Организация системы снабжения на фирме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является изучение процесса снабжения (или материально-технического обеспечения) на предприятии. Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть формы материально-технического обеспечения на предприятии;
- проанализировать инфраструктуру и организационную структуру отдела материально-технического обеспечения;
- рассмотреть основные методы определения и расчета потребностей в материальных ресурсах;
- рассмотреть опыт совершенствования организации обеспечения ресурсами фирмы, а также опыт применения информационных систем планирования на отечественных предприятиях.

Оглавление

Введение
1. Экономическая сущность и понятие снабжения
1.1 Осуществление снабжения, как одна из важнейших функций на фирме
1.2 Функции отдела материально-технического снабжения на фирме
2. Методы определения потребности фирмы в необходимых ресурсах
2.1 Методы определения потребностей по качеству и количеству товаров и услуг
2.2 Методика MRP-1 (планирование потребности в материалах)
2.3 Методы расчета потребности в основных материалах
3. Пути совершенствования организации обеспечения фирмы ресурсами для осуществления производительной деятельности
3.1 Опыт зарубежных стран по совершенствованию организации обеспечения фирмы ресурсами
3.2 Опыт применения информационных систем планирования потребностей ресурсов на отечественных предприятиях
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

-   рост интенсивности конкуренции в сегменте средних предприятий;

-   следование общемировым тенденциям в сфере развития рынка КИС.

Сегодняшнее состояние  рынка компьютерных систем в России характеризуется, в первую очередь, определенным этапом развитием большинства российских поставщиков и приходом западных разработчиков и их партнеров на российский рынок.

Большинство российских систем начали свое существование на рубеже 90-х годов, когда, объективные  потребности бизнеса привели к тому, что предприятия и фирмы стали задумываться о компьютеризации. В силу общих закономерностей рыночной экономики, первыми смогли выделить необходимые финансовые средства предприятия торговли или сферы услуг. Промышленность значительно отставала, из-за многих причин.

Таким образом, практически  все российские системы начали развиваться  как учетные (бухгалтерские) системы. Многие из них продолжают оставаться чисто учетными, позволяя автоматизировать одну или несколько функций предприятия, но не давая целостной картины, необходимой для управления промышленным предприятием [18, с.43].

Кроме того, только единичные  разработчики (а их всего более  сотни) смогли адекватно предвидеть развитие событий и, простому увеличению продаж «коробочных» решений предпочли эволюционный качественный рост, вкладывали средства в развитие систем и научно-исследовательские работы.

Несколько лет назад  на российском рынке корпоративных  информационных систем существовала проблема интеграции отечественных и западных приложений. Сегодня многие предприятия внедряют западные корпоративные системы для решения определенных задач бизнеса, успешно интегрируя их с ранее установленными отечественными системами.

По мере развития и  роста рынка российские разработчики будут острее конкурировать в борьбе за потребителя как между собой, так и с внешними конкурентами. Если несколько лет назад борьба за потребителя велась в основном по ценовым критериям, то сейчас большинство разработчиков информационных систем делают акцент на уровень качества системы, уровень ее поддержки, квалификации специалистов и на долговременное сотрудничество с заказчиком.

Соревнование с внешними конкурентами будет вестись с  использованием таких преимуществ, как более полная функциональность финансовых и кадровых модулей, более выгодное соотношение «цена/качество», возможность интеграции с приложениями зарубежных разработчиков, создание смешанных КИС, сочетающих преимущества отечественных и зарубежных КИС.

Следование мировым  тенденциям проявляется прежде всего в области электронной коммерции и приложений по управлению взаимоотношениями с клиентами. На данный момент эти функции реализует большая часть систем российских разработчиков, однако по своим функциональным характеристикам российские приложения e-business и CRM значительно уступают западным. Помимо этого спрос на данные приложения со стороны заказчиков пока не высок [18, с.43].

В целом российский рынок  КИС сегодня разделен между западными  и российскими КИС не по отраслевому  признаку, а по величине предприятий. Большинство пользователей крупных западных КИС — это крупные отечественные предприятия нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения и т.п. Лишь небольшое число российских поставщиков имеют подобные контракты.

