Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: сформировать эффективную информационно-логистическую систему ОАО «Ижнефтемаш».
Предмет исследования – информационные системы в логистике.
Объект исследования - Ливенское ОАО «Ижнефтемаш».
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основы функционирования логистических информационных систем…….5
1.1. Понятие логистической информационной системы………………….5
1.2. Виды и методы создания информационных систем в логистике……7
1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем………………………………………………………..10
2. Анализ работы логистической системы ОАО «Ижнефтемаш»……………12
2.1. Анализ факторов среды ОАО " Ижнефтемаш "……………………...12
2.2. Анализ информационной логистической системы ОАО «Ижнефтемаш»…………………………………………………………………..14
Выводы и предложения………………………………………………….…25
Список используемой литературы………………………………………
14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы функционирования логистических информационных систем…….5
1.1. Понятие логистической информационной системы………………….5
1.2. Виды и методы создания информационных систем в логистике……7
1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем………………………………………………………..
2. Анализ работы логистической системы ОАО «Ижнефтемаш»……………12
2.1. Анализ факторов среды ОАО " Ижнефтемаш "……………………...12
2.2. Анализ информационной логистической системы ОАО «Ижнефтемаш»………………………………………………
Выводы и предложения…………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...27
Введение
Изучением новой научной дисциплины "логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки [1,С.92]. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребитлю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получение информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками [1,С.103].
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкурентную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
Подход к объектам обеспечения товародвижения к системам выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы практической деятельности. Системное исследование – закономерная необходимость научно-технического прогресса позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. Актуальность темы связана именно с необходимостью в настоящее время обеспечить системное исследование информационной составляющей логитстики [1,С.117].
Цель курсовой работы: сформировать эффективную информационно-логистическую систему ОАО «Ижнефтемаш».
Предмет исследования – информационные системы в логистике.
Объект исследования - Ливенское ОАО «Ижнефтемаш».
Задачи, поставленные в ходе написания курсовой работы:
1) Описать понятия, методы и принципы построения логистико-информационных систем.
2) Проанализировать состояние логистической систмы на ОАО «Ижнефтемаш».
3) Разработать мероприятия по оптимизации данных систем.
В процессе написания курсовой работы использовалась специальная литература таких авторов как: Гаджинский А.М., Григорьев М.Н., Миротин Л.Б и др., а так же интернет ресурсы: www. logistics.ru, www. Logist.ru, www. Logistika.spb.ru
1. Основы функционирования логистических информационных систем
1.1. Понятие логистической информационной системы
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах (ЛС). Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи (ЛЦ) является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе способны быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы [4,С.82].
Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальные потоки (МП), занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование ЛС. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие:
1) нужной информации (для управления МП);
2) в нужном месте;
промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.
Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи, например в логистике – задачи по управлению МП. Наиболее часто ИС подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы: техническое обеспечение, и передачу информационных потоков[4,С.28].
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков[4.С.114].
К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:
1) компьютеризация управления логистическими процессами:
- создание и массовое использование ЭВМ,
- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;
2) развитие средств передачи данных:
- разработка стандартов передачи информации,
- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).
Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому возникла необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:
- автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;
- оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);
- осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;
- оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;
- использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;
- создания систем электронной коммерции.
Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень.
1.2. Виды и методы создания информационных систем в логистике
Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.
Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике – задач по управлению материальными потоками).
Вычислительная техника также применяется в отдельных звеньях логистической цепочки для управления сложными техническими процессами и для контроля за ними.
Благодаря миниатюризации и удешевлению вычислительной техники становится возможной ее децентрализация, т.е. приближение к рабочим местам. Взаимная связь средств вычислительной техники на территории предприятия или между несколькими близко расположенными частями предприятия.
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран [5,С.171]
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:
плановые;
диспозитивные (или диспетчерские);
исполнительные (или оперативные).
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера, где решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком, «сбыт-производство-снабжение».
Диспозитивные информационные системы (информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу). Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем, детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ.
Главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уж затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем [5,С.178].
1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.
Информация о работе Анализ работы логистической системы ОАО «Ижнефтемаш»