Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:50, контрольная работа
1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами двум понятиям.
2. Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий, избранных вами.
3. Приведите примеры ошибочных определений и делений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка
4. Приведите примеры атрибутивных суждений А, Е, I, О (по одному на каждый вид), раскройте их логическую структуру, приведите их схемы, отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера; установите распределенность терминов.
5. Приведите примеры сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.
6. Подберите примеры А, Е, О (по одному на каждый вид), сделайте из них выводы путем противопоставления предикату, проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения.
7. Подберите одно общеутвердительное суждение. Опираясь на логический квадрат, выведите суждения противоположное, противоречащее, подчиненное данному. Установите их истинность и ложность.
8. Приведите пример простого категорического силлогизма и сделайте его полный разбор (укажите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; установите не нарушены ли общие правила; определите фигуру, модус и укажите, следует ли заключение с необходимостью).
9. Подберите примеры чисто условного, условно-категорического, разделительно-категорического, условно-разделительного умозаключений (по одному на каждый вид) и сделайте их символическую запись.
10. Приведите примеры (полного и неполного) индукативных умозаключений по аналогии (по одному примеру), сделайте их символическую запись.
11. Подберите два тезиса, постройте их символическую запись.
12. Приведите пример рассуждения, в котором нарушены требования одного из формально-логических законов.
Задания для контрольной работы по формальной логике
(заочная
форма обучения)
1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами двум понятиям.
2. Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий, избранных вами.
3. Приведите примеры ошибочных определений и делений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка
4. Приведите примеры атрибутивных суждений А, Е, I, О (по одному на каждый вид), раскройте их логическую структуру, приведите их схемы, отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера; установите распределенность терминов.
5. Приведите примеры сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.
6. Подберите примеры А, Е, О (по одному на каждый вид), сделайте из них выводы путем противопоставления предикату, проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения.
7. Подберите одно общеутвердительное суждение. Опираясь на логический квадрат, выведите суждения противоположное, противоречащее, подчиненное данному. Установите их истинность и ложность.
8. Приведите пример простого категорического силлогизма и сделайте его полный разбор (укажите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; установите не нарушены ли общие правила; определите фигуру, модус и укажите, следует ли заключение с необходимостью).
9. Подберите примеры чисто условного, условно-категорического, разделительно-категорического, условно-разделительного умозаключений (по одному на каждый вид) и сделайте их символическую запись.
10. Приведите примеры (полного и неполного) индукативных умозаключений по аналогии (по одному примеру), сделайте их символическую запись.
11. Подберите два тезиса, постройте их символическую запись.
12.
Приведите пример рассуждения, в котором
нарушены требования одного из формально-логических
законов.
РЕШЕНИЕ
1.
ДАЙТЕ ПОЛНУЮ ЛОГИЧЕСКУЮ
ХАРАКТЕРИСТИКУ ИЗБРАННЫМ
ВАМИ ДВУМ ПОНЯТИЯМ
Ненастье - понятие общее; нерегистрирующее; несобирательное; абстрактное; отрицательное; безотносительное.
Мой
сосед – понятие единичное; несобиратнльное;
регистрирующее; конкретное; положительное;
соотносительное.
2.
ВЫПОЛНИТЕ ОПЕРАЦИИ
ОБОБЩЕНИЯ, А ЗАТЕМ
ОГРАНИЧЕНИЯ ТРЕХ
ПОНЯТИЙ, ИЗБРАННЫХ
ВАМИ
Олимпиада
а) обобщение:
Олимпиада → олимпийские игры → спортивные состязания → четырёхлетний период проведения спортивных игр.
б) ограничение:
Олимпиада → Олимпиада 2012 года → Сочинская Олимпиада → Сочинская Олимпиада 2012 года → будущая Сочинская Олимпиада 2012 года.
2) Газета
а) обобщение:
Газета → публицистическая литература → печатное издание → средство массовой информации.
б) ограничение:
Газета → газета № 5 → газета «Наша нива» → газета «Наша нива» № 5 → белорусская газета «Наша нива» № 5.
3) Река
а)обобщение:
Река → водоём → пресный водоём → пресный проточный водоём → большой пресный проточный водоём.
б)ограничение:
Река
→ река в Африке → река в Африке,
впадающая в средиземное море
→ большая река в Африке, впадающая
в средиземное море → Большая
река в Египте → река Нил.
3.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
ОШИБОЧНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
И ДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ
(ПО ОДНОМУ НА
КАЖДУЮ ВОЗМОЖНУЮ
ОШИБКУ), УКАЖИТЕ,
В ЧЕМ СОСТОИТ
ОШИБКА
а) Барсук – мелкое животное семейства грызунов, обитающее в лесах.
Нарушено 1 правило: Определение должно быть соразмерным.
Данное определение не соразмерное. Ошибка слишком широкого понятия.
б) Халатность – это халатное отношение человека к своим обязанностям.
Нарушено 2 правило: Определение не должно содержать круга.
Данное определение является тавтологией – определяющее понятие повторяет определяемое.
в) Ценина – старинное русское название майолики.
Нарушено 3 правило: Определение должно быть ясным.
Данное определение неясное. Ошибка – определение неизвестного через неизвестное.
