обликами бога. Эти сопоставления кажутся сейчас по меньшей мере странными. Но именно они привели Кеплера к идее ввести понятие силы в астрономию.

     И. Гутенберг пришел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет. Так было положено начало книгопечатанию, открыта <галактика Гутенберга>, преобразовавшая всю человеческую культуру.

     Первая  идея Э. Хау, изобретателя швейной машины, состояла в совмещении острия и ушка на одном конце иглы. Как возникла эта идея - неизвестно. Но главное  его достижение было в том, что  по аналогии с челноком, используемым в ткацких станках, он изготовил  шпульку, которая продергивала дополнительную нить через петли, сделанные игольным ушком, и таким образом родился  машинный шов. В. Вестингауз долго бился над проблемой создания тормозов, которые одновременно действовали бы по всей длине поезда. Прочитав случайно в журнале, что на строительстве тоннеля в Швейцарии буровая установка приводится в движение сжатым воздухом, передаваемым от компрессора с помощью длинного шланга, Вестингауз увидел в этом ключ к решению своей проблемы.

Информация о работе Методы научной индукции и их применение