Методы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Одна из наиболее распространенных задач математического программирования — транспортная задача. Транспортная задача (задача Монжа —Канторовича) —математическая задача линейного программирования специального вида о поиске оптимального распределения однородных объектов из аккумулятора к приемникам с минимизацией затрат на перемещение. Для простоты понимания рассматривается как задача об оптимальном плане перевозок грузов из пунктов отправления в пункты потребления, с минимальными затратами на перевозки. Транспортная задача является по теории сложности вычислений NP-сложной и входит в класс сложности NP. Когда суммарный объём предложений (грузов, имеющихся в пунктах отправления) не равен общему объёму спроса на товары (грузы), запрашиваемые пунктами потребления, транспортная задача называется несбалансированной (открытой).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа МПУР.docx

— 171.84 Кб (Скачать)

 

Проверим необходимое  и достаточное условие разрешимости задачи.

∑a = 70 + 65 + 90 = 225

∑b = 50 + 65 + 65 + 15 + 30 = 225

  1. Построим первый опорный план транспортной задачи. Для каждой строки и столбца таблицы условий найдем разности между двумя минимальными тарифами, записанными в данной строе или столбце, и поместим их в соответствующем дополнительном столбце или строке.
 

50

65

65

15

30

70

20

21

22[55]

23[15]

24

65

22[35]

28

31

40

15[30]

90

23[15]

27[65]

34[10]

43

18


 

Сведем все вычисления в одну таблицу.

 

50

65

65

15

30

d1

d2

d3

d4

d5

70

20

21

22[55]

23[15]

24

1

1

-

-

-

65

22[35]

28

31

40

15[30]

7

7

7

6

-

90

23[15]

27[65]

34[10]

43

18

5

5

5

4

4

d1

2

6

9

17

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d2

2

6

9

-

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d3

1

1

3

-

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d4

1

1

3

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d5

0

0

0

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз  вывезены, потребность магазинов  удовлетворена, а план соответствует  системе ограничений транспортной задачи.

Подсчитаем число занятых  клеток таблицы, их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным.

2) Проверим оптимальность  опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

 

v1=11

v2=15

v3=22

v4=23

v5=4

u1=0

20

21

22[55]

23[15]

24

u2=11

22[35]

28

31

40

15[30]

u3=12

23[15]

27[65]

34[10]

43

18


 

Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных  клеток, для которых ui + vi > cij

Выбираем максимальную оценку свободной клетки (2;3): 31

Для этого в перспективную  клетку (2;3) поставим знак «+», а в  остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20

21

22[55]

23[15]

24

65

22[35]

[-]

28

31

[+]

40

15[30]

90

23[15]

[+]

27[65]

34[10]

[-]

43

18


 

Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 3) = 10. Прибавляем 10 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 10 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план.

 

50

65

65

15

30

70

20

21

22[55]

23[15]

24

65

22[25]

28

31[10]

40

15[30]

90

23[25]

27[65]

34

43

18


 

Проверим оптимальность  опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

 

v1=13

v2=17

v3=22

v4=23

v5=6

u1=0

20

21

22[55]

23[15]

24

u2=9

22[25]

28

31[10]

40

15[30]

u3=10

23[25]

27[65]

34

43

18


 

Опорный план является оптимальным, так все оценки свободных клеток удовлетворяют условию ui + vi <= cij.

Минимальные затраты составят:

F(x) = 22*55 + 23*15 + 22*25 + 31*10 + 15*30 + 23*25 + 27*65  = 5195.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Дано 3 поставщика:

 
, , Предложение поставщика составляет 70 единиц, i=1; поставщика составляет 65 единиц, i=2;  поставщика составляет 90 единиц, i=3.

Дано 5 потребителей:

 , , , , .Спрос потребителя составляет 50 единиц, j=1; потребителя составляет 65  единиц, j=2;потребителя   составляет 65 единиц, j=3; потребителя составляет 55 единиц, j=4; потребителя составляет 30 единиц, j=5.

Дана стоимость перевозки:

  единицы товара от 1 поставщика к 1 потребителю =20;

 единицы товара  от 1 поставщика к 2 потребителю  =21;

 единицы товара  от 1 поставщика к 3 потребителю  =22;

 единицы товара от 1 поставщика к 4 потребителю =23;

единицы товара от 1 поставщика к 5 потребителю =24;

 единицы товара от 2 поставщика к 1 потребителю =22;

 единицы товара от 2 поставщика к 2 потребителю =28;

 единицы товара от 2 поставщика к 3 потребителю =31;

 единицы товара от 2 поставщика к 4 потребителю =40;

 единицы товара от 2 поставщика к 5 потребителю =15;

 единицы товара от 3 поставщика к 1 потребителю =23;

 единицы товара от 3 поставщика к 2 потребителю =27;

 единицы товара от 3 поставщика к 3 потребителю =34;

 единицы товара от 3 поставщика к 4 потребителю =43;

 единицы товара от 3 поставщика к 5 потребителю =18.

Требуется составить план перевозок от каждого поставщика к каждому потребителю с минимальной  стоимостью и рассчитать стоимость  плана перевозок.

Общая стоимость перевозок  равна:

S==

Матрица транспортных расходов имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО  УГЛА

Стоимость доставки единицы  груза из каждого пункта отправления  в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов:

 

50

65

65

55

30

70

20

21

22

23

24

65

22

28

31

40

15

90

23

27

34

43

18


Проверим необходимое  и достаточное условие разрешимости задачи.

∑ a = 70 + 65 + 90 = 225

∑ b = 50 + 65 + 65 + 55 + 30 = 265

Занесем исходные данные в распределительную таблицу:

Ищем первый опорный план:

 

50

65

65

55

30

70

20[50]

21[20]

22

23

24

65

22

28[45]

31[20]

40

15

90

23

27

34[45]

43[45]

18


В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз  вывезены, потребность магазинов  удовлетворена, а план соответствует  системе ограничений транспортной задачи.

Подсчитаем число занятых  клеток таблицы, их 8, а должно быть m + n - 1 = 8. Следовательно, опорный план является невырожденным.

Определяем оценку для  каждой свободной клетки.

В свободную клетку (1;3) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

 

 

50

65

65

55

30

70

20[50]

21[20]

[-]

22

[+]

23

24

65

22

28[45]

[+]

31[20]

[-]

40

15

90

23

27

34[45]

43[45]

18


Оценка свободной клетки равна Δ13 = -2

Аналогично выполняем  оценку для каждой свободной клетки:

Оценка свободной клетки равна Δ14 = -10

Оценка свободной клетки равна Δ15 = -9

Оценка свободной клетки равна Δ21 = -5

Оценка свободной клетки равна Δ24 = 0

Оценка свободной клетки равна Δ25 = -25

Оценка свободной клетки равна Δ31 = -7

Оценка свободной клетки равна Δ32 = -4

Оценка свободной клетки равна Δ35 = -25

Оценка свободной клетки равна Δ41 = 13

Оценка свободной клетки равна Δ42 = 12

Оценка свободной клетки равна Δ43 = 9.

Опорный план является неоптимальным, поскольку имеются отрицательны оценки клеток  равные: (-25).

Поскольку имеются оценки клеток с одинаковыми по величине значениями, то для перехода к лучшему  плану практически может быть занята любая клетка из этих двух.

Однако, если придерживаться принципа достижения наибольшего снижения целевой функции за один очередной переход, то в данном случае надо проанализировать, каково будет это общее снижение при занятии поставкой каждой клетки.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений