Роль складирования в логистической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие вопроса: Логистика системы складирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СКЛАДИРОВАНИЯ
1.1. Основные функции и классификация складов в логистической системе...4
1.2. Основные составляющие системы складирования………………………….9

1.3. Логистический процесс на складе как основа складского хозяйства…….11
1.4. Система организации площади………...……………………………...…….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО „Столичные колбасы”…………………………………………………18
2.2. Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия……………………………………………................................20

2.3. Проблемы функционирования складов ЗАО „Столичные колбасы”……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая логистика.docx

— 494.01 Кб (Скачать)

- открытые, представляющие  собой отгороженную асфальтированную  площадку, приспособленную для хранения  продукции. На таких площадках  обычно хранятся грузы, на которые не влияют атмосферные условия (бензин, керосин, смазочные материалы);

- полузакрытые склады (навесы), имеющие только крышу или крышу  и одну или две стены. Они  предназначены для хранения грузов, выдерживающих внешнюю температуру  воздуха (вело- и мототовары, металлическая посуда, некоторые строительные материалы, сырье, уголь и т. д.);

- закрытые склады, используемые  для хранения готовой продукции,  комплектующих изделий, инструментов, продукции незавершенного производства. Это наиболее удобные и самые распространенные склады, поскольку товар, хранящийся в них, не подвергается влиянию атмосферных воздействий и порче. Кроме того, обеспечивается его материальная сохранность.

В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные  пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные  на территории железнодорожной станции или порта, глубинные склады, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.[9]

1.2. Основные составляющие  системы складирования

Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы. Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т. д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система складирования  включает следующие складские подсистемы:

- складируемая грузовая  единица;

- вид складирования;

- оборудование по обслуживанию  склада;

- система комплектации;

- управление перемещением  груза;

-  обработка информации;

- «здание» (конструктивные  особенности зданий и сооружений).

Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов (рис. 1)

Рис.1. Схема систем складирования

Складируемая единица

Вид складирования

Оборудование по обслуживанию склада

Комиссионирование

Управление перемещением груза

Обработка информации

«Здание»

- Плоский поддон

 

-Ящичный поддон

 

-Стоечный поддон

 

-Кассета

-Складирование на полу

 

-Складирование в блоках

 

-Складирование в полочных  стеллажах

 

-Складирование в высотных  полочных стеллажах

 

-Складирование в гравитационных стеллажах

 

-Складирование на элеваторных  стеллажах

 

-Складирование на элеваторных  стеллажах «Патерностер»

 

-Складирование на циркулирующих стеллажах

 

-Конвейерное складирование

-Тележка

 

-Транспортер непрерывного действия

 

-Вилочная электротележка

 

-Фронтальный электропогрузчик 

-Электроштабелер поводковый

 

-Электроштабелер с подъемной кабиной

 

- Электроштабелер для высотных стелажей

 

-Кран-штабелер межстелажный

- С мест хранения

 

- В зоне комплектации

 

- Централизованная отборка

 

- Децентрализованная отборка

 

- Динамическое исходное  положение

 

- Статическое исходное  положение

 

- Одномерное перемещение

 

- Двухмерное перемещение

 

- Вручную

 

- Механическое

- Вручную

 

- В местном режиме

 

- В дистанционном режиме

 

- От ЭВМ «он-лайн»

-Вручную

 

-В пакетном режиме

 

-В режиме реального  времени

 

- Непосредственно с компьютера

- Склад под открытым  небом

 

-Плоский обычный склад

 

- Высотный плоский склад

 

- Склад с высотной зоной  хранения

 

- Многоэтажный склад

 

- Склад со стелажнонесущей консструкцией




 

    Число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. [10]

   Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

  1. определяется место склада в логистической цепи и его функции;
  2. определяется общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
  3. определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
  4. выбираются элементы каждой складской подсистемы;
  5. создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
  6. осуществляется предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех технически возможных;
  7. проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентоспособного варианта;
  8. осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

     Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или с помощью разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

 

1.3 Логистический  процесс на складе как основа  складского хозяйства

Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжён с большими затратами труда и  средств. Он требует полной согласованности  функций снабжения запасами, переработки  груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа:

1) операции, направленные  на обеспечение склада запасами  товаров;

2) операции, связанные с  переработкой груза и оформлением  документации;

3) операции, направленные  на реализацию товаров в соответствии  с заказами потребителей. Схематично  логистический процесс можно  изобразить следующим образом (рис. 2).

