Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа
Для того чтобы понять каково влияние логистики на производство, необходимо знать само понятие «Логистик». В настоящее время существует несколько десятков определений термина "Логистика". Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.
В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствующие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т. п. Таким образом, звенья логистической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.
В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия - поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, бирки, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п.
Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
Экономию финансовых средств на распределение продукции;
Возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
Продажу продукции более эффективными способами;
Высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
Сокращение объема работ по распределению продукции.
Таким образом, решение о выборе каналов распределения – одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.
Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.
3 СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА
3.1 Склады в логистике.
Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.
Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.
Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.
Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).
Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.
В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения склады разделяются на следующие группы:
Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения)
Склады потребителей продукции (в сфере производства)
Склады сбытовых организаций (в сфере распределения)
Склады посреднических (прежде всего транспортных)
По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:
склады перевалки (оборота)
склады хранения
склады комиссионирования
склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий
специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).
По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:
закрытые, полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены), открытые площадки.
В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные. В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).
Различают склады и по степени механизации складских операций:
немеханизированные,
механизированные,
автоматизированные,
автоматические.
Выбор формы складирования связан с решением вопроса владения складом. Существует две основных альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования.
Ключевой фактор выбора между этими вариантами или их комбинаций – объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией, выше качество предоставляемых клиенту услуг и гибкость поставок.
Склады общего пользования целесообразно арендовать при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса. В закупочной и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие предприятия стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям.
3.2 Задачи и функции складской логистики
Основная задача складской логистики - это оптимизация различных бизнес процессов обработки, приемки, хранения, а также отгрузки и выгрузки товаров на складах. Складской логистикой определяются правила по организации ведения складского хозяйства, а также процедуры работы с товарами и соответствующими процессами по управлению ресурсами - техническими, человеческими, информационными. Используются при этом самые распространенные методики, такие как FIFO и LIFO, FEFO и FPFO, и конечно BBD. Применяются специализированные системы по управлению складом WMS для осуществления информационной и технической поддержки данных процессов.
Склад является помещением, которое правильно оборудовано и затем предназначено для приемки, хранения, накопления, размещения, переработки, доставки и отпуска продукции для потребителей. Очень часто используются различные торговые стеллажи.
Основными задачами складирования являются:
определение на складе полезной площади;
определение наиболее оптимального количества подъемного и транспортного оборудования;
вычисления оптимальной загрузки для транспортного и подъемного оборудования;
разработка тактики и стратегии оптимального использования всей полезной площадью склада;
проведение оптимизации использования складской емкости;
сокращение времени при хранении продукции;
повышение коэффициента оборачиваемости складского помещения.
Основными функциями склада являются:
преобразование всего производственного ассортимента в более выгодный - потребительский, в зависимости от спросов и в целей выполнения заказов как внутренних, так и внешних потребителей;
качественное складирование и успешное хранение продукции в различных целях, таких как - выравнивание временного, ассортиментного и количественного разрывов между потреблением и производством продукции;
осуществление контроля и поддержания требуемого уровня продуктового запаса. Выравнивание по времени осуществляется в тех случаях, когда периодичность спроса на ту или иную продукцию и время возникновения не соответствуют времени, потраченному на изготовление.
Выравнивание за количеством относят к серийному производству. Так, для того, чтобы снизить общие затраты ресурсов, производится количество продукции превышающее объем, необходимый исходя из существующего спроса.
Выравнивание объемов должно осуществляться в том месте, где местоположение самого производства не может соответствовать месту нахождения конечного потребителя продукции, что вызывает надобность в транспортировки продукции.
Выравнивание ассортимента присущие тем предприятиям, которые занимаются производством широкой номенклатуры продукции, которая требуется в самое различное время. Из-за того, что потребители могут заказывать не весь объем продукции, что входит в производственную программу, используется склад для выравнивания спроса, где и будет храниться весь продуктовый ассортимент.
3.3 Основные зоны складов и их характеристики
Основные операции, которые выполняются на выделенных участках склада:
1. Участок разгрузки (на рис. 1. – железнодорожная рампа):
механизированная разгрузке транспортных средств;
ручная разгрузка транспортных средств.
2. Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада): приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
3. Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
4.Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
размещение груза на хранение;
отборка груза из мест хранения.
5. Участок комплектования (размещается в основном помещении склада): формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
6.Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:
кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
7.Участок погрузки (на нашей схеме – автомобильная рампа):
погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
3.4 Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе
Применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений на складе посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются редко.
Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий.
Товары, требующиеся реже, отодвигают на второй план и размешают вдоль «холодных» линий.
Вдоль «горячих» линий могут располагаться также крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары, так как их перемещение связано со значительными трудностями.
Одним из ключевых понятий в складской логистике, необходимых для эффективного управления элементами «горячих» и «холодных» линий, является понятие грузовой единицы.
Грузовая единица — это тот элемент логистики, который связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, т. е. это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Выделяют две существенные характеристики грузовых единиц:
размеры;
способность к сохранению целостности и первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
На основании формирования грузовых единиц организуют процесс отбора ассортимента для оптовых покупателей продукции.
Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются на складах предприятий оптовой торговли наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке подборки может составлять до 50 % стоимости всей рабочей силы, используемой на складе. Актуальность задачи сокращения времени на перемещение очевидна.