Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:00, курсовая работа
Автомобильно-дорожный комплекс России (АДК) включает в себя: автотранспортные предприятия и транспортные средства; автомобильные дороги и организации, поддерживающие их в рабочем состоянии; организации, обеспечивающие ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств; организацию и систему контроля транспортными потоками на дорожной сети; места стыковки автомобилей с другими видами транспорта.
Роль математических методов в принятии эффективных управленческих решений при автомобильных перевозках. Виды моделей и эвристические методы решения задач……………………………………...…...…3
Понятие корреляционно-регрессионный анализ………….......…….....7
Модели линейного программирования в решении задач автомобильных перевозок. Основные понятия, графоаналитический и симплексный методы………………………………………………………………….10
Маршрутизация перевозок помашинными отправками основные этапы решения задач…………………………………………………………...…….15
Методы определения кратчайших расстояний перевозок………......18
Методы планирования перевозок по сборно-развозочным маршрутам……………………...………………………………………………………24
Понятие о теории массового обслуживания в решении задач автомобильных перевозок…………………………………………………………..30
Задача 1………………………33
Задача 2………………………36
Переведём задачу на формальный язык. Обозначим каждый участок сети между двумя соседними пунктами Аi и Аj числом xij= 1, если он является звеном выбранного маршрута движения из Аi в Аm, и xij=0, если он не входит в этот маршрут. Тогда задача отыскания кратчайшего пути из Аi в Аm сводится к выбору чисел xij (i, j = 1, 2, …, m), при которых достигает минимума линейная форма
при условии
;
0 ≤
xij ≤1, i, j =1,2………….m
Линейная форма определяет длину маршрута между начальным и конечным пунктами. Условия означают, что для любого 0≤пункта маршрута Аi, исключая начальный и конечный, число дорог, входящих в этот пункт, равно числу дорог, выходящих из него. Поскольку lji>0 для всех I и j, условия вместе с требованием минимизации линейной формы означают, что из каждого пункта Аi (i=2, 3, …, m -1) выходит не более одной дороги. Условия фиксируют тот факт, что количество дорог, выходящих из начального пункта маршрута, Аi превышает на единицу число дорог, входящих в этот пункт. Аналогично условия указывает на то, что в последний пункт Аm входит на одну дорогу больше, чем выходит. Условия вместе с условиями и требованием минимизации линейной формы означают, что в каждый пункт маршрута входит ровно одна дорога и из каждого пункта маршрута исходит ровно одна дорога. Наконец, условия требуют, чтобы все xij были равны нулю или единице. В целом, соотношения представляют собой определение кратчайшего пути на сети дорог между двумя заданными пунктами, т.е. аналитическую модель рассматриваемой задачи.
Общая вычислительная схема применительно к данной задаче следующая. В специальную таблицу типа «шахматной».
Процесс
определения кратчайших расстояний
между пунктами модели транспортной
сети рассмотрим также на конкретном
примере.
6.
Методы планирования
перевозок по сборно-
Решение
задачи рассматривается на конкретном
примере.
Пример. Имеется заявка на перевозку груза с условиями.
Необходимо доставить груз нескольким
потребителям; в рассматриваемом
примере равные эксплуатационные условия
в районе перевозки груза, тогда
в качестве критерия решения задачи
допустимо принять расстояние перевозки
груза, что будет соответствовать
минимальной стоимости для
Потребность в грузе первого пункта q1=2 т; второго пункта – q2=1 т; третьего пункта – q3=1 т.
Известны
адреса клиентов, поставщика и их взаимное
расположение; грузы транспортно
однородны; затраты времени на погрузку–выгрузку
1 т груза τпв=0,1 т/ч; среднее время
на нахождение в пункте маршрута t3=0,1
ч; условия эксплуатации – город, Vт=25
км/ч. Взаимное расположение поставщика
и потребителей и расстояние между пунктами
представлены на рис. 8.2.
Решение
задачи
Число перестановок из w пунктов завоза (вывоза), включаемых в маршрут по w пунктам:
где
w! – факториал целого положительного
числа w, который равен произведению:
w! = 1·2·3…· w. При трех пунктах груза
количество возможных маршрутов М
= w! = 3! = 1·2·3 = 6, таким образом, возможны
шесть маршрутов доставки груза из пункта
А (см. табл. 8.1). Выбор маршрута осуществляется
по критерию «минимум затрат», чему соответствует
минимум пробега. При наличии двух и более
маршрутов одинаковой протяженности цели
системы соответствует минимум грузооборота
на маршруте. Результаты расчета пробега
и грузооборота представлены в табл. 8.1.
