Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 00:18, контрольная работа
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Из истории обращения к фольклору………………………………….4
Глава II. Детский игровой фольклор…..……………………………………….10
Глава III. Внеигровой детский фольклор………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...21
Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего человека; приобретал он и специальные навыки, без которых его существование было бы неполноценным и даже невозможным.
Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических возможностей человека, его природных физиологических возможностей.
Все
это справедливо по отношению
к детскому фольклору всех народов.
Кроме того, язык народной музыки с
его самобытной ладовой системой,
разнообразными типами ритмической
организации прекрасно подготавливает
детей к восприятию современной музыки.
Вот почему наиболее эффективные методы
музыкального развития детей во всем мире
основываются на народной песне. Она в
простой и доступной ребенку форме передает
высокие ценности искусства и национальной
культуры
II. ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР
В
связи с возрастными
Многие детские игры не включают в себя
никакого фольклора. Однако немало и таких
игр, в которых различные фольклорные
276 произведения являются органическим
и неотъемлемым компонентом. Именно в
игре дети впервые выступают создателями
фольклора. Наиболее распространенными
жанрами, в которых создаются произведения
игрового детского народного творчества,
являются жеребьевые приговорки, считалки
и песенки.
Жеребьевые приговорки — это коротенькие
рифмованные стишки (в две — четыре строки),
которыми начинаются игры, когда играющих
нужно поделить на две партии. Они сопровождают
такие детские игры, как «Прятки», «Салки»,
«Лапта», «Городки» и др. Простейшая форма
жеребьевки состоит из вопроса к* «маткам»
(водящим). Двое ребят, отойдя в сторону,
договариваются, что один из них будет
называться конем вороным, а другой —
барабаном золотым. Затем, подойдя к маткам,
они выкрикивают: «Матки,
кого надо:
Коня вороного
Али барабана золотого?»
Одна из маток выбирает «коня вороного», а другая — «барабана золотого». После этого к маткам подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает:
«Наливное яблочко
Али золотое?»
Затем
к маткам с вопросами-загадками
подходят третья пара, четвертая пара
и т. д. И так постепенно все
играющие делятся на две партии.
Несколько усложненную форму имеют жеребьевки,
в которых вопросу, к маткам, предшествует
небольшая описательно-повествовательная
картина. Например: «Конь вороной, остался
под горой
Какого коня: сивого или златогривого?»
Темы
и образы жеребьевок всецело обусловлены
бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские
дети. Создание этих миниатюр не представляло
для детей больших трудностей. Жеребьевки
создавались ими легко и с удовольствием.
Особенно большое развитие в игровом детском
фольклоре получил жанр считалки. Считалка
—это также рифмованное стихотворение,
но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка.
Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью
считалки пересчитываются участники игры
(отсюда и название), определяются их роли
или очередность участия в игре. В
считалках довольно часто употребляются
слова счета— числительные. Вот пример
считалки: «Первый дал, Другой взял, Трое
сели — Все поели. Кому гадки гадать? По-турецки
писать?»Но считалка не только преследует
определенные практические цели (устанавливает
очередность для играющих), она нередко
имеет и несомненное поэтическое значение.
В нее могут входить различные забавные
повествования. Например, кто-нибудь из
играющих, касаясь поочередно рукой ребят,
произносит: «Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире, К ним повадился
сам друг Крестовик — большой паук. Пять,
шесть, семь, восемь, Паука мы попросим:
«Ты, обжора, не ходи», Ну-ка, Машенька,
води!» на кого попало слово «Води», тот
и становится водящим. Отличительной особенностью
считалки является использование так
называемого «заумного языка». Это прежде
всего распространяется на числительные.
В этой связи В. П. Аникин пишет: «Приглядываясь
к искажаемым формам счета в считалках,
невольно замечаешь, что видоизменение
словесной формы числитель-пых—общее
правило для считалки: раз —ази, анзы,
ранцы, разум, разин, азики и т.п.; два —двази,
дванцы, дванчик и т.п.; первый —первички,
первенцы, первенцики; второй, другой —другичники,
другенцы, другенцыки» [8, 112]. В искаженной
форме в считалках могут выступать не
только числительные, но и другие части
речи. Особенности заумного языка считалки
ученые возводят к древнейщей условной
речи, к табу счета (запрету пересчитывать,
произносить числа). Существовали древние
поверья о том, что если охотник пересчитывает
убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей
охоте; если хозяйка пересчитает куриные
яйца, то куры перестанут нестись, и т.
п. Поэтому прямой счет заменялся условным,
обычные слова — их выдуманными заменителями. Генетическая
связь заумного языка считалок с древним
обычаем (табу в счете) несомненна. Однако
в считалках, которые были записаны фольклористами
в XIX—XX вв., заумная речь отражает не суеверные
представления детей, а их стремление
позабавиться игрой слов.
