Решение проблемы выбора поставщика в логистике закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
1.Организация работы по изучению рынка сырья и материалов……………..4
2.Разработка критериев выбора поставщиков ресурсов………………………7
3.Анализ потенциальных поставщиков……………………………………….10
4.Оценка результатов работы с поставщиками……………………………….12
Практическая часть……………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Дюнина Курсовая.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

 

 

 

Кафедра логистики и коммерции

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

На тему: «Решение проблемы выбора поставщика в логистике закупок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:            

 

 

 

 

 

Студентка 4-го курса К-10

Сорокина О.Н.

Проверил:

канд. экон. наук, доц. 

Дюнина О.П.




 

 

 

 

Иркутск 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Теоретическая часть

1.Организация работы по изучению рынка сырья и материалов……………..4

2.Разработка критериев выбора поставщиков ресурсов………………………7

3.Анализ  потенциальных поставщиков……………………………………….10

4.Оценка  результатов работы с поставщиками……………………………….12

Практическая часть……………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.  
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.  
Возможны два направления выбора поставщика:  
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.  
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.  
Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др.  
Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика: качество продукции, надежность поставщика (честность, отзывчивость, и т. д.), цена, качество обслуживания, условия платежа.  
Как показывает практика, системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков. 
Целью данной курсовой работы является выбор поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
       1.Организация работы по изучению рынка сырья и материалов.

2.Разработка  критериев выбора поставщиков  ресурсов.

3.Оптимизация  количества поставщиков. Провести  оценку и выбрать поставщика (поставщиков) ресурса.

Теоретическая часть

1.Организация работы по изучению рынка сырья и материалов.

В организации закупок особое место отводится изучению рынка сырья и материалов, что предполагает в свою очередь проведение маркетинговых исследований в снабжении

Исследования закупочной деятельности предусматривают:

    • Сбор информации о предприятиях-поставщиках;
    • Изучение товарной номенклатуры предприятий - поставщиков;
    • Изучение принципов расположения предприятий-поставщиков и складов;
    • Оценка равномерности поставки продукции предприятиями-поставщиками;
    • Анализ качества поставляемой продукции;
    • Анализ транспортных расходов;
    • Оценка конкурентоспособности предприятий-поставщиков;
    • Изучение каналов поставки продукции;
    • Изучение ценообразующих факторов, влияющих на рынок закупок.

Изучение рынка сырья и материалов осуществляется с помощью прямых и косвенных методов.

Получение информации напрямую является первичным исследованием рынка. Его источниками служат следующие действия:

    1. Контакты с поставщиками;
    2. Контакты с посредниками;
    3. Получение информации о технических разработках, ценах, качестве товаров;
    4. Поездки на предприятия и их осмотр, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) предполагает использование уже имеющих документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

      1. Обзор состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;
      2. Журналы, газеты, радио, телевидение;
      3. Фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, поставщиками, которые содержат информацию о новых разработках и технологиях;
      4. Отраслевые адресные книги, технические справочники;
      5. Интернет;

Исследование рынка сырья и материалов в свою очередь позволяет получить следующую информацию:

    • кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках;
    • каковы возможные поставщики;
    • насколько велика конкуренция среди покупателей;
    • кто из покупателей приобретает этот же материал дешевле;
    • имеются ли возможности для замены материалов;
    • каковы возможности вида транспорта;
    • появляются ли новые технологи.

 

Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует выполнения определенных операций:

    • определение потребности в материальных ресурсах;
    • выбора источника ресурсов;
    • размещения и отсылки заказ;
    • транспортировки (экспедирование);
    • получения и проверки поставки.

Все эти действия необходимы для полного завершения процесса снабжения.

Для выбора наиболее подходящего варианта поставки необходимо тщательно изучить рынок сырья и материалов. Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства. В первую очередь необходимо определиться с необходимым количеством поставщиков. Некоторые организации считают, что взаимодействие с единственным источником ресурсов делает их более уязвимыми и зависимыми от показателей работы предприятия-поставщика. Если единственный поставщик важного компонента сталкивается с финансовыми проблемами, организация может, хотя и не совершила никаких ошибок, прекратить производство. Чтобы избежать этого, некоторые организации выбирают политику закупок одного и того же материала у нескольких конкурирующих друг с другом поставщиков.

