Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:33, научная работа
На российском рынке услуга GPS-мониторинга существует сравнительно недавно. Однако в мировой практике создание и использование спутниковых систем навигации с функцией трекера уже много лет помогает решать различные задачи.
Введение 3
1 Спутниковый мониторинг транспорта 4
1.1 Решаемые задачи 5
1.2 Техническая реализация 5
1.3 Оборудование 6
1.4 История развития 7
2 ГЛОНАСС 9
2.1 История развития системы 9
2.2 Спутники ГЛОНАСС 11
2.3 Навигация 13
2.4 Модернизация системы 15
3 GPS 17
3.1 История 17
3.2 Применение GPS 19
4 ГАЛИЛЕО 25
4.1 Этапы проекта 26
4.2 Службы 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Введение
Технические средства навигации
НАП «ГРОТ-М» (НИИКП, 2003 г.) один из первых образцов
Приёмовычислительный модуль ГЛОНАСС 1К-181
Экран прибора-навигатора Glospace с отображением плана московских улиц в перспективной проекции и указанием местоположения наблюдателя.
Ё-мобиль будет иметь ГЛОНАСС/GPS навигатор в стандартной комплектации.
Впервые потребительские спутниковые навигаторы, рассчитанные на совместное использование ГЛОНАСС и GPS, поступили в продажу 27 декабря 2007 года — это были спутниковые навигаторы Glospace. Однако первым приёмником, рассчитанным на работу с американской и российской навигационными системами, был профессиональный прибор компании Ashtech GG24, выпущенный в 1995 году.
Точность навигации
В настоящее время точность
определения координат системой
ГЛОНАСС несколько отстаёт от
аналогичных показателей для GP
Согласно данным СДКМ на 22 июля 2011 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС (при p=0,95) по долготе и широте составляли 4,46—7,38 м при использовании в среднем 7—8 КА (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 КА (в зависимости от точки приёма).
При совместном использовании обеих навигационных систем ошибки составляют 2,37—4,65 м при использовании в среднем 14—19 КА (в зависимости от точки приёма).
Система ГЛОНАСС определяет
местонахождение объекта с
Модель КА Глонасс-К на выставке CeBIT
Согласно программе модернизаци
GPS (англ. Global Positioning System) — обеспечивающие измерение времени и расстояния навигационные спутники; глобальная система позиционирования) — спутниковая система навигации. Позволяет в любом месте Земли (не включая приполярные области), почти при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США.
Основной принцип
Идея создания спутниковой навигации родилась ещё в 50-е годы. В тот момент, когда СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, американские учёные во главе с Ричардом Кершнером наблюдали сигнал, исходящий от советского спутника и обнаружили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении. Суть открытия заключалась в том, что если точно знать свои координаты на Земле, то становится возможным измерить положение и скорость спутника, и наоборот, точно зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты.
Реализована эта идея была через 20 лет. В 1973 году была инициирована программа DNSS, позже переименованная в Navstar-GPS, а, затем, в GPS. Первый тестовый спутник выведен на орбиту 14 июля 1974 г. США, а последний из всех 24 спутников, необходимых для полного покрытия земной поверхности, был выведен на орбиту в 1993 г., таким образом, GPS встала на вооружение. Стало возможным использовать GPS для точного наведения ракет на неподвижные, а затем и на подвижные объекты в воздухе и на земле.
Первоначально GPS — глобальная система позиционирования, разрабатывалась как чисто военный проект. Но после того, как в 1983 году вторгшийся в воздушное пространство Советского Союза самолёт Корейских Авиалиний с 269 пассажирами на борту был сбит из-за дезориентации экипажа в пространстве, президент США Рональд Рейган с целью не допустить в будущем подобные трагедии разрешил частичное использование системы навигации для гражданских целей. Во избежание применения системы для военных нужд точность была уменьшена специальным алгоритмом.
Спутники | ||||||
Блок |
Период |
Запуски спутников |
Работают | |||
Запу- |
Не |
Гото- |
Заплани- | |||
I |
1978-1985 |
10 |
1 |
0 |
0 |
0 |
II |
1989-1990 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
IIA |
1990-1997 |
19 |
0 |
0 |
0 |
11 |
IIR |
1997-2004 |
12 |
1 |
0 |
0 |
12 |
IIR-M |
2005-2009 |
8 |
0 |
0 |
0 |
7 |
IIF |
2010-2011 |
2 |
0 |
10 |
0 |
2 |
IIIA |
2014-? |
0 |
0 |
0 |
12 |
0 |
Всего |
59 |
2 |
11 |
12 |
31 | |
Приёмник сигнала GPS
Несмотря на то, что изначально проект GPS был направлен на военные цели, сегодня GPS всё чаще используются в гражданских целях. GPS-приёмники продают во многих магазинах, торгующих электроникой, их встраивают в мобильные телефоны, смартфоны и КПК. Потребителям также предлагаются различные устройства и программные продукты, позволяющие видеть своё местонахождение на электронной карте; имеющие возможность прокладывать маршруты с учётом дорожных знаков, разрешённых поворотов и даже пробок; искать на карте конкретные дома и улицы, достопримечательности, кафе, больницы, автозаправки и прочие объекты инфраструктуры.