Рис.2. Схема логистического процесса на складе

    

                         

 К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:

– снабжение склада запасами товаров – главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей;

– учёт и контроль над  поступлением запасов – позволяет  обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объёма склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.

Второй этап логистического процесса включает в себя операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:

– разгрузка и приёмка  поступивших грузов. Разгрузка поступивших  грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузка транспортных средств, проверка документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документальное оформление прибывших товаров, формирование складской грузовой единицы; [13]

– внутрискладская транспортировка и перевалка грузов – обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространства по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным;

– складирование и хранение товаров. Процесс складирования и хранения включает в себя следующие операции: закладка товаров на хранение, непосредственное хранение их и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования – эффективное использование объема зоны хранения.

Третий этап логистического процесса на складе включает еще более  широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей. [11]

– Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа; формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных;

– Транспортировка заказов  потребителям – может осуществляться как складами, так и потребителями  продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.

– Сбор и возврат порожней тары. Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.

– Контроль над выполнением  заказов потребителей предполагает контроль над соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.

Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажное и послепродажное. [12]

Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т. д.

Продажные услуги включают полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и  упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

К послепродажным услугам  относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.

– Информационное обслуживание склада. Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада и от уровня организации программно-технических средств выделяют:

- обработку информации  вручную;

- обработку информации  в пакетном режиме, когда подготовка  и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;

- обработку информации  в режиме реального времени,  когда информация вводится в  ЭВМ автоматически одновременно  с движением товаров, т. е.  в момент их перехода через контрольные пункты. Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации. [13]

1.4. Система организации площади

На складе различают несколько  технологических зон, из которых  складывается общая площадь склада. Она определяется по формуле:

          Sобщ = Sгр + Sвсп + Sпр + Sкм + Sрм + Sп.э + Sо.э ,                                

где  Sгр — грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);

Sвсп — вспомогательная площадь, т. е. площадь, занятая проездами и проходами;

Sпр — площадь участка приемки;

Sкм — площадь участка  комплектования;

Sрм — площадь рабочих мест, т. е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;

Sп.э — площадь приемочной экспедиции;

Sо.э — площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим порядок расчета  входящих в формулу величин.

1. Грузовая площадь (Sгр)

Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:

,                 

где Q — прогноз годового товарооборота, у.д.е./год;

       3 — прогноз  величины товарных запасов, дней  оборота; 

      Кн — коэффициент неравномерности загрузки склада;

       К и.г.о    — коэффициент использования грузового объема склада;

       С v  —примерная стоимость одного  кубического метра хранимого  на складе товара, у.д.е./м3;

Н — высота укладки грузов на хранение, м;

254 — количество рабочих  дней в году.

Коэффициент неравномерности  загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада[14]. В проектных расчетах Кн принимают равным 1,1—1,3.

Коэффициент использования  грузового объема склада характеризует  плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

,                            

где Vпол — объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3;

So6 — площадь, которую  занимает проекция внешних контуров  несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м2.

Технологический смысл коэффициента Ки.г.о заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым товаром. Для того, чтобы осуществлять его укладку и выемку из мест хранения, необходимо оставлять технологические зазоры между хранимым грузом и внутренними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Примерная стоимость 1 м3 упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:

 стоимость грузовой  единицы;

вес брутто грузовой единицы;

примерный вес 1 м3 товара в упаковке  
Более точно вес 1 м3 хранимого на складе товара может

быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики предприятия оптовой торговли.

2. Площадь проходов и  проездов (Sвсп )

Величина площади проходов и проездов определяется после выбора варианта механизации и зависит  от типа использованных в технологическом  процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет приблизительно равна грузовой площади. [15]

Информация о работе Роль складирования в логистической системе