Культура официальной переписки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Грамотность является непременным условием убедительности любого текста. Причем грамотность в данном случае нужно понимать не в узком смысле этого слова – следование правилами орфографии и пунктуации (хотя и от таких ошибок не страхует ни один текстовый компьютерный редактор). Речь идет о функциональной грамотности в широком смысле этого слова. Она заключается в знании того, как, по каким законам языка функционирует в той или иной сфере, какие требования предъявляются к построению делового текста, как правильно составить предложение и словосочетание в выбранном жанре.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Классификация деловых писем……………………………………………...6
2 Виды деловых писем………………………………………………………......8
2.1 Виды некоммерческих деловых писем…………………………………….8
2.2 Виды коммерческих деловых писем………………………………..........10
2.3 Электронные письма……………………………………………………....11
3 Правила оформления и структура деловых писем……………………....12
4 Типичные ошибки в языке и стиле официальной корреспонденции....14
5 Анализ служебных документов…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: документная лингвистика

 

на тему: «Культура официальной переписки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2009 г.

 

 


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Классификация деловых писем……………………………………………...6

2 Виды деловых писем………………………………………………………......8

   2.1 Виды некоммерческих деловых писем…………………………………….8

   2.2 Виды коммерческих деловых писем………………………………..........10

   2.3 Электронные письма……………………………………………………....11

3 Правила оформления и структура деловых писем……………………....12

4 Типичные ошибки в языке и стиле официальной корреспонденции....14

5 Анализ служебных документов…………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………...19

Список использованных источников……………………………………......22

Приложение А «Письмо-просьба»…………..…………….………………......24

Приложение Б «Письмо-поздравление»……………………….………….......25

Приложение В «Докладная записка»…………………………………...……..26

Приложение Г «Письмо-извинение»…………………………………..….......27

Приложение Д «Письмо-запрос»………………………………...……..….......28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Наверняка уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение.

Приступая к составлению официального письма, мы никогда не задумываемся о том, что эта практика восходит еще к седой древности. Языковые формулы, виды, разновидности официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работа с ней создавались и шлифовались веками. Многие виды писем имеют тысячелетнюю историю.

Официальная переписка – неотъемлемое средство связи и в наши дни. Связи предприятия с внешними организациями, так как именно письма соединяют организацию-автора с другими учреждениями.

Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, оформление в соответствии с ГОСТом, пересылаемых по почте, факсу или другими способами.

Без преувеличения можно сказать, что это один из самых распространенных видов служебных документов, поэтому, от того насколько текст послания точен, грамотен, корректен, во многом будет зависеть успех решения конкретных вопросов, а значит и всего предприятия в целом. Официальная переписка – это самый массовый вид социального общения. Она представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовые и дипломатических отношений.

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетенции лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной  подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Официальная переписка, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения – контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.

Грамотность является непременным условием убедительности любого текста. Причем грамотность в данном случае нужно понимать не в узком смысле этого слова – следование правилами орфографии и пунктуации (хотя и от таких ошибок не страхует ни один текстовый компьютерный редактор). Речь идет о функциональной грамотности в широком смысле этого слова. Она заключается в знании того, как, по каким законам языка функционирует в той или иной сфере, какие требования предъявляются к построению делового текста, как правильно составить предложение и словосочетание в выбранном жанре.

Данная работа выполняется в рамках курса «Документная лингвистика». Работа раскрывает такие важные вопросы как: культура официальной переписки, унификация языка служебных документов и культура спора.

Методологию работы составляют основные методы анализа и синтеза текстов, в то время как базой для работы послужила учебная литература по данному предмету. Сложно выявить предмет исследования, поскольку вопроса три, так для первого и второго вопроса предметом является служебный документ, в то время как для второго документа – культура спора, либо спор и его культура.

В работе были использованы материалы различных учебных пособий и справочников по данной теме.

В пособии «Русский язык и культура речи» под редакцией Введенской Л.А., Павловой Л.Г. и Кашаевой Е.Ю. описываются основные свойства современного русского языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры, говорится об организации эффективной речевой коммуникации, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Классификация деловых писем

Деловые письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления.

Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат различные классификационные признаки.

По функциональному признаку письма можно разделить на две группы:

- письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.

- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо- напоминание; письмо-приглашение и др.).

По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные. Регламентированное письмо решает типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуется в виде стандартных синтаксических конструкций. Нерегламентированное деловое письмо представляет собой авторский текст, реализующийся в виде формально- логического повествования или этикетного текста.

По тематическому признаку проводится условное различение между деловой и коммерческой корреспонденцией. Считается, что переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия, называется деловой корреспонденцией, а переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции.

По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и циркулярные.

Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов.

По композиционным особенностям деловые письма делятся на одноаспектные и многоаспектные. Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, вопрос, а многоаспектное - несколько. Многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения, предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Виды деловых писем

2.1 Виды некоммерческих деловых писем

Письмо-просьба. В письме-просьбе излагается какая-либо просьба, при этом в ней подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении.

Просьба может излагаться от первого лица единственного числа, от первого лица множественного числа; от третьего лица единственного числа и от третьего лица множественного числа.

Сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо составляется при отправке адресату документов или материальных ценностей. Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные разъяснения к приложенному документу.

Письмо-сообщение. В данном виде делового письма дается какая-либо информация, не требующая ответа или подтверждения со стороны, которой высылается данное письмо.

Письмо-подтверждение. Содержит сообщение о получении какого-либо отправления или о том, что ранее составленный документ остается в силе.

Также можно подтверждать факт либо действие.

Письмо-напоминание. Направляется в тех случаях, когда не удается получить ответ с помощью телефонных переговоров или личных встреч. Оно состоит из двух элементов: напоминание о выполнении действия; меры, которые будут приняты в случае невыполнения ранее заключенного договора или соглашения.

Письмо-приглашение. Пишется в том случае, когда организация хочет пригласить другую организацию на какое - либо торжество или мероприятие. В данном деловом письме указывается время, место и дата проведения мероприятия.

Письмо-благодарность. В данном виде письма выражается благодарность за выполнение какого-либо рода деятельности.

Гарантийное письмо. Составляется с целью подтверждения определенных обязательств и адресуется организации, либо отдельному лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Виды коммерческих деловых писем

Запрос и ответ на него. Данные виды коммерческой корреспонденции являются в письменной речи реализацией двусторонней связи.

Запрос представляет собой обращение лица, желающего заключить сделку.

В запросе обязательно указывается наименование товара (услуг), условия, на которых желательно получить товар, условия платежа, количество и качество товара.

Оферта и ответ на нее. В данном виде письма обычно указывается, на каких условиях должен произойти обмен товарами (услугами). В ответе выражается согласие либо несогласие с выдвинутыми условиями.

Письмо-претензия (рекламация), ответ на него. Рекламация содержит претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по договору обязательства и требования возмещения убытков. Она может быть предъявлена в отношении качества, количества товаров, сроки поставки и т.п.

Рекламация содержит:

- основания для предъявления претензий;

- доказательства произошедшего ущерба;

- конкретные требования стороны, предъявляющей претензию.

Рекламация представляется в письменном виде, с приложением всех необходимых документов. Если она не может быть урегулирована сторонами, то она переноситься в арбитраж.

В ответе на рекламацию сообщается, что: информация принята к рассмотрению; она рассматривается полностью, частично либо отклоняется; денежная оплата произведена.

 

 

 

 

 

2.3 Электронные письма

Электронная почта – совершенно особый вид коммуникаций, позволяющий при желании общаться в диалоговом режиме, в режиме телеконференций и т.п. и представляющий как огромные возможности, так и большие трудности из-за специфики ведения электронной переписки. С одной стороны, электронные письма почти ничем не отличаются от своих обычных предшественников – бумажных писем. У электронного письма есть адрес получателя и адрес отправителя, в системных сообщениях "зашиты" дата и время отправления и получения сообщения, текст письма и подпись отправителя, сохраняется строка

Информация о работе Культура официальной переписки