Слово во многих считалках выступает не
столько выразителем определенного смысла,
сколько носителем необходимой ритмической
единицы и рифмы. Считалка может представлять,
собой простой набор не имеющих никакого
смысла и потому непонятных слов. Например:
Эни, бени, Эву, штеву,
Деки, паки, Куштаневу,
Шор, батори, Гам, палям
Башмаки, век, Бабарам.
Перед нами своеобразная игра словом, различными ритмическими и звуковыми повторами. После того как все играющие оказываются посредством жеребьевок или считалок распределенными по парам или ролям, начинается сама игра. А. И. Никифоров в статье «Народная детская сказка драматического жанра» [10] справедливо отмечал, что многие сказки о животных, исполняемые детьми, отличаются драматичностью содержания и театральностью исполнения. В еще большей степени это относится к детским играм, многие из которых являются небольшими театральными представлениями. Для примера приведем описание игры «Редька».
«К матке на колени садится другая девочка, к этой — третья и так далее. Водящий или водящая подходит и говорит: «Стук, стук у ворот!» —«Кого черт приволок?» —«Барин с печи упал, восьмерых котят задавил, редечки захотел». — «Дергай, дергай, да не из корню!» Водящая старается .оттащить с места сидящую девочку и, поставивши на ноги, уводит и садит ее на известное место, а сама идет снова к играющим. — «Стук, стук у ворот!» — снова начинает стучаться. — «Кого черт приволок?» — «Барыня угорела, много сахара поела, брюхо заболело, редечки шхотел..» — «Дергай, дергай, да не из корню», — отвечают сидящие. Снова дергает и, когда остается один корень, т. е. одна матка, то все играющие принимают участие в игре. Прежде всего матку стаскивают с места, потом садят на длинную палку, которую все игроки несут с громким смехом и восклицаниями: «Корень выдернули! Матку несем!» Протащивши несколько сажен, опускают ее на землю. Этим игра и кончается» [9,19-20] Перед нами не что иное, как детская игровая драма. Приведенная игра несколько напоминает любимую детьми сказочку «Репка». Однако ее герои другие. И это вполне естественно: в детской игре не могут принять участие дедка, бабка, внучка, кошка, мышка и Жучка.
Как
и в сказках для детей, в
детских играх-представлениях часто
употребляются различные
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Погляди на небо-
Звезды горят-
Журавли кричат.
Стой подоле,
Гляди в поле-
Едут там трубачи,
Да едят калачи
Гу,
гу, гу, убегу». После такой песенки
участвующие в игре рассеянно смотрят
кто в поле, а - кто на небо. А в это время
«горящий» быстро выкрикивает: «Раз, два,
три—не воронь. Беги как огонь!» Замешкавшегося
ловят, и он становится «горящим». И игра
продолжается.
В приведенном примере песенка исполняется
сольно. В большинстве же случаев игровые
песенки исполняются хором, во время вождения
хоровода. Это мы видим, например, в играх
«Лен», «Заинька», «Коршун» и др. Иногда
песенка поется детьми, когда они стоят
в кругу (в играх «Селезень и утка» и «Плетень»),
или сидят (в игре «Курилка»). Игровые песенки
довольно разнообразны в жанровом отношении.
В их числе исследователи выделяют голосянки,
молчанки, песенки сказочного содержания
и др. В голосянках излагаются условия
игры. «Давайте ребята, Голосянку тянуть.
Кто не вытянет—того за волосы р----в----а-------а-----а-----
«Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто промолвит-
Тот и съест…….
Молчанка началась-
Чок, чок!
Двери на крючок!..
Двери на крючок!..
Кто-нибудь
жестами и гримасами старался
рассмешить играющих. Над тем, кто первым
нарушал молчание, весело и задорно смеялись.
III. ВНЕИГРОВОЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения. Интересные материалы и наблюдения по вне игровому детскому фольклору были приведены в книге А. Можаровского «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» (1882).
Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведем примеры. Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания:
Оля, Оля, Чашки помыть.
Вылей воду, Лошадей напоить
На дубовую колоду.
А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку:
Улита, улита, Высунь рога! Дам конец пирога.
Друг друга дети забавляли прибаутками — небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом: Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу, И давай бить палку, Собака амбар-то-поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит.
Особую
разновидность прибауток
В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить. Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду.
Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту — л о в у ш к у. Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я.
Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведем прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью: Петька-петух, Пашка-букашка,
Информация о работе Жанрово-функциональная классификация традиционного детского фольклора