Контрольная работа по "Логика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Задание №1: Дайте полную логическую характеристику избранными вами двум понятиям.
Бесконечность - понятие общее; нерегистрирующее; несобиратнльное; абстрактное; положительное; безотносительное.
Непогода – понятие общее; нерегистрирующее; несобирательное; абстрактное; отрицательное; безотносительное.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЛОГИКЕ1.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

    Обращение: «Ни один S не есть не Р» обращается : «Ни один не Р не есть S»

    «Ни один продукт не является не натуральным»

    «Ничто  не натуральное не является продуктом»

    б) Е.: «Ни одно S не есть Р» - Не один пингвин не является летающей птицей».

    Противопоставление  предикату: «Некоторые не Р есть S» - «Некоторые не летающие птицы являются пингвинами».

    Проверка:

    Превращение: «Ни одно S не есть Р» превращается «Все S есть не Р»

    «Не один пингвин не является  летающей птицей»

    «Все  пингвины являются не летающими птицами»

    Обращение: «Все S есть не Р» обращается «некоторые не Р есть S»

    «Все  пингвины являются не летающими птицами»

    «некоторые  не летающие птицы являются пингвинами» 

    в) О.: «Некоторые S не есть Р» - «некоторые актёры не являются певцами».

    Противопоставление  предикату: «Некоторые не Р есть S» - «Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».

    Проверка:

    Превращение: «Некоторые S не есть Р» превращается «некоторые S есть не Р».

    «Некоторые  актёры не являются певцами»

    «Некоторые  актёры не поют на сцене»

    Обращение: «Некоторые S есть не Р» обращается «Некоторые не Р есть S»

    «Некоторые  актёры не поют на сцене»

    «Некоторые  люди не поющие на сцене являются актёрами». 
 
 

Задание№7: Подберите одно общеутвердительное суждение. Опираясь на логический квадрат, выведите суждение противоположное, противоречащее, подчиненное данному. Установите их истинность или ложность. 

Все свидетели обязаны  давать правдивые  показания;

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком.

 Все свидетели обязаны давать правдивые показания (Аи)

 Ни один свидетель не обязан давать правдивые показания (Ел)

 Некоторые свидетели не обязаны давать правдивые показания (Ол)

 Некоторые свидетели обязаны давать правдивые показания (Iи)

 Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком (Аи)

 Никакой ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, не возмещается перевозчиком (Ел)

  Некоторый ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, не возмещается перевозчиком (Ол)

 Некоторый ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком (Iи) 

Задание №8: Приведите пример неправильного силлогизма и сделайте его полный разбор (установите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; осуществите проверку правильности различными способами, укажите ошибки, определите фигуру и модус).

1) «Некоторые  студенты (М) получают стипендию  (Р)». – большая посылка

2) «Все  студенты (М)  двоечники (S)». – меньшая посылка

Заключение: «Некоторые двоечники(S) получают стипендию (Р)».

Первое  суждение – большая посылка; второе суждение – меньшая посылка; третье суждение – заключение.

Термины силлогизма:

Получают  стипендию – большой термин (Р)

Двоечники – меньший термин(S)

Все студенты – средний термин (М)

 

 
 
 

    Фигура  силлогизма №3 : средний термин занимает место субъекта в обоих посылках.

     М             Р 

    

    М            S

    Модус: IАА, что не соответствует третьей фигуре, значит заключение не верное.

    Проверяем:

    1 правило терминов: В силлогизме должно быть только три термина:

    Термины силлогизма:

    Получают  стипендию – большой термин (Р)

    Двоечники – меньший термин(S)

    Все студенты – средний термин (М)

    Правило не нарушено.

    2 правило терминов: Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок:

«Некоторые  студенты ( ) получают стипендию (Р)» - «Некоторые S есть Р»

«Все  студенты ( )  двоечники (S)» - «Все S есть Р»

Средний термин (М) не распределён в большей  посылке, так как является субъектом частного суждения и не распределён в меньшей посылке, так как предикат утвердительного суждения. Следовательно, необходимую связь между крайними терминами (S и Р) установить нельзя.

    3 правило терминов: Термин, не распределённый в посылке, не может быть распределён в заключении.

