Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:11, курс лекций

Краткое описание

В РФ в новых экономических условиях не получила развития координация материалопотоков, снизилась роль экономически рациональных схем перевозок. В результате существенно возросли объемы встречных излишне дальних перевозок и повторных складских перевалов продукции. Так дальность перевозок в современных условиях на железнодорожном транспорте увеличилась по основным грузам (строительным материалам и др.) в среднем на 10-15%, следовательно общество несет огромные затраты по складированию грузов и их транспортированию. В связи с этим в России появилась и стала активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика.

Файлы: 1 файл

Logistika (2).docx

— 216.58 Кб (Скачать)

Логистика

 

Тема 1. Понятийный аппарат логистики.

1.1. Объект, предмет, основные понятия,  цели и задачи логистики.

В РФ в новых экономических условиях не получила развития координация материалопотоков, снизилась роль экономически рациональных схем перевозок. В результате существенно  возросли объемы встречных излишне  дальних перевозок и повторных  складских перевалов продукции. Так дальность перевозок в  современных условиях на железнодорожном  транспорте увеличилась по основным грузам (строительным материалам и  др.) в среднем на 10-15%, следовательно общество несет огромные затраты по складированию грузов и их транспортированию. В связи с этим в России появилась и стала активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика.

Логистика – это интегрированная система  активного управления материальными  потоками на основе применения современных  информационных технологий и оптимизационных  экономических решений, рассматривающая  в единстве материалопотоки между  хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

К основным тенденциям развития логистики  относятся следующие факторы:

- быстрый рост затрат на перевозку.  Традиционные методы распределения  стали более дорогостоящими в  связи с ростом товарных цен  и инфляции. Повышение уровня  управления предполагает рассмотрение  смежных с перевозками аспектов  логистики (производство, поставки  продукции, распределение, потоки  финансов).

- достижение предела эффективности  производства. В настоящее время  становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, так как у производства практически все исчерпаны резервы. С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы или предприятия.

- фундаментальные изменения в  философии запасов. В одно и  то же время у розничных  продавцов находится в настоящее  время 50% запасов готовой продукции,  а другая половина (50%) у оптовых  торговцев или производителей. Методы  управления запасами способны  сократить их общий уровень  и изменить соотношения поддерживаемого  запасом к 10% у розничных продавцов  и 90% у производителей или оптовых  баз.

- компьютерные технологии. Логистическое  управление связано с обработкой  огромного массива данных. Сама  возможность управления предполагает  знание местоположение каждого потребителя, размера каждого заказа, местоположения складов и центров распределения, затрат на перевозку от каждого склада или завода к каждому потребителю, доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания, местоположения поставщиков, уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки мат.ресурсов «точно в срок», которая предъявляет достаточно жесткие требования к поставщикам ресурсов.

Целью логистики является обеспечение получения продукции потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах ресурсов.

Поставка  материалов, сырья, готовой продукции  «точно в срок» оказывает благоприятное  влияние на функционирование всей экономической  системы, позволяет существенно  сократить материальные запасы и  затраты по их формированию и содержанию и, как следствие, общие издержки производства и обращения.

Цель  логистической деятельности считается  достигнутой при выполнении следующих  условий:

  1. нужный товар необходимого качества;
  2. в необходимом количестве доставлен;
  3. в нужное время и в нужное место;
  4. с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые  и информационные потоки сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

В логистической системе появляется новый объект изучения – поток, который  представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемая как единое целое. Поток характеризуется  следующими параметрами:

1. начальная и конечная точка; 

2. скорость;

3. время; 

4. траектория (геометрия) пути;

5. длина пути;

6.интенсивность  движения.

Интенсивность потока – это количество объектов потока, проходящих через пункты в  единицу времени.

Логистика имеет дело с многообразными потоками – материальными, транспортными, энергетическими, людскими. Наиболее часто в логистике  приходится иметь дело с материальными  потоками, которые характеризуются  такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка  продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность предприятия. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, то есть минимизация затрат во всей логистической системе, а не в отдельном ее блоке. При этом в качестве критерия оптимизации следует использовать минимум приведенных затрат на единицу продукции (работ, услуг). Показатель приведенных затрат определяется по одной из следующих формул

ПЗ = Э + Т + Ен * К,

ПЗ = Э + Т + К/с,

где ПЗ – приведенные годовые затраты  в логистической системе, Э –  годовые эксплуатационные расходы  по реализации проектного решения, Т  – годовые транспортные расходы  по завозу сырья и вывозу готовой  продукции до потребителя, Ен – отдача на капитал или нормативный коэффициент  эффективности капитальных вложений, реальных инвестиций, К – капитальное  вложение в строительство логистических  центров, руб., С – срок окупаемости  проекта.

Для реализации выбирается тот вариант (оптимальный), который имеет минимальное  значение приведенных затрат на единицу  продукции или работ, услуг.

С точки зрения обработки мат потока следует выделить области в логистике, такие как: запасы, транспортировка  продукции, складирование, складская  обработка и информационное обеспечение  мат потока. Основные задачи логистики  решаемые в той или иной области  представлены в табл.1.1.