На основании этого  можно предположить, что в ближайшие несколько лет основная конкурентная борьба будет происходить между КИС для предприятий среднего бизнеса. За последние несколько лет на российский рынок вышло несколько западных разработчиков ERP-систем, которые ориентированы на поставку решений для предприятий среднего бизнеса. В этот же период многие российские разработчики значительно увеличили функциональный состав своих КИС, что также позволило им выйти на рынок компаний среднего бизнеса.

На сегодняшний день основными причинами внедрения интегрированной корпоративной системы на предприятии являются следующие (в порядке убывания упоминания пользователями систем): отсутствие реальной интеграции данных; недостаток функциональных возможностей существующей информационной системы; увеличение объема бизнес-операций; требования международной отчетности; необходимость аналитической обработки данных; несоответствие стандартам MRP/ERP [20].

Среди основных причин неудачных  внедрений КИС поставщиками решений  прежде всего отмечены (в порядке убывания упоминаний): неготовность компании к изменениям; недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика; отсутствие реальной потребности в системе со стороны заказчика; внедрением занимается только собственный ИТ-отдел; размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировка потребностей заказчиком; отсутствие или слабая поддержка проекта руководством компании; сокращение бюджета в ходе внедрения.

Большинство перечисленных  причин неудачных внедрений относятся  к проблемам менеджмента предприятия и готовности к принципиальным изменениям не только на уровне использования информационной системы, но и на уровне организационной структуры и бизнес-процессов.

Практика внедрения  корпоративных систем на российских предприятиях в течение последних десяти лет выявила ряд общих факторов, которые необходимо учитывать при выборе поставщика. В первую очередь к ним относятся: полнота функциональных возможностей систем; уровень реализации функциональных модулей систем; стоимость и продолжительность внедрения; влияние системы на бизнес и бизнес-процессы предприятия; эффективность использования системы на предприятии [20].

В течении последних  лет на рынке появились предложения, которые свидетельствуют о дальнейшем углублении процессов специализации рынка, что отражает объективные потребности производственных предприятий. Действительно, если предложения «первой волны» были как одно: универсальны и многофункциональны, на что и делался основной упор в маркетинге, то по мере роста квалификации специалистов отделов АСУ предприятий и консультантов стали все более явственно проступать недостатки таких решений. А именно: сложность или даже невозможность адаптации к специфике конкретного производства, отсутствие «мелких», но таких нужных учетных и функциональных возможностей, как например возможность обсчета и моделирования цен на каждый заказ на стадии его оформления, учет технологических особенностей гибкого и многовариантного производства, каким является полиграфическое, отсутствие возможности учитывать и планировать пополнение технологических запасов материалов на каждом рабочем месте, ну и многие другие.

Все предлагаемые информационные системы можно разделить по их размеру и функциональным возможностям. В таблице 1 приведены основные поставщики данных корпоративных систем.

Таблица 1

Основные программные  продукты на российском рынке [20]

 

Локальные системы

Малые интегрированные  системы

Средние интегрированные  системы

Крупные интегрированные  системы

Предста- вители групп

БЭСТ

Инотек

ИНФИН

Инфософт

Супер- Менеджер

Турбо- бухгалтер

;+ более 100 систем

Concorde XAL

Exact

Platinum

PRO/MIS

Scala

SunSystems

БОСС- Корпорация

Галактика/Парус

Ресурс

Эталон

JD Edwards (Robertson & Blums)

MFG-Pro (QAD/BMS)

SyteLine (СОКАП/ SYMIX)

SAP/R3 (SAP AG)

Baan (Baan)

BPCS (ITS/SSA)

Oracle Applications (Oracle)


Все приведенные в  таблице системы можно разделить  на два больших класса: финансово-управленческие и производственные системы.

Финансово-управленческие системы включают подклассы локальных  и малых интегрированных систем. Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, которому достаточно функций управления финансовыми потоками и других, как правило, простых, учетных функций. Важной характеристикой таких систем является уровень их интегрированности. В простейшем случае эта характеристика указывает на реализованную взаимосвязь в учетных функциях по стандартной цепочке: сбыт - склад - закупки - финансы.

Производственные системы  включают подклассы средних и  крупных интегрированных систем. Эти системы, в первую очередь, предназначены  для управления и планирования производственного  процесса. Учетные функции глубоко проработаны, хотя на первый взгляд выполняют вспомогательную роль и порой невозможно отдельно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

Производственные системы  сложнее в установке (цикл внедрения может занимать от 6-9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности всего производственного предприятия, что требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщика программного обеспечения для создания адекватной "прозрачной" картины всех процессов.

