Стратегическое управление логистикой снабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы объясняется еще и тем, что, несмотря на относительно большое число разработанных к настоящему времени теорий и концепций управления, имеющиеся модели позитивного изменения положения предприятий и компаний, их методологический и научно-методический инструментарий исследования имеют ограничения в применении по отношению к реальным экономическим процессам, происходящих в России.
Целью курсовой работы является изучение стратегического управления логистикой снабжения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Стратегия и планирование в логистике……………………………………….5
2. Логистика снабжения, ее место в логистической системе…………………14
3. Принципы логистики в управлении снабжением…………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

КР-Стратегическое управление логистикой снабжения.docx

— 61.11 Кб (Скачать)

Организации, имеющие удовлетворенных  потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования  этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто  партнерства создаются между  транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся  складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто  встречающимся стратегиям, в которых  ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся  следующие.5

  • Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.
  • Стратегия на основе временных параметров. В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.
  • Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.
  • Стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).
  • Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.
  • Стратегии диверсификации или специализации. Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза.
  • Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии –удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.
  • Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для  того, чтобы достичь установленных  целей. При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ стратегии более высокого уровня , позволяющие понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию.

Кроме того, необходимо учитывать среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может; особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других.6

Среда, в которой ведется  бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логистика снабжения,  ее место в логистической системе

Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или  относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации.

Термины "закупка" и "снабжение" почти взаимозаменяемы. В общем  понимании термин "закупка" описывает  процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой  товара. Иными словами, при использовании  понятия "закупка" имеют в виду фактическую покупку. Термин "снабжение" имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).7

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует  поставщиков о необходимости  поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности  на материалы, т. е. в первую очередь  связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального  потока между потребителями и  поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также  потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, потому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация  имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем  сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно  сформулировать основные задачи логистики  снабжения:

  • налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
  • поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками;
  • поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;8
  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или > слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
  • повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

Объект логистики снабжения - поток материальных ресурсов и  услуг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.

Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разделить  на основные и вспомогательные. К основным относятся:9

  • сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки;
  • исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляющие значительную часть конечного продукта (т. е. полуфабрикаты).

Вспомогательные материалы  занимают обычно небольшую часть  в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования (горючесмазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы логистики в управлении снабжением

В работе отдела снабжения любой  компании можно выделить следующие аспекты:

  • планирование и организация логистического цикла закупок;
  • налаживание отношений с поставщиками с целью повышения надежности и эффективности процесса снабжения;
  • координация взаимодействия подразделений во избежание непроизводительных затрат при обеспечении потребностей производства;
  • логистическое управление системой снабжения предприятия.

Логистика как концепция управления потоками движется на определенных принципах, реализация которых в сфере обеспечения предполагает модификацию традиционных и освоение новых функций, не используемых в снабжении при традиционном управлении.

Внедрение логистики в систему  управления приводит к "размыванию" границ между функциональными областями  предприятия, а также полномочиями и обязанностями отделов. Связано  это с реализацией принципов  сквозного управления материальным потоком и его качеством, проведением  общего учета с целью минимизации  затрат, интеграцией и координацией действий разных подразделений.

Совместив функции логистики и  снабжения, мы сможем существенно повысить эффективность анализа альтернативных вариантов закупок, производимого  с целью выявления или предотвращения непроизводительных затрат. Конечно, для  этого потребуется получать более  подробную информацию от смежных  подразделений и отслеживать  изменения характера традиционных взаимосвязей между ними, что позволит создать общие зоны функционирования и контроля подсистем.

Цикл закупки состоит из шести  последовательных этапов.

Анализ потребности и сроков закупок. В логистическом цикле при определении потребности снабжения анализируется запрашиваемое количество товара на предмет обоснованности запроса. В данном случае отдел снабжения преследует:

1. корпоративные интересы, которые заключаются в недопущении как непроизводительных затрат на завышенные потребности, так и возникновения дефицита при ошибочно заниженных потребностях;

2. собственные внутренние интересы, ведь и в случае обнаружения невостребованных остатков, и при возникновении дефицита ответственность за состояние запасов лежит на отделе снабжения.

Не менее важным является анализ сроков закупок на предмет возможной  консолидации различных партий поставок, что позволило бы сократить затраты  на транспортировку. Однако на практике это напрямую связано с корректировкой производственных графиков, а, стало  быть, менеджеры по снабжению должны иметь возможность вносить предложения  об отсрочке или приостановке производственных операций, если это связано со значительной экономией на транспортных затратах. Однако все советы носят рекомендательный характер: правом принятия решения  в подобных вопросах представители  отдела снабжения не обладают.10

Именно контроль размера потребности  и анализ сроков поставки характеризует  на этой стадии процесс интеграции производственных подразделений и  отдела снабжения.

В обязанности логистики снабжения  входят анализ спецификации товара и  точное и однозначное ее представление. Составление спецификации преследует цели:

1. унификации потребности (под потребностью понимается некоторый необходимый товар - запчасть, агрегат и т. д.), которая в разных отделах или филиалах компании имеет различные, отличающиеся наименования;

2. разработки и утверждения стандартов, облегчающих сравнение товаров и услуг между собой;

3. документально оформленного запроса на поставку требующихся товаров (разного рода материалы, комплектующие изделия);

4. обеспечения возможности оценки качества продукта на различных стадиях производственного процесса.

В состав спецификации должны быть включены:

- все характеристики выбранного товара или услуги;

- существующие для данного вида товаров (услуг) стандарты;

- дополнительные требования.

К составлению спецификации необходимо подходить с особой тщательностью, поскольку чем основательней и детальней она прописана, тем меньше сложностей возникнет при закупке. И наоборот, небрежное заполнение спецификации влечет за собой непроизводительные затраты: перерасход материалов или инструментов при закупке иного, не востребованного производством типоразмера или сорта, и денежные потери при образовании неликвидов. Чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты по снабжению обычно разрабатывают для внутреннего пользования подробные инструкции по составлению спецификаций.

Информация о работе Стратегическое управление логистикой снабжения