Результаты
расчета пробега и грузооборота
в развозочной системе
Номер
маршрута |
Маршрут | Пробег,
км |
Грузообот,
т·км |
1 | А-В1-В2-В3-А | 29,0 | 46,0 |
2 | А-В3-В2-В3-А | 29,0 | 70,0 |
3 | А-В1-В3-В2-А | 33,0 | 56,0 |
4 | А-В2-В3-В1-А | 33,0 | 76,0 |
5 | А-В2-В1-В3-А | 34,0 | 61,0 |
6 | А-В3-В1-В2-А | 34,0 | 75,0 |
Принимаем
для дальнейшего проектирования
системы маршрут №1-А-В1-В2-В3-
Таблица 8.2
Результаты функционирования
автомобиля в системе
Маршрут | Q, т | Lc, км | tpм, ч | Р, т·км |
А-В1-В2-В3-А | 4,0 | 29,0 | 1,76 | 46,0 |
В случае, если перевозимый груз относится к грузам первого класса для перевозки груза на спроектированном маршруте, достаточно автомобиля с грузоподъемностью 4 т. Если нет автомобиля требуемой грузоподъемности или груз не первого класса, то требуется автомобиль большей грузоподъемности.
Пример 8.2. Имеется заявка на перевозку груза с условиями: необходимо доставить груз шести потребителям; потребность в грузе qж = 600 кг; q3 = 200 кг; qи = 400 кг; qк = 500 кг; qл = 400 кг; qм = 400 кг.
Известны
адреса клиентов, поставщика и их взаимное
расположение; грузы транспортно-однородны;
затраты времени на погрузку-выгрузку
1 т груза τпв=0,1 т/ч; среднее время на нахождение
в пункте маршрута t3=0,1 ч; условия
эксплуатации – город, Vт=25 км/ч.
Взаимное расположение поставщика и потребителей
представлено на рис. 8.3.
Решение задачи
Пусть все пункты, указанные на рис. 8.3, называются вершинами сети, а линия, соединяющая две соседних вершины, - звеном. Незамкнутая сеть, связывающая две и более вершины с минимальной суммарной длиной всех соединяющих их звеньев, называется кратчайшей связывающей сетью. Данная сеть находится следующим образом. На транспортной сети (см. рис. 8.3) находят наименьшее звено. В данном случае звено К-Л = 2 км. Затем рассматривают все звенья, связанные с одной из своих вершин с выбранным звеном, т. е. звенья
К - М = 5; К - И = 2; К - 3 = 6; К - Ж = 7; Л - Ж = 6; Л - И = 3; Л - З = 7. Из них выбирают звено с наименьшим расстоянием К - И = 2. Далее рассматриваются звенья, связанные с вершинами полученной линии И-К-Л, и из них выбирается наименьшее. При этом нельзя выбирать звено, соединяющее две ранее включенные в сеть вершины. Таким звеном является И-Л, несмотря на то что оно наименьшее из всех, связанных с выбранной сетью И-К-Л одной из вершин, его нельзя включить в кратчайшую связывающую сеть. Другими звеньями, связанными своими вершинами с уже выбранной сетью, являются звенья М-К, З-К, И-З, И-Ж, И-А, И-М, Л-Ж, Л-З, звено И-З имеет наименьшее расстояние, равное 4, и в этом случае получим сеть З-И-К-Л.
Далее
опять рассматривают все
Далее все пункты маршрута, начиная с А, связываются такой замкнутой линией, которая соответствует кратчайшему пути объезда этих пунктов. Первоначально при использовании метода сумм строится таблица, называемая симметричной матрицей. Для маршрута АЖЗИКЛМ она приведена в табл. 8.3.
Симметричная матрица для маршрута АЖЗИКЛМ
6 | 6 | 5 | 7 | 8 | 11 | |
6 | Ж | 8 | 5 | 7 | 6 | 11 |
6 | 8 | З | 4 | 6 | 7 | 6 |
5 | 5 | 4 | И | 2 | 3 | 6 |
7 | 7 | 6 | 2 | К | 2 | 5 |
8 | 6 | 7 | 3 | 2 | Л | 7 |
11 | 11 | 6 | 6 | 5 | 7 | М |
43 | 43 | 37 | 21 | 27 | 33 | 46 |
По
главной диагонали в ней
∆кр = L13 + L23 – L12,
Можно утверждать, что полученная последовательность объезда пунктов маршрута дает меньший или весьма близкий к наименьшему путь движения. На рис. 8.5 представлены схемы движения автомобилей по маршрутам АЖИЛКМЗА и АЗМКЛИЖА. Результаты расчета грузооборота представлены в табл. 8.4.
Результаты расчета
Номер
маршрута |
Порядок
объезда |
Грузооборот,
т·км |
1 | АЖИЛКМЗА | 33,4 |
2 | АЗМКЛИЖА | 45,10 |
Принимаем
для дальнейшего проектирования
системы маршрут
№1 - АЖИЛКМЗА, поскольку ему соответствует
минимальный грузооборот. Расчет результатов
функционирования автомобиля в системе
выполним, используя модель развозочной
системы. Результаты представлены в табл.
8.5.
Результаты функционирования
автомобиля в системе
Маршрут | Q, т | Lc, км | tpм, ч | Р, т·км |
АЖИЛКМЗА | 2,5 | 33,0 | 2,07 | 33,4 |
В случае, если перевозимый груз относится к грузам первого класса, для перевозки груза на спроектированном маршруте достаточно автомобиля с грузоподъемностью 2,5 т. Если нет автомобиля требуемой грузоподъемности или груз не первого класса, то требуется другой автомобиль, большей грузоподъемности.
Информация о работе Моделирование транспортных процессов и систем