Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа
Большинство управленческих решений принимаются в условиях риска, что обусловлено рядом факторов. Среди них — отсутствие полной информации, наличие противоборствующих тенденций, элементы случайности и др. В подобных условиях возникает неясность, а ее следствием — и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата. Растет возможность появления дополнительных затрат и потерь. Все это как-то находит отражение в толковании слова "риск".
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ. 3
1.1. Сущность и классификация рисков. 5
1.2. Классификация решений управления рисками. 7 2. Управление рисками. 20
2.1.Что значит управление рисками. 20
2.2.Методы управления. 21
3. Банковские риски. 28
4. Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
Методы снижения рисков:
Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Принимаются во внимание интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте каждого эксперта. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.
Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.
Метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия позволяет предусмотреть вероятность банкротства. Анализируются сведения годовой бухгалтерской отчетности.
Можно
оценить вероятность
Метод целесообразности затрат позволяет определить нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую и другими причинами.
Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.д.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.д.).
Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Степень, риска измеряется средним ожидаемым значением и колеблемостью возможного результата.
Риск – это финансовая
Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управление риском и финансовыми отношениями, возникшими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.
Под стратегией
управления подразумеваются направление
и способы использования
Тактика – практические методы и приемы менеджмента для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент выполнят следующие функции:
объекта управления (организация разрешения риска; рисковых вложений капитала, работ по снижению величины риска, процесса страхования рисков, экономических отношений и связей между субъектами хозяйственных процессов);
субъекта управления (прогнозирование, координация, регулирование, стимулирование, контроль, организация).
Прогнозирование представляет собой разработку изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей, т.е. это предвидение определенных событий.
Организация
– это объединение людей, совместно
реализующих программу
Регулирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости объекта при возникновении отклонений от заданных параметров.
Координация – обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском.
Стимулирование – побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результатах своего труда.
Контроль – проверка организации работы по снижению степени риска.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска – это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.д. Цель рисковых вложений капитала – получение максимальной прибыли.
Следующим
важным моментом в организации риск-
Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности. Для менеджера важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность. Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки, затраты на снижение величины убытков и затраты на возмещение этих убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объект возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения обеспечить их возмещение.
При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимально. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных для себя рисковых решений.
Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому риск-менеджмент обладает многовариантностью.
Многовариантность риск-менеджмента означает состояние стандарта и неординарности финансовых колебаний, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайд.
Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса.
Инсайд
– это осознанное решение некоторой
проблемы. Субъективно инсайд переживают
как неожиданное озарение, постижение.
В момент самого инсайда решение
осознается очень ясно, однако эта
ясность часто носит
В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики.
Эвристика представляет собой совокупность логических приемов и методологических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач.
Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил для принятия решения в условиях риска:
1) Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
2) Надо думать о последствиях риска.
3) Нельзя рисковать многим ради малого.
Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
5) При наличии сомнений принимается отрицательное решение.
Нельзя думать, что всегда существует только одно решение.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском, которым может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления.
Стратегия
риск-менеджмента – это
Риск-менеджмент располагает определенными возможностями управления риском. Они состоят из методов и приемов снижения степени риска, таких, как:
- избежание
риска (уклонение от
- удержание риска (оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственность);
- передача риска (когда инвестор передает ответственность за риск кому-то другому);
- снижение
степени риска (уменьшение
Можно выделить три подхода к организации риск-менеджмента.
Во-первых, управлением рисками в рамках своей компетенции могут заниматься подразделения компании. Например, с текущим и комплексными рисками работает отдел планирования и анализа, а финансовыми рисками занимается отдел, управляющий денежными потоками.
Второй подход можно назвать пассивным риск-менеджментом с привлечением внешних консультантов, которые проводят оценку рисков, готовят аналитический отчет со своими выводами и предложениями, выносимыми на уровень правления или совета директоров. При этом консультанты могут проанализировать риски как всей компании, так и отдельной сделки.
И, наконец, компании применяют активный риск-менеджмент, при котором всю работу по снижению рисков координирует специально созданное подразделение. В зависимости от потребностей компании его глава может входить в правление и подчиняться непосредственно генеральному директору компании – или подчиняться одному из других ключевых менеджеров, например финансовому или коммерческому директору.
Подразделения по риск-менеджменту обычно появляются в тех компаниях, где даже одно негативное событие может сильно повлиять на весь бизнес в целом.
Специалисты выделяют четыре основные стадии работы с риском: выявление риска; оценка и анализ; выбор метода снижения риска и запуск этого механизма; контроль результатов и последующая корректировка политики компании.
1. Выявление
рисков. Перед тем как уменьшить
риск, надо его найти. По
2. Оценка
и анализ рисков. Наступает время
второго этапа – оценки и
анализа рисков. На предприятиях
это проще всего сделать двумя
способами, которые достаточно
просты и строятся на