 

Основные  задачи логистики

Области логистики

Решаемые задачи

Запасы

Планирование, формирование, содержание необходимых материальных запасов

Транспортировка

Выбор варианта вида транспорта, транспортного  средства и мониторинг доставки продукции

Складирование и складская обработка  продукции

Выбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка

Информационное обеспечение

Сбор данных о движении материального  потока


 

Возможность планирования различных операций и  проведения анализа уровней элементов  логистической системы предопределила ее разделение на макро-, мезо-, и микрологистику.

Макрологистика  – область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков  и покупателей, выработкой общей  концепции распределения и размещения складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного  процесса, рациональных направлений  материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции и с выбором  транзитного или складского способа  товародвижения.

Мезологистика – область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли, то есть отраслевой рынок.

Микрологистика  – область логистики, решающая локальные  вопросы в рамках отдельных звеньев (структурных подразделений) и элементов  логистики и осуществляющая управление материальными, финансовыми и информационными  потоками на внутрипроизводственном (на внутрифирменном) уровне. Примером может  служить планирование в пределах предприятия различных логистических  операций, таких как погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и производственные операции.

Микрологистика  обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения продукции  внутри предприятия.

До  применения логистического подхода  критерий оценки эффективности в  системе «снабжения - производства – перевозки» был таким, что целевая  функция ориентировалась на минимум  приведенных затрат в каждом из структурных  подразделений или звеньев и  определялась по формуле

F = minC+minП+minТ, где С,П,Т – затраты соответственно на снабжение производства и транспортировки.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения приведенных затрат, поэтому  используется новый критерий – «критерий  минимума суммы указанных затрат», в котором применим критерий оптимальности  Парето. Это критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной  при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по Парето – решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо одного критерия без того, чтобы при этом оно не было ухудшено относительно других критериев. В этом случае целевая функция принимает следующий вид

F = min(C+T+П)

Т.о. логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности. Эта система оптимизации  в логистике называется концепция  общих приведенных затрат.

При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым уменьшатся или останутся  на прежнем уровне. Цель состоит  в нахождении альтернативы, которая  характеризуется самыми низкими  общими приведенными затратами на единицу  продукции, работ или услуг.

1.2. Ключевые проблемы и решения  логистики в государственном  и частном секторах экономики.

Логистика является жизненно важным компонентом  любой экономики в 80е годы она  бурно развивалась и распространялась в Европе и США. Так в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 20-23% ВНП. В логистических решениях принимает участие: продуценты (изготовители товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры. Потребность в логистике возникает как в частном, так и в государственном секторе.

Ключевой  проблемой  логистики в частном  и госсекторе экономики представлены в табл.1.2

Основные  проблемы логистики

Участники логистических решений

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик, обслуживающий агентство

Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия

Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги размещения заказов

Транспортное предприятие (агентство)

Маршрутизация перевозов, уровень обслуживания, разный тариф цен, тип парка транспортных средств

Маршрутизация перевозов, уровень обслуживания, разный тариф цен, тип парка транспортных средств

Правительство

Налогообложение, цены на продукцию  и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие госинфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных отношений

Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование


 

В частном секторе потребитель  предъявляет спрос на продукцию  изготовителя, а изготовитель выступает  в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами  о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции - с предприятия на рынок. Спрос  на транспортные перевозки – это  производный спрос. Правительство  определяет общее правило функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной инфраструктуры.

В госсекторе правительство выступает  как заказчик, потребитель и поставщик  части продукции (всю продукцию  в области военных нужд).

 

1.3. Факторы развития логистики.

В западных странах 93% времени движения товара от источника сырья до конечного  потребителя приходится на его прохождение  по различным каналам снабжения, сбыта и, главным образом, на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а внешняя транспортировка – 5%.

В этих же странах доля  производства ВНП отраслями, осуществляющими  товародвижение, составляет около 20%. При  этом в структуре расходов этих отраслей на издержки по содержанию запасов  сырья, полуфабрикатов и готовой  продукции приходится около 44%, на складирование  и экспедирование 16%, магистральные  и технологические перевозки  грузов, соответственно 23% и 9%, оставшиеся 8% приходятся на расходы по обеспечению  сбыта, то есть на ее реализацию.

Операции  по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на национальных рынках. Затраты на мировых рынках составляют 35% стоимости продаж экспортно-импортной  продукции, по сравнению с 10% стоимостью товаров предназначенных для  потребления на внутреннем рынке.

Кроме стремления фирм к сокращению временных  и денежных затрат, связанных с  товародвижением, развитием логистики  также было обусловлено:

1. усложнением системы рыночных  отношений и повышением требований  качественным характеристикам процесса  распределения;

2. созданием гибких автоматизированных  производственных систем.

Активно развернулись работы по оптимизации  отдельных направлений товародвижения, включая решение проблем по оптимальному размещению складов, определению оптимальной  величины партий поставок  товаров, оптимальных схем, маршрутов, перевозок.

В свою очередь работа по принципу «малыми  партиями» повлекла соответствующие  изменения в системе обеспечения  производства материальными ресурсами  и сбытом готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов  сырья, полуфабрикатов и конечной продукции  стали не только не экономичны, но и  просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость в больших складских емкостях на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.

Информация о работе Лекции по "Логистике"