Управление запасами материально-технических ресурсов на базах, складах и в торговых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа.

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 67.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

  1. Основные системы управления запасами

2.1. Логистическая  концепция «Реагирование на спрос»  и ее варианты

В зарубежной практике большое распространение получили различные варианты концепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques, DDT). Эта концепция в основном разрабатывалась как модификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса,

Концепция «Реагирование на спрос» применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется рост спроса.

Преимущества внедрения данной концепции заключаются в следующем:

возможности получения информации о потребностях покупателей, процедуры заказов и графиков доставки готовой продукции помогают лучше управлять запасами в распределении;

знание объемов продаж и запасов в розничной сети помогает производителям точнее планировать поставки;

поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса;

устанавливаются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций. [16]

Наиболее широкую известность получили следующие варианты концепции «Реагирование на спрос»:

1. Концепция определения  точки заказа (перезаказа) (Reorder point).

2. Метод быстрого реагирования (Quick response method).

3. Концепция непрерывного  пополнения (Continuous replenishment).

4. Концепция автоматического  пополнения запасов (Automatic replenishment).

1. Концепция определения  точки заказа (перезаказа) (Reorder point, ROP) использует одну из старейших  методик контроля и управления  запасами, основанную на точке  заказа (перезаказа) и статистических  параметрах расхода продукции. Она  долгое время не находила практического  применения в логистике вследствие  неточности прогнозирования спроса. Эффективность метода ROP в значительной  степени зависит от точности  прогнозирования спроса, вследствие  чего он долгое время не  пользовался популярностью.

Появление телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем позволило изучать спрос в точках продаж, делать более точные прогнозы, что не замедлило сказаться на ее применении в практике. Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно уменьшившие длительность производственно-логистических циклов. Сфера использования данной концепции — в основном регулирование уровня страховых запасов в целях выравнивания колебаний спроса.

Точка заказа — это используемый в системах контроля за состоянием запасов параметр, обозначающий нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку.

Уровень запаса на момент заказа должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в период между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой заказанной продукции на склад потребителя.

2. Метод быстрого реагирования  представляет собой тесное взаимодействие  между торговым предприятием  и его поставщиками с целью  улучшения продвижения товаров  в распределительных сетях.

Сущность его заключается в планировании и регулировании поставок на предприятия розничной и оптовой торговли и в распределительные центры.

В розничной торговле проводится наблюдение и контроль за каким-либо процессом продаж, собирается и передается информация об объемах продаж по номенклатуре и ассортименту через оптовиков производителям продукции.

Метод быстрого реагирования предполагает оптимизацию запасов торговых предприятий. Применение метода уменьшает запасы готовой продукции до требуемой величины, но не ниже уровня, позволяющего немедленно удовлетворить спрос большей части покупателей; сокращается время реакции логистической системы на изменение спроса; концентрируются и пополняются запасы в нужных точках продаж; существует гибкое взаимодействие партнеров в интегрированной логистической сети; значительно повышается оборачиваемость запасов. [15]

К основным условиям, позволяющим реализовать на практике концепцию быстрого реагирования, относятся:

способность предприятия-поставщика быстро перестраивать свое производство на выпуск новых товаров мелкими партиями;

информационный обмен (на основе связи ЭВМ — ЭВМ и т. п.) между торговым предприятием и поставщиком-производителем;

штриховое кодирование для повышения уровня контроля за состоянием запасов, уменьшения издержек обращения и стоимости учетных работ на складе.

3. Логистическая концепция  быстрого реагирования или непрерывного  пополнения.

Эта концепция постоянного (или с высокой периодичностью) пополнения запасов готовой продукции в розничных торговых предприятиях рассматривается на основе логистического плана и соглашения между поставщиком, оптовыми и розничными торговыми предприятиями о закупках, что устраняет необходимость в заказах на пополнение запасов. [3]

Ключевыми элементами реализации концепции непрерывного пополнения являются: ежедневная обработка данных об объемах продаж в розничной сети и отправок готовой продукции от оптовиков; расчет поставщиком-производителем общей потребности в количестве и ассортименте продукции; непрерывное (или с высокой периодичностью) пополнение поставщиком запасов розничного торгового предприятия через оптовых посредников или путем прямой доставки готовой продукции.

Согласно этой концепции, для эффективной работы необходимо выполнение двух основных условий: во-первых, должна быть обеспечена достоверная информация от розничных торговцев и надежная доставка готовой продукции, и во-вторых, размеры грузовых отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

4. Дальнейшим развитием  стратегий быстрого реагирования  и непрерывного пополнения запасов  явилась логистическая концепция  автоматического пополнения запасов, которая представляет собой улучшенный  вариант метода быстрого реагирования  и концепции непрерывного пополнения, что придает определенное сходство  этим трем концепциям. Все они  в основном направлены на максимальное  сокращение времени реагирования  логистической системы на изменение  спроса.

Рассматриваемая концепция обеспечивает поставщиков (производителей готовой продукции) необходимым набором правил для принятия решений по товарным характеристикам и категориям. Товарная категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения стратегии автоматического пополнения запасов поставщик может удовлетворить потребности розничных торговцев в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровня запасов для товаров быстрой реализации. [9]

Метод автоматического пополнения запасов способствует повышению эффективности возобновления поставщиками запасов в розничной сети, более эффективному управлению запасами торговой сети, надежности поставки, соответствию запасов и спроса, позволяет установить длительные партнерские взаимоотношения.