г) Кино – не единственная в России индустрия мирового уровня.
нарушено 4 правило: Определение не должно быть отрицательным.
Данное
определение отрицательное и
не раскрывает определяемого понятия.
4.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
АТРИБУТИВНЫХ СУЖДЕНИЙ
А, Е, I, О (ПО ОДНОМУ
НА КАЖДЫЙ ВИД), РАСКРОЙТЕ
ИХ ЛОГИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ,
ПРИВЕДИТЕ ИХ СХЕМЫ,
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТЕРМИНАМИ
ИЗОБРАЗИТЕ С ПОМОЩЬЮ
КРУГОВ ЭЙЛЕРА; УСТАНОВИТЕ
РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ
а) «Все цветы пахнут»
Атрибутивное суждение типа А – общеутвердительное. По качеству утвердительное; по количеству – общее.
Построено по схеме: « Все S есть Р».
Все – кванторное слово;
Цветы – субъект
Пахнут – предикат
Субъект распределен, предикат не распределен.
б) «Человек не живёт два века»
Атрибутивное суждение типа Е – общеотрицательное. По качеству отрицательное; по количеству общее.
Построено по схеме: «Ни одно Sне есть Р».
Человек – субъект
Не живёт – отрицательная связка (квантор)
Два века – предикат
Субъект
распределён, предикат не распределён.
в) «Некоторые деревья не плодоносят».
Атрибутивное суждение типа О – частноотрицательное. По качеству отрицательное, по количеству частное.
Построено по схеме: «Некоторые S не есть Р».
Некоторые – кванторное слово
Деревья – субъект
не плодоносят – предикат
Субъект не распределён, предикат распределён.
г) «Некоторые певцы – танцоры».
Атрибутивное суждение по типу I –частноутвердительное. По качеству утвердительное, по количеству общее.
построено по схеме : «Некоторые S есть Р».
Некоторые – кванторное слово
Певцы – субъект
Танцоры – предикат
« - » -логическая связка
Субъект нераспределён, предикат нераспределён.
5.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ (ПО
ОДНОМУ НА КАЖДЫЙ
ВИД), РАЗБЕРИТЕ ИХ,
ВЫДЕЛИВ ПРОСТЫЕ
СУЖДЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ
СВЯЗКИ, ЗАПИШИТЕ
ИХ С ПОМОЩЬЮ
СИМВОЛОВ
а) «Дима купил на рынке яблоки и груши».
Суждение сложное, соединительное (конъюнктивное), состоит из двух простых суждений:
1) Дима купил на рынке яблоки. - p
2) Дима купил на рынке груши. – q
«и» - логическая связка.
Суждение со сложным предикатом: «S есть и ».
Символически это суждение записывается : p q
б) «На ветке берёзы сидит снегирь или синица»
Сложное суждение, разделительное – нестрогая дизъюнкция. Состоит из двух простых суждений:
1) На ветке сидит снегирь. – p
2) На ветке сидит синица. – q
«или» - логическая связка (разделительная).
Суждение со сложным предикатом: «S есть или ».
Символически это суждение записывается : p v q
в) «Саша любит играть либо в футбол, либо в волейбол».
Сложное суждение, разделительное – строгая дизъюнкция. Состоит из двух простых суждений:
1) Саша любит играть в футбол –p
2)Саша любит играть в волейбол – q
«либо…,либо» - разделительная связка
Суждение со сложным предикатом: « S есть либо ».
Символически это суждение записывается: p q (либо р либо q).
г) «Если наступила зима, то будет холодно».
Сложное суждение, условное – импликация. Состоит из двух простых суждений:
1) Наступила зима- p
2) Будет холодно – q
«если…,то…» - логическая связка.
Суждение со сложным субъектом и сложным предикатом: « есть ,то есть ».
Символически это суждение записывается : p → q (если р, то q).
д) «В нормальных условиях вода закипает тогда и только тогда, когда температура достигает 100 º выше нуля по Цельсию».
Сложное эквивалентное суждение. Состоит из двух простых суждений:
1) В нормальных условиях вода закипает - p
2) температура достигает 100 º выше нуля по Цельсию – q
«…тогда и только тогда, когда…» - логическая связка.
Суждение со сложным субъектом и сложным предикатом: « есть ,тогда и только тогда, когда есть ».
Символически
это суждение записывается: p q (если
и только если р, то q).
6.
ПОДБЕРИТЕ ПРИМЕРЫ
А, Е, О (ПО
ОДНОМУ НА КАЖДЫЙ
ВИД), СДЕЛАЙТЕ ИЗ
НИХ ВЫВОДЫ ПУТЕМ
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ
ПРЕДИКАТУ, ПРОВЕРЬТЕ
ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫВОДА
С ПОМОЩЬЮ ПРЕВРАЩЕНИЯ
И ОБРАЩЕНИЯ
а) А.: «Все S есть Р» - «Все продукты являются натуральными».
Противопоставление предикату: «Ни один не Р не есть S» - «Ничто не натуральное не является продуктом»
Проверка:
Превращение: «Все S есть Р» превращается : «Ни один S не есть не Р»
Информация о работе Контрольная работа по "Формальной Логике"