Логика аналитической функции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие теоритических аспектов анализа в системе управления предприятия, цель расчётной части определение состояния предприятия по различным критериям исследования.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

      Введение

      В настоящее время, в период современного мирового экономического кризиса, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возрастают значения финансовой устойчивости и  субъектов хозяйствования. Все это  значительно увеличивает роль анализа  их финансового состояния, наличия, размещения и использования денежных средств. Предприятиям в нынешнее время нестабильной экономики, когда наблюдается спад промышленного производства и значительно сокращаются инвестиции в производство, для эффективной работы необходимо уметь анализировать свою прошлую деятельность (для того, чтобы не повторять ошибок и использовать положительные моменты) и планировать будущую деятельность (чтобы избежать ошибок и представить результаты своей работы).

      В рыночной экономике предприятия  несут полную материальную ответственность  за свои действия. Это определяет другую особенность финансового управления: требуется глубокий анализ финансового  состояния не только своего предприятия, но и предприятий-конкурентов и  деловых партнеров.

      Анализ  проводится для того, чтобы оценить  финансовое состояние предприятия, а также, чтобы постоянно проводить  работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ  на вопрос, каковы важнейшие способы  улучшения финансового состояния  предприятия в конкретный период его деятельности.

      Целью курсовой работы является раскрытие теоритических аспектов анализа в системе управления предприятия, цель расчётной части определение состояния предприятия по различным критериям исследования.

 

      

      Логика  аналитической функции в рыночной экономике

      Любой хозяйствующий субъект можно  рассматривать как некую социально-экономическую  систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию  или услуги, предложение и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих  сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания предприятия, а также  в первые годы его функционирования приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают  вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности  анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными  словами, после того как предприятие  стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый «нормальный» режим работы, приоритет отдается обеспечению, в том числе и  финансовому, ритмичности и бесперебойности  в достижении основных целей (чаще всего  основная цель заключается в генерировании  прибыли). Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы  управления. Управление, понимаемое в  широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия  управляющей подсистемы на управляемую  с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами; один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен вместе с тем особо значимы анализ, планирование и учет. Анализ —одна из общих функций управления экономическими системами, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов. Безусловно, эти субъекты могут существенно различаться по видам своей деятельности, ее масштабам, организационно-правовым формам, целевым установкам; это накладывает определенный отпечаток и на содержание аналитических процедур и функций, выполняемых лицами, имеющими отношение и (или) интерес к тому или иному хозяйствующему субъекту. Несмотря на различия в трактовке и наполняемости аналитических процедур в зависимости от вида и объекта анализа, целевых установок, сопутствующих факторов (временного, личностного, информационного и др.), не вызывает сомнения тезис о том, что принятию любого управленческого решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование. Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Дело в том, что в первой доминируют так называемые вертикальные связи, а во второй — горизонтальные связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем. В директивной экономике жестко структурируется вся экономическая система (по отраслевому признаку), при этом главенствующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: корень, т. е. основа •«дерева» — это министерство, крона — подведомственные управления, объединения, организации, предприятия, •«ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархической структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спускаются» по подведомственным элементам данной структуры.

      В свою очередь, сведения о выполнении установленных плановых заданий  проходят в точности обратный путь и, постепенно попадают на высший уровень  —в министерство.

      Подобная  схема управления имеет свои достоинства, недостатки и особенности. В частности, здесь осуществлялось централизованное прикрепление поставщиков, подрядчиков, покупателей (имеется в виду, что  любой хозяйствующий субъект по крайней мере согласовывал эти вопросы с вышестоящим органом управления), жестко контролировалось выполнение плана по фондообразующим показателям, устанавливались нормативы по множеству показателей, например, нормировались оборотные средства предприятий, прибыль практически в полном объеме изымалась вышестоящим органом управления и в дальнейшем подвергалась перераспределению и т. п. Очевидно, что в этом случае особую роль играли плановые задания и контроль за их исполнением. Роль аналитической функции также была специфической. Анализ п основном сосредоточивался на оценке отклонений от плановых заданий и •«объяснении» причин имевших место отклонений. Естественно, много говорилось не тол1>ко о текущем контроле, но и о перспективных анализе и планировании, однако эта сторона деятельности аппарата управления хозяйствующего субъекта в значительной степени была формальной и, по сути, полностью выхолащивалась, поскольку вышестоящая организация «спускала сверху» плановые задания и речь, таким образом, шла лишь об их детализации и планировании мер по их обеспечению. Функция стратегического планирования, в особенности в области финансов, была исключительной прерогативой центральных органов управления.

      В рыночной экономике ситуация существенным образом меняется. Появляются предприятия, которые вынуждены самостоятельно планировать свои действия в условиях конкурентной среды. Роль планово-аналитической  функции в системе управления предприятием коренным образом преобразуется—контрольно-аналитический и объясняющий аспекты теряют свою исключительную значимость, более важными становятся коммуникативный и прогнозно-ориентирующий аспекты.

      Логика  перемен достаточно очевидна. Предприятие  в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного  генерирования прибыли. Для этого  ему нужно таким образом построить  свою деятельность, чтобы получаемые доходы превышали его расходы. Извлечение доходов — это риск по своей  природе; имеется в виду, что если некая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обязательно  попытаются войти конкуренты. Поэтому  плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения прибыли  и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные прогнозы изменения в будущем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных негативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в результате которого выясняются причины имевших место отклонений от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается.