    «Некоторые  студенты(М) получают стипендию ( )».

     «Все студенты (М)  двоечники ( )».

    «Некоторые  двоечники( ) получают стипендию ( )».

    Ошибка: незаконное расширение меньшей посылки.

    Правила посылок:

    1) Хотя бы одна из посылок  должна быть утвердительным суждением.

    И 1 и 2 посылка у нас утвердительные – правило соблюдено.

    2) Хотя бы одна из посылок  должна быть общим суждением.

    1 посылка – частноутвердительное  суждение «Некоторые S есть Р»

    2 посылка – общеутвердительное  суждение «Все S есть Р»

    Правило не нарушено.

Задание №9: Подберите примеры чисто-условного, условно- категорического, разделительно-категорического, условно-разделительного умозаключений и сделайте их символическую запись.

    а) чисто-условное умозаключение:

«Если студент не сдаст контрольную (p), то он не будет допущен к зачёту(q)».

«Если студент не будет допущен к  зачёту (q), то он не получит зачёт (r)».

   «Если студент не сдаст  контрольную (р), то он не получит зачёт (r)».

Схема:    (p → q) (q → r)

                           p → r 

    б) условно-категорическое умозаключение:

    1) утверждающий модус:

«Если хочешь получить зачёт (р), то ты должен много заниматься (q)».

«Ты хочешь получить зачёт (р)».

«Ты должен много заниматься (q)».

Схема:              p → q, p

                                q 

    2) отрицающий модус:

«Если пойдёт дождь (р), то все цветы расцветут  (q)».

«Цветы  не расцвели (┐q)».

«Дождь не пошёл (┐р)».

Схема:             p → q, ┐q

                              ┐p 

    в) разделительно-категорическое умозаключение:

«Студенту предложили очную (р) или заочную  форму обучения (q)».

«Это  студент заочной формы обучения (q)».

«Это не студент очной формы  обучения (┐р)».

Схема:            < p >, q

                               ┐p 

    г) условно-разделительное умозаключение:

«Если студент решит контрольную (р), то он будет допущен к зачёту (q); если студент сдаст зачёт (q), то его переведут на следующий семестр (r)».

«Но студент решил контрольную (р) и сдал зачёт (q)».

«Студент был допущен к зачёту(q) и переведён на следующий семестр(r)».

Схема:       (p → q) (q → r) , p

                                    q r 

Задание №10: Приведите примеры (полного и неполного) индуктивных умозаключений и умозаключения по аналогии (по одному примеру и сделайте их символическую запись. 

Полная  индукция.

 

Сентября 1961 г. в Красноярске был серым, холодным и дождливым.

Октябрь тоже.

Ноябрь  тоже.

Сентябрь, октябрь и ноябрь – осенние месяцы.

Следовательно, осень 1961 г. в Красноярске была серой, холодной и дождливой.

Схема:

S1 есть Р

S2есть Р

Sn есть Р

S1, S2, Sn – исчерпывают все предметы класса S. Следовательно все S есть Р. 

Неполная  индукция. 

Железо  – электропроводно.

Медь  – электропроводна.

Золото  – электропроводно.

Платина – электропроводна.

Следовательно, все металлы электропроводны.

Схема:

S1 есть Р

S2 есть Р

Sn есть Р

S1,S2,Sn – представители класса S. Следовательно S есть Р. 

Умозаключение по аналогии. 

Планета Земля расположена в Солнечной  системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь.

Планета Марс расположена в Солнечной  системе, на ней есть атмосфера и  вода.

Вероятно  на Марсе есть жизнь.

Схема:

Предмет А имеет признаки a,b,c.

Предмет В имеет признаки a.b.

Вероятно  В имеет признак с. 

Задание №11: Подберите два тезиса, постройте их прямое и косвенное обоснование. Укажите форму обоснования тезиса. Сделайте символическую запись. 

    а) прямое индуктивное обоснование:

    Тезис: «Современная молодёжь любит танцевать под музыку» (Т)

    Аргументы:

    1.Современная  молодёжь ходит на дискотеку  (А).

    2.А  все кто ходит на дискотеку  (А) любят танцевать под музыку(Т).

Информация о работе Контрольная работа по "Логика"