Методы планирования в снабжении и логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль­но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе­мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО — доведение материальных ресурсов до конкретных производствен­ных предприятий в заранее определенное договором место по­требления.

Оглавление

Введение
1. Организация материально-технического
обеспечения на предприятии
2. Организационная структура - материально-технического обеспечения
3. Планирование материально-технического обеспечения
4. Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения
5. Коммерческая логистика
6. Методы планирования в снабжении и логистике
7. Выбор поставщика
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Березина.docx

— 33.55 Кб (Скачать)

Исследование рынка  сырья и материалов — один из элементов пла­нирования МТО  предприятия. Изучение рынка сырья  и материалов предполагает систематические  сбор, обработку, анализ и оценку ин­формации  о предложении конкретных видов  материалов, ассортименте и ценах  на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследо­вании рынка сырья  и материалов предприятие должно дать количест­венную оценку предложений  необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого  рынка занимает анализ издержек по доставке материалов.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важ­ная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика.

Исследование рынка  сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре­сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные  расходы на производство необходимых  деталей с це­ной аналогичных  деталей у поставщика.

Определение потребности  в материальных ресурсах — централь­ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность  в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание  переходящих запасов на конец  планового периода и потребности  на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности  в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для  их покрытия. Источники покрытия могут  быть собственными или заемными. Потребность  в материальных ресурсах планируется  по всей номенклатуре материалов в  стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются  режимом их произ­водственного потребления, созданием и поддержанием необходимо­го  уровня производственных запасов.

Объем требуемых  материальных ресурсов складывается из потреб­ности в материалах, необходимых  для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно­логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред­приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности  в материальных ресурсах можно осу­ществить тремя методами: детерминированным  — на основе планов производства и  нормативов расхода; стохастическим —  на основе вероятностного прогноза с  учетом потребностей за прошлые перио­ды; оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия  соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. 
 
 

Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области  снабжения

Политика в отношении  условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предостав­лением различного рода скидок, кредита и др.

Условия поставок оговариваются  в контракте (договоре) между поставщиком  и покупателем. В зависимости  от вида товара и мето­да закупки  выделяют договоры купли-продажи, аренды, найма, предоставления в пользование  на возмездной основе и др. Юриди­ческие формы контрактов регулируются положениями  Гражданско­го кодекса.

В соответствии с  договором поставщик обязан упаковать  про­дукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке  до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен при­нять прибывшую  в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести  все расходы и риски, которым  может подвергнуться продукция  после передачи ее покупателю.

Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются  особенности поставок. В слу­чаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупате­ля, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада по­ставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.

Цена на перевозку  может быть жестко установленной  или скользящей. При жестко установленной  фиксированной цене в до­говоре  покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. Если в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т. е. цена подвержена рыночным воздействиям. В разделе особых условий договора указываются способы определения  скользящей цены с учетом инфляционных процессов.

При поставках продукции  учитывается и цена упаковки. Стои­мость упаковки устанавливается договором. Если продукция посту­пила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет  перевоз­чик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причи­ненных убытков.

Приемку поступившей  продукции от транспортных предпри­ятий осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упа­ковки  и маркировки. Об исправности поступившей  продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается  в книге вы­дачи грузов. Поступившие  на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соот­ветствии с их назначением.

Для предотвращения затоваривания складов поступающими то­варами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный  склад и система поставок «точно в срок».

Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих скла­дах оговоренного уровня складских запасов и направление  их в адрес покупателя по мере высвобождения  у него складских площадей.

Складские помещения  могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может  забрать свой то­вар с этих складов  в удобное для него время.

Поставка «точно в срок» относится к внутрихозяйственным  проблемам поставщика. Оговаривается  обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах  по заранее ус­тановленному графику, что позволяет заказчику не накапливать  за­пасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.

С помощью политики коммуникаций в области снабжения  ус­танавливаются контакты с существующими  и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках  продукции.

В области снабжения  различают следующие виды коммуника­ций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабжен­ческих операций, реклама в средствах массовой информации и ра­бота с общественностью.

В снабжении наиболее распространен метод прямой коммуника­ции. С его помощью устанавливаются  прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая мо­жет быть получена из справочников, каталогов, периодических из­даний и через  интернет.

Стимулирование снабженческих  операций, реклама в средствах  массовой информации и работа с общественностью  позволяют поку­пателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков  и установить с ними контакты для  последующего обмена информацией.

Коммерческая логистика

Логистика стала  активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего  в материально-техническом снабжении  армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых  и фронтовых снабженческих баз  и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных  материалов и продовольствия в необходимых  количествах.

Коммерческая логистика  представляет собой самостоятельное  научное направление, направленное на минимизацию транс­портных издержек и рационализацию транспортных потоков. Ее практическое применение обеспечивается созданием логистиче­ских систем. 

Рис.3. Схема коммерческой логистической системы 

Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим  из схемы, связан с управлением материалами  и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это  скорее структура планирования, чем  функция предпринимательства. Другими  словами, задача управления в области  коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и  стратегий, в рамках которых может  осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит  в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов  деятельности, которые традиционно  относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность  за запасы и их транспортировку может  входить соответственно в функции  производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов  без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих  затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они  должны быть взаимосвязаны.

Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы она получила свое бурное распространение на Западе и  США. Например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23% валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению американских экономистов, – процесс дорегулиравания  экономики.

Коммерческая логистика  – это область деятельности, которая  приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный  и частный секторы проявляют  растущий интерес к сфере коммерческой логистики. 

Логистику можно  рассмотреть как процесс управления продвиже­нием материальных ресурсов. На этом пути совершается множество  логистических операций, связанных  с материально-техническим снабжением, производством и сбытом готовой продукции. Логисти­ку здесь можно подразделить на заготовительную, внутрипроизвод­ственную и распределительную.

Логистику можно  также подразделить на материальную или транспортно-складскую, информационную, финансовую и кадровую.

Сфера приложения в  предпринимательской деятельности придает логистике преимущественно  отраслевой характер.

Остановимся подробнее  на содержании логистики. В на­стоящее время логистика рассматривается  как эффективное управление материальными  потоками в сфере производства и  обращения.

В сфере материально-технического снабжения основу логисти­ческого  потока составляют: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое  хозяйство, складские сооруже­ния, средства связи и передачи информации. Связи между отдель­ными элементами логистикрг складываются в логистические  цепи. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участ­вующих в логистической операции. Поставщики, потребители, посредники и перевозчики  создают логистический канал.

Параметрами логистической  цепи являются организационный ко­эффициент звенности (который показывает, сколько  раз продава­лась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза).

Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую  инфраструктуру товарного рынка. К  субъектам ее относятся транспортные и складские пред­приятия и коммерческие посредники. Они непосредственно  или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при  установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.

В силу своей целевой  ориентации коммерческая логистика  ис­пользует маркетинг в целях  беспрепятственного продвижения ма­териальных  потоков непосредственно до каждого  потребителя. Для согласования интересов  материально-технического снабже­ния, производства и сбыта необходимо формирование общей логи­стической концепции, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.

При соответствующей  проработке и реализации логистиче­ская концепция приводит к конкретным экономическим резуль­татам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и  готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособно­сти на рынке товаров.

Затраты на выполнение логистических операций формируют  ло­гистические издержки, которые представляют собой сумму издер­жек обращения  и части издержек производства (затраты  на тару, упаковку, траспортно-складские  работы и т. д.)- Затраты на логисти­ку могут быть исчислены в процентах  суммы продаж, в расчете на единицу  массы сырья, материалов и готовой  продукции.

Информация о работе Методы планирования в снабжении и логистике