Несмотря на то, что данные стратегии направлены в большей степени на удовлетворение запросов розничной торговли, они позволяют сформировать наиболее оптимальную форму взаимоотношений между производителями и представителями оптовых структур. Это может быть связано с тем, что информационные потоки, отражающие требования покупателей, процедуры заказов и графики доставки готовой продукции, обеспечивают поставщиков (производителей и оптовых торговых посредников) лучшим видением проблемы управления запасами в дистрибьюции. Производители и оптовики могут лучше планировать поставки, когда они знают объем продаж и уровень запасов готовой продукции у розничных торговцев, в распределительных центрах и на производстве. Это лучшее видение помогает поставщикам быстрее реагировать на изменение спроса, решать вопросы об организации сбора заказов, размещении складов и производственных подразделений. Информированность в интегрированных распределительных каналах помогает поставщикам устанавливать приоритеты в производстве и распределении между отдельными товарами и группами потребителей. [17]

Развитие подобных логистических систем связано также с учетом факторов времени и информации, что способствует лучшей координации деятельности партнеров в распределительной сети. Альянс между звеньями логистической системы, основанный на обмене информацией и уменьшении рисков, способствует улучшению их операционной эффективности, установлению длительных партнерских взаимовыгодных отношений.

2.2. Логистическая  система DRP

Логистическая концепция MRP (планирования потребностей/ресурсов) может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для создания внешних микрологистических систем планирования распределения продукции/ресурсов (DRP). Системы DRP — это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако хотя эти системы и имеют в основе общую логистическую концепцию «планирования потребностей/ресурсов», в то же время существенно различны. [7]

Системы MRP определены производственным расписанием, которое регламентировано и контролируется фирмой-изготовителем готовой продукции. Функционирование же систем DRP базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Поэтому системы MRP обычно характеризуются большей стабильностью в отличие от систем DRP, работающих в условиях неопределенности спроса. Эта неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами готовой продукции в распределительных сетях. Системы MRP контролируют запасы внутри производственных подразделений. Системы DRP планируют и регулируют уровень запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников. [19]

Контроль за состоянием запасов относится к числу важнейших функций системы DRP I. Он заключается в расчете точки заказа, регулировании уровней запасов на базах и складах в собственной сбытовой сети или у посредников; для формирования связей производства, снабжения, сбыта и контроля запасов внутри производственных подразделений используется обеспечивающий комплекс системы MRP.

Система DRPI позволяет решать комплекс задач: планирование и координацию логистических и маркетинговых функций; прогнозирование конъюнктуры рынка; оптимизацию логистических издержек хранения и управления запасами готовой продукции; сокращение времени доставки готовой продукции; планирование транспортных перевозок и др.

Важным инструментом логистического менеджмента в системах DRP представляет собой расписание (график), которое координирует весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в распределительной сети (канале). Это расписание формируется для каждой выделенной единицы хранения (stockkeeplng unit, SKU) и каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов в распределительном канале. Графики пополнения и расходования запасов SKU интегрируются в общее требование пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.

Микрологистические системы управления сбытом, основанные на схеме DRP, позволяют фирмам достичь определенных преимуществ в маркетинге и логистике. Маркетинговые организационные преимущества включают в себя улучшение уровня сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей; улучшение продвижения новых товаров на рынок; улучшенную координацию управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы.

Среди логистических преимуществ систем DRP можно отметить:

уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок;

уменьшение уровня запасов за счет точного определения величины и места поставок;

сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов.

В то же время существуют определенные ограничения и недостатки в применении систем DRP. Во-первых, система DRP требует точного скоординированного прогноза отправок и пополнения запасов для каждого звена и канала распределения готовой продукции в товаропроводящей сети. Система не должна поддерживать излишние запасы в логистических распределительных каналах, но это определяется только точностью прогнозирования.

Во-вторых, планирование запасов в системах DRP требует высокой надежности функционирования связей между распределительными центрами и другими звеньями логистической системы. Неопределенность любого цикла (заказа, транспортировки, производства) немедленно сказывается на эффективности решений, принимаемых в системе DRP.

В-третьих, интегрированное планирование распределения вызывает частые изменения в производственном расписании, приводит к колебаниям в использовании производственных мощностей, неопределенности в затратах иа производство, срывам доставки готовой продукции потребителям. Указанные недостатки традиционно возможно устранить путем увеличения страховых запасов в распределительной сети.

В конце 1980-х гг. в США и Западной Европе появилась расширенная версия системы планирования распределения продукции/ресурсов — система DRP II, которую называют вторым поколением систем управления распределением продукции в логистических системах. В системах DRP II используются более современные модели и алгоритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные электронные каналы, работающие в режиме «on line». В системах DRP II применяются более эффективные модели прогнозирования спроса, потребности в готовой продукции, обеспечивается управление запасами для среднесрочных и долгосрочных прогнозов спроса на готовую продукцию. В этих системах комплексно решаются вопросы управления производственной программой, производственными мощностями, персоналом, качеством перевозочного процесса и логистического сервиса. [20]

Информация о работе Управление запасами материально-технических ресурсов на базах, складах и в торговых организациях