      Кроме того, устанавливая деловые связи  с контрагентами, предприятие уже  не может полагаться на вышестоящий  орган управления — вся ответственность  за выбор партнера (поставщик, покупатель) лежит на самом предприятии. В  этой ситуации резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность  действующего или потенциального контрагента, поскольку ошибка может дорого сказаться  как на ритмичности производства, так и на финансовых результатах. Вот почему роль методик оценки финансового  состояния предприятия резко  усиливается.

      Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с одной проблемой  — проблемой инвестирования. Речь идет как о развитии собственной  базы, т. е. о реинвестировании прибыли  с целью наращивания производственных мощностей, так и об инвестировании в другие сферы бизнеса и в финансовые активы. Инвестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реализацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить временные спады, обусловленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду формирование инвестиционного портфеля, позволяющего получать дивидендный и процентный доходы.

      Формирование  и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлекательности  эмитентов. Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция  системы управления: • приобретает  большую финансовую ориентированность (поскольку на уровне предприятия  финансовые показатели имеют известный  приоритет перед производственно-техническими; финансовый план, а также финансовые разделы во всех других видах планов начинают играть решающую роль в общем  процессе планирования — любая деятельность оправданна в долгосрочном плане  лишь в том случае, если она не является убыточной);

      • отдает приоритет прогнозному перспективному анализу перед ретроспективным (последний  не отвергается — он нужен, во-первых, для улучшения системы планирования и, во-вторых, для выяснения причин имевших в отчетном периоде благоприятных или неблагоприятных событий; вместе с тем такой анализ носит подчиненный характер, поскольку гораздо важнее научиться прогнозировать и объяснять будущее финансовое положение самой компании и ее контрагентов и благодаря этому избегать нежелательных вариантов действий или по возможности минимизировать их негативное влияние);

      • уходит от «точных» оценок в сторону  задания коридоров варьирования основных показателей («точные» оценки с известной долей условности достижимы лишь в ретроспективном анализе, в перспективном анализе они невозможны в принципе; кроме того, при разработке перспективных финансовых планов активно используется метод имитационного моделирования, когда, варьируя значениями ключевых параметров, т. е. задавая коридоры их изменения, пытаются определить наилучшую из возможных их комбинацию; при этом нужно иметь в виду, что абсолютно наилучшей комбинации, т. е. лучшей по всем параметрам, как правило, достичь невозможно);

      • совместно с системой учета направлена на более полную реализацию коммуникативной функции (доступность годового отчета компании становится одним из ключевых аргументов при установлении бизнес-контактов).

 

      

      Информационное обеспечение анализа

      Информационной  базой анализа финансового состояния  предприятия является квартальная  и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

      Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении предприятия  и о результатах его хозяйственной  деятельности.

      Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете», утвержденным 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Также применяются национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ПБУ): ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 09.12.98 № 60н, в ред. от 30.12.1999); ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина  России от 06.07.99 №43н, в ред. от 18.09.2006) и другие нормативно-законодательные  акты.

      Годовая бухгалтерская отчетность промышленного  предприятия состоит из «Бухгалтерского  баланса» (форма №1), «Отчета о  прибылях и убытках» (форма №2), «Отчета  об изменениях капитала» (форма №3), «Отчета о движении денежных средств» (форма №4), «Приложения к бухгалтерскому балансу» (форма №5); «Отчета о  целевом использовании полученных средств» (форма №6), Пояснительной  записки, аудиторского заключения. Все  формы бухгалтерской отчетности взаимосвязаны между собой.

      В соответствии с приказом Минфина  России от 22 июля 2003 г. № 67н утверждены типовые формы бухгалтерской  отчетности, которые носят рекомендательный характер.

      Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций, субъектов малого предпринимательства, не применяющих упрощенную систему  налогообложения, общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность, включают две формы  бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерский баланс» (форма №1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2). Фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета и отчетности.

      Бюджетные учреждения отчитываются по новым формам: «Баланс исполнения бюджета главного распорядителя, получателя средств  бюджета», «Отчет об исполнении бюджета», «Отчет о финансовых результатах  деятельности», Пояснительная записка.

      Основным  источником информации для анализа  и оценки финансового состояния  предприятия является бухгалтерский  баланс, в котором отражается состояние  хозяйственных средств предприятия  и их источников в денежной оценке на определенную дату.

      Баланс  построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, т.е. он состоит  из двух равновеликих частей. В одной  части, которая называется активом, средства отражаются по их составу (основные средства, производственные запасы, готовая  продукция, касса и т.д.), в другой, которая называется пассивом, - по источникам формирования (уставный капитал, ссуды  банка, кредиторская задолженность  и т.д.). Важнейшей особенностью баланса  является равенство актива и пассива.

      Актив баланса содержит сведения о составе  и размещении имущества предприятия  и включает два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы».

      К внеоборотным активам относятся стоимость нематериальных активов, основных средств, доходные вложения в материальные ценности, капитальные вложения и другие расходы в незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы (с введением новой формы бухгалтерского баланса) и прочие внеоборотные активы. Их особенностью является длительный характер использования.

      В состав оборотных активов включают запасы товарно-материальных ценностей, дебиторскую задолженность, ценные бумаги и другие краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы. Особенностями оборотных активов являются полное их потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос своей стоимости на вновь созданную продукцию, нахождение в постоянном обороте. В течение одного кругооборота оборотные средства меняют свою форму с денежной на товарную и с товарной на денежную.

Информация о работе Логика аналитической функции в рыночной экономике