Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:50, контрольная работа
1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами двум понятиям.
2. Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий, избранных вами.
3. Приведите примеры ошибочных определений и делений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка
4. Приведите примеры атрибутивных суждений А, Е, I, О (по одному на каждый вид), раскройте их логическую структуру, приведите их схемы, отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера; установите распределенность терминов.
5. Приведите примеры сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.
6. Подберите примеры А, Е, О (по одному на каждый вид), сделайте из них выводы путем противопоставления предикату, проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения.
7. Подберите одно общеутвердительное суждение. Опираясь на логический квадрат, выведите суждения противоположное, противоречащее, подчиненное данному. Установите их истинность и ложность.
8. Приведите пример простого категорического силлогизма и сделайте его полный разбор (укажите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; установите не нарушены ли общие правила; определите фигуру, модус и укажите, следует ли заключение с необходимостью).
9. Подберите примеры чисто условного, условно-категорического, разделительно-категорического, условно-разделительного умозаключений (по одному на каждый вид) и сделайте их символическую запись.
10. Приведите примеры (полного и неполного) индукативных умозаключений по аналогии (по одному примеру), сделайте их символическую запись.
11. Подберите два тезиса, постройте их символическую запись.
12. Приведите пример рассуждения, в котором нарушены требования одного из формально-логических законов.
«Все продукты являются натуральными»
«Ни один продукт не является не натуральным»
Обращение: «Ни один S не есть не Р» обращается : «Ни один не Р не есть S»
«Ни один продукт не является не натуральным»
«Ничто не натуральное не является продуктом»
б) Е.: «Ни одно S не есть Р» - Не один пингвин не является летающей птицей».
Противопоставление предикату: «Некоторые не Р есть S» - «Некоторые не летающие птицы являются пингвинами».
Проверка:
Превращение: «Ни одно S не есть Р» превращается «Все S есть не Р»
«Не один пингвин не является летающей птицей»
«Все пингвины являются не летающими птицами»
Обращение: «Все S есть не Р» обращается «некоторые не Р есть S»
«Все пингвины являются не летающими птицами»
«некоторые
не летающие птицы являются пингвинами»
в) О.: «Некоторые S не есть Р» - «некоторые актёры не являются певцами».
Противопоставление предикату: «Некоторые не Р есть S» - «Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».
Проверка:
Превращение: «Некоторые S не есть Р» превращается «некоторые S есть не Р».
«Некоторые актёры не являются певцами»
«Некоторые актёры не поют на сцене»
Обращение: «Некоторые S есть не Р» обращается «Некоторые не Р есть S»
«Некоторые актёры не поют на сцене»
«Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».
7.
ПОДБЕРИТЕ ОДНО
ОБЩЕУТВЕРДИТЕЛЬНОЕ
СУЖДЕНИЕ. ОПИРАЯСЬ
НА ЛОГИЧЕСКИЙ
КВАДРАТ, ВЫВЕДИТЕ
СУЖДЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ,
ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ, ПОДЧИНЕННОЕ
ДАННОМУ. УСТАНОВИТЕ
ИХ ИСТИННОСТЬ
И ЛОЖНОСТЬ
Общеутвердительное: Все люди любят логику А
Противоположное: Ни один человек не любит логику E
Противоречащее: Некоторые люди не любят логику O
Подчиненное:
Некоторые люди любят логику I
Следовательно
неверно, что Все люди любят логику и Ни
один человек не любит логику.
8.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР
ПРОСТОГО КАТЕГОРИЧЕСКОГО
СИЛЛОГИЗМА И СДЕЛАЙТЕ
ЕГО ПОЛНЫЙ РАЗБОР (УКАЖИТЕ
СТРУКТУРУ, ИЗОБРАЗИТЕ
В КРУГОВЫХ СХЕМАХ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
ТЕРМИНАМИ; УСТАНОВИТЕ
НЕ НАРУШЕНЫ ЛИ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА;
ОПРЕДЕЛИТЕ ФИГУРУ,
МОДУС И УКАЖИТЕ,
СЛЕДУЕТ ЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С НЕОБХОДИМОСТЬЮ)
1) «Некоторые
студенты(М) получают
2) «Все студенты (М) двоечники (S)». – меньшая посылка
Заключение: «Некоторые двоечники(S) получают стипендию (Р)».
Первое суждение – большая посылка; второе суждение – меньшая посылка; третье суждение – заключение.
Термины силлогизма:
Получают стипендию – большой термин (Р)
Двоечники – меньший термин(S)
Все студенты – средний термин (М)
Фигура силлогизма №3 : средний термин занимает место субъекта в обоих посылках.
М
Р
М S
Модус: IАА, что не соответствует третьей фигуре, значит заключение не верное.
Проверяем:
1 правило терминов: В силлогизме должно быть только три термина:
Термины силлогизма:
Получают стипендию – большой термин (Р)
Двоечники – меньший термин(S)
Все студенты – средний термин (М)
Правило не нарушено.
2 правило терминов: Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок:
«Некоторые студенты () получают стипендию (Р)» - «Некоторые S есть Р»
«Все студенты () двоечники (S)» - «Все S есть Р»
Средний термин (М) не распределён в большей посылке, так как является субъектом частного суждения и не распределён в меньшей посылке, так как предикат утвердительного суждения. Следовательно, необходимую связь между крайними терминами (S и Р) установить нельзя.