Производственные системы  всегда ориентированы на один или  несколько типов производства, которые  в основном отличаются методами планирования ресурсов предприятия.

Для малых предприятий, торговых фирм и компаний предоставляющих услуги по соотношению цена/качество наиболее подойдут финансово-управленческие системы, так как основные решаемые задачи это бухгалтерский учет, управление складами продукции, управление кадрами. Финансово-управленческие системы также могут быть использованы на небольших производственных предприятиях, если процесс производства не сложен.

Для малых и средних  производственных предприятий с  небольшим количеством юридических  лиц и взаимосвязей наиболее эффективны будут средние интегрированные системы или простые конфигурации упрощенных интегрированных систем. Для таких предприятий основным критерием является именно управление производством, хотя учетные задачи остаются важными.

Для крупных холдинговых  структур, финансово-промышленных групп, управляющих компаний, на которых первостепенное значение имеет управление сложными финансовыми потоками, трансферными ценами, консолидация информации, во многих случаях более подойдут крупные интегрированные системы. Эти системы также обладают хорошими решениями для управления производством и могут покрыть весь комплекс требований крупного холдинга.

Для автоматизации гигантских предприятий в мировой практике часто используется смешанное решение  из классов крупных, средних и  даже малых интегрированных систем, когда на уровне управления всей структурой работает, например, SAP/R3, а производственные компании пользуются пакетами среднего класса. Создание электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между системами и позволяет избежать двойного ввода данных.

 

Заключение

В заключение необходимо отметить, что снабжение на предприятие  играет важную роль, поскольку именно от этой функции зависит дальнейший ход производства.

Материально-техническое  обеспечение (МТО) представляет собой  вид управленческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства. Такая деятельность осуществляется, как правило, до начала производства. Обеспечением МТО могут заниматься как специализированные службы на самом предприятии, так и самостоятельные организации, для которых такая деятельность будет основной. Основная цель МТО — доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.

Снабжение сегодня это  одна из функций логистики. Логистика выполняет комплексную функцию и представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности предприятия.

Функции логистики реализуются на всех стадиях производства и движения материальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и распределительную (сбыта).

Логистика снабжения  и сбыта охватывает не только вопросы  внутрипроизводственного перемещения материалов, но и в значительной степени движение материальных ресурсов вне предприятия. Поэтому функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков.

Эффективная организация  снабжения организации материальными ресурсами становится ключевым фактором функционирования и развития организации. Отсутствие запасов приводит к тому, что деятельность организаций-производителей дает сбои вплоть до остановки производства. Таким образом, производственные процессы нуждаются в полноценном, качественном, а главное, своевременном обслуживании, что говорит о необходимости хранения запасов. На это также влияют цены на сырье, материалы, которые могут подвергаться значительным сезонным колебаниям и специфическим воздействиям практической деятельности. Когда цена низкая, зачастую выгодно создавать большие запасы сырья, товаров, материалов, которых хватило бы на весь период выросших цен. Неправильные прогноз спроса и расчет запаса могут приносить небольшой ущерб, но иногда такие просчеты могут иметь существенное значение.

Снабжение выполняет  такие коммерческие (покупка материалов) и технологические (доставка материалов) функции.

Различают транзитную и  складскую форму организации  МТО. Инфраструктура МТО включает подразделения  складского, транспортного и заготовительного хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

При определении потребности  в материалах применяются методы, основанные на плановых заданий, на основе текущего потребления, и позаказный метод.

В последнее время  широкое распространение получили компьютеризированные комплексы программ по управлению материальными ресурсами. В частности в работе мы рассмотрели  механизм действия системы MRP.

В зарубежной практике широкое распространение получают японские концепции организации производства, и материально снабжения. К таким концепциям относятся бережливое производство, реализованное в системе «точно в срок» и «канбан».

 

Список использованной литературы

1.         Галиков Е.А. Маркетинг и логистика: новые инструменты хозяйствования. – М.: Экзамен, 2006.

2.         Джордж М. Л. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. Издательство: «Альпина Бизнес Букс», 2005.

3.         Жданова Л.А. Организация и управление промышленной фирмой в развитых странах. – Казань: Экономика, 2009.

4.         Кобец Е. А. Планирование на предприятии. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Информация о работе Организация системы снабжения на фирме