Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:25, реферат
Целью представленной работы является проведение анализа особенностей взаимосвязи логистики и маркетинга.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сравнительные характеристики логистики и маркетинга;
• выявить взаимосвязь между логистикой и маркетингом;
• изучить концепции логистики и маркетинга;
В обеих концепциях четко выделяется роль потребителей, а не производителей.
По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг, в сущности, представляют собой части единого процесса - процесса удовлетворения потребностей потребителей. С принципиальных позиций для поставщика сбыт становится свершившимся фактом только тогда, когда потребитель(заказчик) получил необходимый ему товар. До этого момента реализация представляет собой незаконченный процесс. Маркетинг и логистика неотделимы друг от друга, так как в совокупности они обуславливают политику и характер производственной, снабженческой и сбытовой деятельности субъектов рыночных отношений.
В то же время по вопросу взаимосвязи маркетинга и логистики существует три позиции.
Первая позиция заключается в том, что логистика возникла и имеет право на существование лишь как раздел концепции маркетинга. Принято считать, что в 60-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных, во-первых, с обеспечением ресурсами (материальными, энергетическими, трудовыми) процесса производства, а, во-вторых - с рационализацией процесса сбыта в условиях растущей конкуренции. В основе данного процесса лежала объективная причина - существенный рост совокупных затрат на формирование и содержание запасов, а также на организацию транспортно-экспедиционной деятельности. Одновременно прогрессирующая специализация предприятий вынуждена серьезно заняться проблемами оптимизации хозяйственных связей. Предметом особого внимания стали вопросы, связанные с продвижением материальных ресурсов в каналах распределения. Это послужило поводом и основным воздействующим фактором для формирования концепции логистики. Сторонники данной позиции считают, что если маркетинг - это весь процесс рекламы, формирования спроса на рынке, управления продажами и продвижением товара к потребителю, то физические действия по подготовке, переработке, распределению и перемещению продукции представляют собой часть этого процесса.
Сторонники второй позиции считают,
что, возможно, так было ранее - в
период созревания и становления
концепции логистики. Однако в настоящее
время логистика давно вышла
за отведенные ей первоначально рамки.
Более того, сейчас уже маркетинг
следует рассматривать как
Сторонники третьей позиции (центристы)
считают, что маркетинг и логистика
представляют собой самостоятельные
направления производственно-
Одной из важнейших функций логистики является эффективная организация материально-технического обеспечения потребителей. В условиях «рынка покупателя» к данному процессу со стороны потребителей предъявляются высокие требования, которые заключаются не только в стремлении удовлетворить потребности производства в материально-технических ресурсах, но и в получении удобного логистического сервиса при минимальном уровне затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.
В то же время продуцент, использующий
маркетинговую концепцию, не сможет
эффективно осуществлять продвижение
своих товаров на рынок, если не решены
в той или иной мере вопросы
логистического сервиса. Данная проблема
еще более обостряется в
В связи с этим необходимо подчеркнуть,
что негатив в исполнении логистических
функций часто вызывается маркетинговыми
просчетами, а временные дополнительные
затраты на ликвидацию последствий
срыва поставок не всегда могут служить
оправданием для слабо
Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
-исследование рынка и сбор информации;
-разработку и планирование
-организацию товародвижения и продаж;
-рекламу и стимулирование
Если непредвзято
Первая функция задает параметры
логистической системе и
Довольно тесно осуществляется
взаимосвязь маркетинга и логистики
в рамках второй функции. Маркетинг
предопределяет предметную специализацию
и ассортиментную структуру производства,
что влияет на формирование и дальнейшее
развитие логистической системы. Однако
в дальнейшем логистика оказывает
обратное воздействие на маркетинг.
Дело в том, что чем шире и динамичнее
номенклатура выпускаемой продукции,
тем сложнее проблемы управления
потоковыми процессами во всех сферах
производственно-хозяйственной
Современный комплексный подход предполагает
разработку ассортимента продукции
с учетом решения задач по согласованию
всех аспектов управления потоковыми
процессами. На практике очень часто
ассортиментная программа разрабатывается
лишь с учетом требований маркетинга,
что приводит к снижению общей
эффективности деятельности продуцента.
Принятие маркетингового решения о
выпуске новой продукции, как
правило, вызывает непредусмотренные
издержки по закупкам, поставке, хранению
и переработке материальных ресурсов,
их обработке в производственном
процессе, а затем в физическом
распределении, подготовке и доставке
товарной продукции потребителям. Недостаточно
обоснованное расширение ассортимента
при узкоцелевом маркетинговом
подходе усложняет задачи, стоящие
не только перед производством, но и
перед логистикой, особенно в области
управления запасами, заказами, транспортировкой
и информационным обеспечением. Более
того, даже решение об изменении
упаковки, принятое под воздействием
маркетинговых предпосылок, но не учитывающее
логистических требований, может
значительно усложнить
Третья маркетинговая функция -
организация товаропродвижения
и продаж - связана с логистикой
наиболее тесно. Процессы физического
перемещения и в целом
Соблюдение логистических
Большое внимание оказывает логистика
и на разработку маркетинговой тактики.
Например, при всем желании предприятие
не может выбрать тактику
Передовые предприятия учитывают логистическую проблематику не только в оперативном планировании, но и в рыночном прогнозировании, так как поиск правильных решений является основой развития всей логистической системы продуцента, развития сети распределения и формирования логистических каналов, а также планирования финансирования и инвестиций в данной сфере.
Уровень развития логистической системы
и ее состояние оказывают
Выполнение четвертой
Заключение
Маркетинг и логистика на этапе распределения продукции не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Сущности логистики и маркетинга тесно переплетаются в процессе удовлетворения потребностей потребителей при оптимальных затратах. Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно»; функции логистики вторичны, она отвечает на вопрос «как это сделать». Маркетинг и логистика являются равноправными частями одного целого - системы реализации продукции промышленного предприятия. При оптимальном одновременном использовании маркетинга и логистики повышается не только эффективность сбыта, но и всего предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод,
что логистика и маркетинг
представляют собой две равноправные
концепции с единым полем функционального
приложения, едиными конечными целями,
но различным инструментарием и
предметом интересов. Хозяйственные
структуры, использующие в своей
деятельности маркетинговую концепцию,
рано или поздно вынуждены создавать
соответствующую систему
Таким образом взаимосвязь маркетинга и логистики заключается в том, что:
1. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос логистики, обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.
2 . Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения.
3. Логистика в первую очередь нацелена на создание технологически сопряженных систем проведения рекламируемых материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их продвижением. Маркетинг же нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д.
По важнейшим целям и задачам логистика и маркетинг считаются похожими системами, обе они хотят удовлетворить потребительский спрос. Деятельность в логистике и маркетинге преимущественно связано между собой и при взаимодействии определяет снабженческий, производственный и сбытовой характер.