3 правило терминов: Термин, не распределённый в посылке, не может быть распределён в заключении.
«Некоторые студенты(М) получают стипендию ()».
«Все студенты (М) двоечники ()».
«Некоторые двоечники() получают стипендию ()».
Ошибка: незаконное расширение меньшей посылки.
Правила посылок:
1)
Хотя бы одна из посылок
должна быть утвердительным
И 1 и 2 посылка у нас утвердительные – правило соблюдено.
2) Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением.
1
посылка –
2 посылка – общеутвердительное суждение «Все S есть Р»
Правило
не нарушено.
9.
ПОДБЕРИТЕ ПРИМЕРЫ
ЧИСТО УСЛОВНОГО,
УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКОГО,
РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОГО,
а) чисто-условное умозаключение:
«Если студент не сдаст контрольную (p), то он не будет допущен к зачёту(q)».
«Если студент не будет допущен к зачёту (q), то он не получит зачёт (r)».
«Если студент не сдаст контрольную (р), то он не получит зачёт (r)».
Схема: (p → q) (q → r)
p → r
б) условно-категорическое умозаключение:
1) утверждающий модус:
«Если хочешь получить зачёт (р), то ты должен много заниматься (q)».
«Ты хочешь получить зачёт (р)».
«Ты должен много заниматься (q)».
Схема: p → q, p
2) отрицающий модус:
«Если пойдёт дождь (р), то все цветы расцветут (q)».
«Цветы не расцвели (┐q)».
«Дождь не пошёл (┐р)».
Схема: p → q, ┐q
┐p
в) разделительно-категорическое умозаключение:
«Студенту предложили очную (р) или заочную форму обучения (q)».
«Это студент заочной формы обучения (q)».
«Это не студент очной формы обучения (┐р)».
Схема: < p >, q
┐p
г) условно-разделительное умозаключение:
«Если студент решит контрольную (р), то он будет допущен к зачёту (q); если студент сдаст зачёт (q), то его переведут на следующий семестр (r)».
«Но студент решил контрольную (р) и сдал зачёт (q)».
«Студент был допущен к зачёту(
Схема: (p → q) (q → r) , p
10.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
(ПОЛНОГО И НЕПОЛНОГО)
ИНДУКАТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
ПО АНАЛОГИИ (ПО
ОДНОМУ ПРИМЕРУ),
СДЕЛАЙТЕ ИХ СИМВОЛИЧЕСКУЮ
ЗАПИСЬ
а) аналогия свойств:
Русский осётр(a) водится в Каспийском (P), Азовском (Q) и Чёрном (S) морях. Размеры его достигают двух метровой длины (T). Икра осётра – чёрная (F), истинный деликатес. Относится осётр к семейству осетровых (M).
Севрюга(b) величиной не уступает осетру (T); водится в Каспийском (P) и Чёрном(S) морях. Икра чёрная(F), что так же относит севрюгу к семейству осетровых(M).
Учитывая схожие свойства этих двух рыб, можно предположить, что севрюга (b) так же водится и в Азовском море(Q).
Схема:
a присущи P,Q,S,T,F,M
b присущи P,S,T,F,M
Заключение: вероятно b присуще Т
б) аналогия отношений:
Галина Николаевна(x) мать (отношение) несовершеннолетнего сына Саши(y).
Елизавета Петровна(m) это бабушка (отношение) и единственная родственница своего несовершеннолетнего внука Саши(n). Следовательно, она является его опекуном.
В случае родительских отношений() родители являются опекунами своих несовершеннолетних детей и должны содержать их. Учитывая эти сходства отношений матери к сыну ) и бабушки к внуку), делаем вывод, что в определённой ситуации бабушка(m) должна содержать своего внука ().
Схема:
Посылки:
1) xy 2) присущи P,Q,S
mn присущи P,Q
Заключение: вероятно, присуще S
в) строгая аналогия:
У взрослых больных гриппом(А) наблюдается кашель(a), озноб(b), насморк(c), головная боль(d), что всегда сопровождается высокой температурой(e) и является причиной такой сильной слабости(f), вплоть до обморочного состояния.
У детей больных гриппом(B) поднимается высокая температура(e), начинается кашель(a) и насморк(c), озноб(b), головная боль(d).
Значит все эти симптомы у детей, так же как и у взрослых сопровождаются сильной слабостью, что не всегда бывает замечено, вследствие того что дети легче переносят заболевания, чем взрослые.
Схема:
A присущи признаки а, b, с, d, е,f,
В присущи признаки а, b, с, d,e.
Из совокупности признаков а, b, с, d,e
необходимо следует f.
В обязательно присущ признак f
г) нестрогая аналогия:
Железо(А) обладает специфическим блеском(а), ковкостью(b), теплопроводимостью(c), электропроводимостью(d). Неизвестное тело(B) серо-стального цвета обладает теплопроводимостью(c). Это неизвестное тело(B) принадлежит группе металлов(K), значит, обладает ковкостью(b) и электропроводимостью(d).
Схема:
А присущи a, b, c, d
B присуще с
Информация о работе Контрольная работа по "Формальной Логике"