Точность
Типичная точность современных
GPS-приёмников в горизонтальной плоскости
составляет примерно 6-8 метров при хорошей
видимости спутников и
В ближайшее время все
аппараты нынешнего стандарта GPS будут
заменены на более новую версию GPS
IIF, которая имеет ряд преимуществ,
в том числе они более
Но главное, что GPS IIF обеспечивает гораздо более высокую точность определения координат. Если нынешние спутники обеспечивают погрешность 6 метров, то новые спутники будут способны определять местоположение, как ожидается, с точностью не менее 60-90 см. Если такая точность будет не только для военных, но и для гражданских применений, то это приятная новость для пользователей GpsLOG и владельцев GPS-навигаторов.
В данный момент на орбиту выведены первые два спутника из новой версии : GPS IIF SV-1 запущен в 2010 году и GPS IIF-2 запущен 16 июля 2011 года.
Недостатки
Общим недостатком использования любой радионавигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, практически невозможно определить своё точное местонахождение в глубине квартиры внутри железобетонного здания, в подвале или в тоннеле даже профессиональными геодезическими приемниками. Так как рабочая частота GPS лежит в дециметровом диапазоне радиоволн, уровень приёма сигнала от спутников может серьёзно ухудшиться под плотной листвой деревьев или из-за очень большой облачности. Нормальному приёму сигналов GPS могут повредить помехи от многих наземных радиоисточников, а также от магнитных бурь.
Хронология
Запуск спутника GPS-IIR-14 ракетой Delta 7925. 25.09.2005, Мыс Канаверал, США
1973 |
Решение о разработке спутниковой навигационной системы |
1974—1979 |
Испытание системы |
1977 |
Приём сигнала от наземной станции, симулирующей спутник системы |
1978—1985 |
Запуск одиннадцати спутников первой группы (Block I) |
1979 |
Сокращение финансирования программы. Решение о запуске 18 спутников вместо запланированных 24. |
1980 |
В связи с решением свернуть
программу использования |
1980—1982 |
Дальнейшее сокращение финансирования программы |
1983 |
После гибели самолёта компании Korean Airline, сбитого над территорией СССР, принято решение о предоставлении сигнала гражданским службам. |
1986 |
Гибель космического челнока Space Shuttle «Challenger» приостановила развитие программы, так как последний планировался для вывода на орбиту второй группы спутников. В результате основным транспортным средством была выбрана ракета-носитель «Дельта» |
1988 |
Решение о развёртывании орбитальной группировки в 24 спутника. 18 спутников не в состоянии обеспечить бесперебойного функционирования системы. |
1989 |
Активация спутников второй группы |
1990—1991 |
Временное отключение SA (англ. selective availability — искусственно создаваемой для неавторизированных пользователей округления определения местоположения до 100 метров) в связи с войной в Персидском заливе и нехваткой военных моделей приёмников. Включение SA 01 Июня 1991 года. |
08.12.1993 |
Сообщение о первичной готовности системы (англ. Initial Operational Capability). В этом же году принято окончательное решение о предоставлении сигнала для бесплатного пользования гражданским службам и частным лицам |
1994 |
Спутниковая группировка укомплектована |
17.07.1995 |
Полная готовность системы (англ. Full Operational Capability) |
01.05.2000 |
Отключение SA для гражданских пользователей, таким образом точность определения выросла со 100 до 20 метров |
26.06.2004 |
Подписание совместного
заявления по обеспечению |
Декабрь 2006 |
Российско-американские переговоры
по сотрудничеству в области обеспечения
взаимодополняемости |
Галилео (Galileo) — совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства, является частью транспортного проекта Трансъевропейские сети (англ. Trans-European Networks). Система предназначена для решения навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью менее одного метра. Ныне существующие GPS-приёмники не смогут принимать и обрабатывать сигналы со спутников Галилео, хотя достигнута договорённость о совместимости и взаимодополнению с системой NAVSTAR GPS третьего поколения. Финансирование проекта будет осуществляться, в том числе за счёт продажи лицензий производителям приёмников.
Помимо стран Европейского союза достигнуты договорённости на участие в проекте с государствами — Китай, Израиль, Южная Корея, Украина и Россия. Кроме того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что «Галилео» войдёт в строй в 2014—2016 годах, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (27 операционных и 3 резервных). Компания Arianespace заключила договор на 10 ракет-носителей «Союз» для запуска спутников, начиная с 2010 года. Космический сегмент будет дополнен наземной инфраструктурой, включающей в себя три центра управления и глобальную сеть передающих и принимающих станций.
В отличие от американской GPS и российской ГЛОНАСС, система Галилео не контролируется национальными военными ведомствами, однако, в 2008 году парламент ЕС принял резолюцию «Значение космоса для безопасности Европы», согласно которой допускается использование спутниковых сигналов для военных операций, проводимых в рамках европейской политики безопасности. Разработку осуществляет Европейское космическое агентство. Общие затраты на создание системы оцениваются в 4,9 млрд евро.
Первая фаза — планирование и определения задач стоимостью в 100 млн евро, второй этап состоит в запуске двух опытных спутников и развития инфраструктуры (наземных станций для них) стоимостью 1,5 млрд евро.
Первый
опытный спутник системы
Второй
опытный спутник системы
Информация о работе Глобальные навигационные спутниковые системы