Информационные системы в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы на тему «Информационные системы в логистике: понятие и виды, принципы построения» является рассмотрение и изучение информационных систем в логистике.

Исходя из цели контрольной работы необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть теоретический аспект понятия информационные системы в логистике;

2. рассмотреть виды информационных систем;

3. определить принципы построения информационных систем;

4. проанализировать внедрение информационных систем в настоящее время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИИ 4
1. Понятие информационной системы 4
1.1. Цели создания и функции информационной системы 6
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ 9
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ 12
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Логистика Информационные системы в логистике-1.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. Современная транспортная инфраструктура России, следуя стандартам мировой экономики, постепенно поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы логистики характеризуются прежде всего эффектом интеграции, ведущим к существенному снижению затрат и росту качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. Условия поставки и транспортировки продукции настоятельно требуют объединения промышленных, торговых, транспортно-экспедиторских компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, и создания интегрированных логистических цепочек и сетей. Именно таким образом возможно быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителям. Логистические системы играют немаловажную роль в современной транспортной инфраструктуре России.

     Объектом исследования являются информациионные системы в современной инфраструктуре логистики.

     Предметом исследования включает в себя информационную систему, где информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающих решение тех или иных функциональных задач.

     Целью контрольной работы на тему «Информационные системы в логистике: понятие и виды, принципы построения» является рассмотрение и изучение информационных систем в логистике.

     Исходя  из цели контрольной работы необходимо решить следующие задачи:

     1. раскрыть теоретический аспект  понятия информационные системы  в логистике;

     2. рассмотреть виды информационных  систем;

     3. определить принципы построения  информационных систем;

     4. проанализировать внедрение информационных  систем в настоящее время.

     Представленная  контрольная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, состоящего из 9 источников.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИИ

1. Понятие информационной системы

     Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

     Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

  • техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
  • информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
  • математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах — это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

     Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. «Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается и характером информации и набором технических средств используемых для их обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения».

     Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).

1.1. Цели создания  и функции информационной  системы

     Комплекс программно-аппаратных средств, регламентов их функционирования, а также персонала, реализующего все бизнес-процессы и информационные потоки предприятия, направленный на адекватное информационное обеспечение и повышение эффективности процесса управления, называется информационной системой.

     Выделим основные цели создания информационной системы:

  • обеспечить выживаемость и дееспособность предприятия;
  • обеспечение работникам нормального трудового процесса;
  • устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;
  • расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

     Потребителей информационной системы можно классифицировать как:

     внутренние — подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий;

     внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

     Основные принципы построения информационной системы:

  • иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
  • принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
  • избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
  • конфиденциальность;
  • адаптивность к изменяющимся запросам;
  • согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
  • открытость системы (для пополнения данных).

     Логистическая информационная система  отличается от любой другой информационной системы функциональной наполненностью и уровнем интеграции информационного пространства. Главной ее особенностью является интеграция в едином информационном пространстве трех основных составляющих потока товародвижения: поставки, производства и потребления.

     На  рис. 1 представлены перечисленные функции логистической информационной системы.

Благодаря функционированию системы управления предприятием достигается выполнение целей определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация).

Соответственно информационную систему организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды. Главный принцип создания информационной системы состоит в том, что, во-первых, данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования и, во-вторых, они должны быть сопоставимы.

Информационная  логистическая система действует  в следующих режимах:

  • информационно-справочный режим;
  • режим сортировки и группировки;
  • аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки двух более характеристик разной принадлежности;
  • расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям);
  • советующий режим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов);
  • обучающий режим;
  • оптимизационный.

     Информационные  системы любой функциональной направленности невозможно рационально организовать без технических средств, которые в свою очередь являются неотъемлемой частью современного предприятия. К ним можно отнести: средства составления, копирования, размножения текстовых документов; средства графических работ и счетных операций; средства связи и многое другое.

     Выбор того или иного способа организации  системы информационного обеспечения зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ

     Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран. (рис. 2)

     На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:

  • плановые;
  • диспозитивные (пли диспетчерские);

    - исполнительные (или оперативные).

     Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

     Плановые  информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

  • создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
  • управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;
  • планирование производства;
  • общее управление запасами;
  • управление резервами и другие задачи.

     Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования);
  • распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
  • отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

     Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

     Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

Информация о работе Информационные системы в логистике