Информационные системы в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы на тему «Информационные системы в логистике: понятие и виды, принципы построения» является рассмотрение и изучение информационных систем в логистике.

Исходя из цели контрольной работы необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть теоретический аспект понятия информационные системы в логистике;

2. рассмотреть виды информационных систем;

3. определить принципы построения информационных систем;

4. проанализировать внедрение информационных систем в настоящее время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИИ 4
1. Понятие информационной системы 4
1.1. Цели создания и функции информационной системы 6
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ 9
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ 12
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Логистика Информационные системы в логистике-1.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой — высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

     В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

     Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

  • производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
  • структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

     В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение применяют наиболее часто. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ

     В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип — последовательного продвижения по этапам издания системы — должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

     С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис. 3).

     Первый уровень — рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока. Второй уровень — участок, цех, склад где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места. Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

     В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт—производство—снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы "ввязывают" логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

     Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на сдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

     В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

     Вертикальной  интеграцией считается связь  между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы.

     Горизонтальной  интеграцией считается связь  между отдельными комплексами задач  в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

     В целом преимущества интегрированных  информационных систем заключаются в следующем:

  • возрастает скорость обмена информацией;
  • уменьшается количество ошибок в учете;
  • уменьшается объем непроизводительной, "бумажной" работы;
  • совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

     При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

  • обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
  • повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
  • снизить их стоимость;
  • ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

  1. Принцип четкого установления мест стыка. "В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики".
  2. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
  3. Принцип -приемлемости системы для пользователя диалога "человек — машина".

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемым атрибутом деятельности каждого человека. Жизнь без компьютеров и телекоммуникационных сетей кажется уже странной и невозможной. ИКТ используются и частными лицами, и на предприятиях. В настоящий момент Россия движется по общей со всем развитым миром траектории, хотя и с некоторым отставанием. Важно понять, насколько это отставание велико.

     В 2005 г. Институт развития информационного общества (ИРИО) провел в Москве исследование, целью которого было определение уровня развития информационных технологий. Имеется информация и из регионов России. При сопоставлении этих данных с данными о положении в Европейском союзе можно составить представление о масштабах нашего отставания и его причинах. В результате проведенного ИРИО исследования стало ясно, что в Москве на 55% предприятий большая часть персонала пользуется компьютерами и на 26% имеет доступ в интернет. Среднероссийские показатели составляют соответственно 33,8% и 5,8%. В ЕС персональные компьютеры зуют в среднем 49% сотрудников компаний. Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что основными элементами информационно-коммуникационных технологий (компьютеры на рабочих местах, файловый сервер, электронная почта, выхода интернет) предприятия располагают. Однако их применение не дает принципиально новых возможностей по сравнению с традиционными методами работы. Успешные же компании обычно внедряют и используют не просто информационные технологии, а информационные системы.

     Основные  задачи информационной системы:

  • непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информационных процессов);
  • непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;
  • реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);
  • обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;
  • предоставление информации для стратегического планирования; ,
  • предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;
  • обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;
  • обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;
  • обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;
  • обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.

     Требования  к автоматизированным информационным системам:

     масштабируемость  — способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей;

     распределенность  — способность системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами;

     модульность — способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы исходя из специфики и сложности, деятельности предприятия, т. е. система автоматизации гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт);

     открытость  — система автоматизации интегрирована в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.

     При разработке информационных систем:

  • особое внимание уделяется методам измерения и сравнения логистических показателей, а также методам управления ими;
  • разрабатываются формализованные и всеобъемлющие системы оценки результатов обслуживания потребителей;
  • устанавливаются нормативы для каждого вида логистических процедур на протяжении всего процесса обслуживания потребителей;
  • создаются так называемые хранилища данных, являющиеся интегрированными элементами информационных систем предприятий. Основная цель создания таких хранилищ — облегчить доступ к данным всем менеджерам предприятия, а также потребителям и поставщикам;
  • системы оценки и контроля интегрируются с системами обслуживания заказов и планирования, включая прием и обработку заказов, планирование логистических операций, управление запасами планирование производства, складирование и транспортировку.

    Рекомендации  при внедрении информационной системы:

определиться  с организационной структурой предприятия, т. е. понять, что мы имеем,,что хотели бы иметь в ближайшем будущем, и разработать положение об организационной структуре предприятия;

  • разработать механизм финансово-экономического управления предприятием в целом, в том числе разработать положение о финансовой структуре, определить центры финансового учета и финансовой ответственности;
  • выделить основные логистические цели предприятия (в зависимости от необходимости решения задач, стоящих перед информационной системой): направления бизнеса, финансовые, технологические, информационные и материальные потоки; оценить документооборот;
  • разработать механизмы организации и оперативного управления цепями поставок: стандарты, формы учета и контроля, управленческой отчетности;
  • сформировать технологию стратегического управления цепями поставок, систему финансового планирования и контроля, а также систему финансового анализа.

     В настоящее время в России имеются информационно управляющие системы трех основных типов: АСУ отдельных складов, системы управления обеспечения материалами и комплексные системы управления цепочек поставок. Наиболее целесообразно при выборе систем управления отдавать предпочтение комплексным информационно-управляющим системам, которые обеспечивают наибольший экономический эффект для предприятия.

Информация о работе Информационные системы в логистике