Преимущество единственного источника:

    • более прочные взаимоотношения между поставщиками и заказчиками, часто формализуемые в виде объединений или партнерств;
    • сильная вовлеченность всех сторон и стремление добиться прочных взаимоотношений;
    • экономия на масштабах и ценовые скидки при размещении крупных заказов;
    • более легкие коммуникации, более простые коммуникативные функции и процедуры для регулярно размещенных заказов;
    • меньший диапозон отклонений в характеристиках материалов и их поставок;
    • легкость обеспечения конфидециальности требований, условий и других подобных характеристик.

Преимущества нескольких источников материалов: конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен; снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, оперативное устранение возникающих проблем заменой поставщиков; более легкое удовлетворение меняющего спроса; обеспечение доступа к большему объему информации; большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований; возможность полагаться не на одну внешнюю организацию. другой способ избежать зависимости от единственного источника ресурсов-прибегнуть к форвардным закупка(заключению контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем).Эта возможность обеспечивает получение двух преимуществ.

Во-первых, она гарантирует наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизирует влияние сбоев в поставках.

Во-вторых, цена на материалы фиксирована, что позволяет избежать негативного влияние будущего роста цен или возникновения неопределенной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка критериев выбора поставщика

 

Выбор поставщика осуществляется двумя способами:

Анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы.

Заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта. Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации:

    • Каталоги и прайс-лесты
    • Конкурсные торги (тендеры)
    • Письменные переговоры между поставщиком и покупателем
    • Торги и аукционы
    • Личные контакты
    • Торговые журналы.
    • Интернет – сайты.
    • Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
    • Банки и финансовые институты официальных органов.
    • Выставки и ярмарки.

 

За рубежом основными источниками информации по поставкам служат общедоступные и информационные справочники, такие как: каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется интернету. В последнее годя Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе в сфере снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета

В результате перечисленных методов ищут и формируют список потенциальных поставщиков, с которыми ведутся договорные работы по поставкам. Процедура получения продукции от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. В рыночных условиях эффективными и распространенными способами стали: конкурсные торги и письменные переговоры. Конкурсные торги выгодны для поставщиков, так как они получают точную информацию об условиях работы с потребителями. А для покупателей выгоды, так как на конкурсной основе выбирают наилучшие во всех отношениях поставщик. Они проводятся в тех случаях, когда предполагают заключить договор на длительный период и на большую денежную сумму.

 

 

Существует несколько способов проведения тендеров:

 

Открытые торги (конкурс) основной способ. Для него характерны нормативно утвержденные правила, наличие обязательных процедур и установленная последовательность действий при закупках.

 

Закрытые торги - они проводятся в том случае, если продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков или цена государственного контракта составляет 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в конкурсе превышают стоимость закупаемой продукции.

 

Запрос котировок - направляется не менее чем трем поставщикам и должен быть одинаковым. Каждый поставщик должен предоставить одну цену, указывая ее составляющие. Данный способ позволяет не проводить конкурс при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявка заказчика и для которой существует сложившийся рынок.

 

Закупки из единственного источника (при государственных закупках)-указом оговорены случаи, в которых заказчик имеет право по согласованию с Министерством экономики РФ или с уполномоченным им территориальным органом размещать заказы на закупку продукции для государственных нужд у единственного источника:

    • при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение конкурса или применение иного способа размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности заказчика;
    • если в следствии чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в товарах, услугах, работах, в связи с чем применение иных способов закупок целесообразно с учетом затрат времени;
    • если заказчиком, осуществившим закупку товаров или услуг у определенного поставщика, установлено, что дополнительные закупки, по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами или услугами, должно быть произведены у того же поставщика. При этом должна учитывать эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, разумность цены.

Заказчик имеет право проводить внутренние конкурсы с применение любого выше изложенного способа.

Другим методом выбора поставщика является письменные переговоры.

Информация о работе Решение проблемы выбора поставщика в логистике закупок