Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие вопроса: Логистика системы складирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СКЛАДИРОВАНИЯ
1.1. Основные функции и классификация складов в логистической системе...4
1.2. Основные составляющие системы складирования………………………….9
1.3. Логистический процесс на складе как основа складского хозяйства…….11
1.4. Система организации площади………...……………………………...…….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО „Столичные колбасы”…………………………………………………18
2.2. Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия……………………………………………................................20
2.3. Проблемы функционирования складов ЗАО „Столичные колбасы”……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..25
- открытые, представляющие
собой отгороженную
- полузакрытые склады (навесы),
имеющие только крышу или
- закрытые склады, используемые
для хранения готовой
В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные на территории железнодорожной станции или порта, глубинные склады, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.[9]
1.2. Основные составляющие системы складирования
Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы. Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т. д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.
Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:
- складируемая грузовая единица;
- вид складирования;
- оборудование по обслуживанию склада;
- система комплектации;
- управление перемещением груза;
- обработка информации;
- «здание» (конструктивные
особенности зданий и
Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов (рис. 1)
Рис.1. Схема систем складирования
Складируемая единица |
Вид складирования |
Оборудование по обслуживанию склада |
Комиссионирование |
Управление перемещением груза |
Обработка информации |
«Здание» |
- Плоский поддон
-Ящичный поддон
-Стоечный поддон
-Кассета |
-Складирование на полу
-Складирование в блоках
-Складирование в полочных стеллажах
-Складирование в высотных полочных стеллажах
-Складирование в
-Складирование на элеваторных стеллажах
-Складирование на элеваторных стеллажах «Патерностер»
-Складирование на
-Конвейерное складирование |
-Тележка
-Транспортер непрерывного действия
-Вилочная электротележка
-Фронтальный электропогрузчик -Электроштабелер поводковый
-Электроштабелер с подъемной кабиной
- Электроштабелер для высотных стелажей
-Кран-штабелер межстелажный |
- С мест хранения
- В зоне комплектации
- Централизованная отборка
- Децентрализованная отборка
- Динамическое исходное положение
- Статическое исходное положение
- Одномерное перемещение
- Двухмерное перемещение
- Вручную
- Механическое |
- Вручную
- В местном режиме
- В дистанционном режиме
- От ЭВМ «он-лайн» |
-Вручную
-В пакетном режиме
-В режиме реального времени
- Непосредственно с компьютера |
- Склад под открытым небом
-Плоский обычный склад
- Высотный плоский склад
- Склад с высотной зоной хранения
- Многоэтажный склад
- Склад со стелажнонесущей консструкцией |
Число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. [10]
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или с помощью разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.
1.3 Логистический процесс на складе как основа складского хозяйства
Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжён с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа:
1) операции, направленные
на обеспечение склада
2) операции, связанные с
переработкой груза и
3) операции, направленные
на реализацию товаров в
Рис.2. Схема логистического процесса на складе
К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:
– снабжение склада запасами товаров – главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей;
– учёт и контроль над поступлением запасов – позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объёма склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.
Второй этап логистического процесса включает в себя операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:
– разгрузка и приёмка поступивших грузов. Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузка транспортных средств, проверка документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документальное оформление прибывших товаров, формирование складской грузовой единицы; [13]
– внутрискладская транспортировка и перевалка грузов – обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространства по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным;
– складирование и хранение товаров. Процесс складирования и хранения включает в себя следующие операции: закладка товаров на хранение, непосредственное хранение их и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования – эффективное использование объема зоны хранения.
Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей. [11]
– Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа; формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных;
– Транспортировка заказов потребителям – может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.
– Сбор и возврат порожней тары. Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.
– Контроль над выполнением заказов потребителей предполагает контроль над соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.
Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажное и послепродажное. [12]
Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т. д.
Продажные услуги включают полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т. д.
К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.
– Информационное обслуживание склада. Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада и от уровня организации программно-технических средств выделяют:
- обработку информации вручную;
- обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;
- обработку информации
в режиме реального времени,
когда информация вводится в
ЭВМ автоматически
1.4. Система организации площади
На складе различают несколько технологических зон, из которых складывается общая площадь склада. Она определяется по формуле:
Sобщ = Sгр + Sвсп + Sпр + Sкм + Sрм + Sп.э + Sо.э
,
где Sгр — грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);
Sвсп — вспомогательная площадь, т. е. площадь, занятая проездами и проходами;
Sпр — площадь участка приемки;
Sкм — площадь участка комплектования;
Sрм — площадь рабочих мест, т. е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;
Sп.э — площадь приемочной экспедиции;
Sо.э — площадь отправочной экспедиции.
Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин.
1. Грузовая площадь (Sгр)
Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:
,
где Q — прогноз годового товарооборота, у.д.е./год;
3 — прогноз
величины товарных запасов,
Кн — коэффициент неравномерности загрузки склада;
К и.г.о — коэффициент использования грузового объема склада;
С v —примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, у.д.е./м3;
Н — высота укладки грузов на хранение, м;
254 — количество рабочих дней в году.
Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада[14]. В проектных расчетах Кн принимают равным 1,1—1,3.
Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:
,
где Vпол — объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3;
So6 — площадь, которую
занимает проекция внешних
Технологический смысл коэффициента Ки.г.о заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым товаром. Для того, чтобы осуществлять его укладку и выемку из мест хранения, необходимо оставлять технологические зазоры между хранимым грузом и внутренними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.
Примерная стоимость 1 м3 упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:
стоимость грузовой единицы;
вес брутто грузовой единицы;
примерный вес 1 м3 товара
в упаковке
Более точно вес 1 м3 хранимого на складе
товара может
быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики предприятия оптовой торговли.
2. Площадь проходов и проездов (Sвсп )
Величина площади проходов и проездов определяется после выбора варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет приблизительно равна грузовой площади. [15]
Информация о работе Роль складирования в логистической системе