Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 00:18, контрольная работа
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Из истории обращения к фольклору………………………………….4
Глава II. Детский игровой фольклор…..……………………………………….10
Глава III. Внеигровой детский фольклор………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...21
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Южный федеральный университет»
Филиал ЮФУ в г. Каменске -
Шахтинском
Кафедра
Гуманитарно-педагогических дисциплин
Контрольная
работа
по дисциплине: «Детской литературе»
на
тему: «Жанрово-функциональная
классификация традиционного
детского фольклора».
Выполнил:
студент __I_ курса
заочного отделения
специальности 050708 Педагогика и методика
начального образования
Кузнецова А.М.
Научный
руководитель:
к.п.н., доцент
_Гусева Т.К._
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Из истории обращения к фольклору………………………………….4
Глава II. Детский игровой фольклор…..……………………………………….10
Глава III. Внеигровой детский фольклор………………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через
народное творчество ребенок может
развиться, может проявлять свои
умения, фантазию, показывать себя в
играх, участвуя в различных конкурсах
ребенок проявляет себя и развивается.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок
осознает половину информации через игру,
а в народных играх столько поучительного,
если взять сказки, то они многое могут
рассказать ребенку о мире, в котором они
живут, об их стране, их предках. Я считаю,
что если продолжать знакомить ребенка
в школе с русским народным творчеством,
то ребенок будет намного лучше развиваться
как личность.
I. ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЩЕНИЯ К ФОЛЬКЛОРУ
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.
Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. Для самых маленьких, еще в пеленках, - незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. По сути, этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца…
«Лунь плывет! Лунь плывет!» - ручки ребенка вместе с мамиными плавно движутся от себя к себе, как бы имитируя плавание. «Сова летит!» - быстро машут ручками, подражая взмахам крыльев птицы [1, с.471]. На втором году жизни для тех, кто начинает говорить, - потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются развлекательные и учительные моменты.
Играет бабушка с внуком. Слегка берет за нос и спрашивает:
- Чей нос?
- Савин.
- Где был?
- Славил.
- Что выславил?
- Копеечку.
- Что купил?
- Конфеточку.
- С кем съел?
Если внук не отвечал «с тобой», а говорил «один съел», бабушка теребила его за нос, как бы в наказание за то, что не поделился с другими. [2, с.374].
К концу колыбельного возраста ребенку поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение – сосредоточить внимание на содержании, тем самым, развивая ум ребенка:
Мораль прибаутки: прежде чем в гости пойти, потрудись. В форме вопросов и ответов раскрывается смысл простых и необходимых в жизни понятий. (Аналогичную прибаутку в обработке Д.Б.Кабалевского см. в Хрестоматии к программе по музыке для общеобразовательной школы. 2-3 класс – 116, с.131.) А есть и такой жанр, как небылица-перевертыш. В ней все поставлено «с ног на голову». Дети понимают несуразность смысла того, о чем поется, и
это вызывает смех:
На Ивановой горе,
Растабаривали птицы,
Всяки, всяки небылицы:
Про Емелю дурака,
Про конька горбунка.
Про медведя-плясунка,
Про сопливого козла.
Эх, бывали чудеса:
Свинья на насесте
Вывела яйцо в тесте,
Высидела индюшка,
Из энтого яйца Петрушку.
Петрушка да Филя
Колпаками солнышко ловили,
Блинами да оладьями
Избу конопатили;
В лопате кашу варили,
В решете воду носили…
[4, с.241.]
«Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала» [цит. по:5, с.576].
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой
репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. Вот один из примеров:
Грачи летят
Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:
Грачи летят, на всю Русь трубят:
Гу-гу-гу мы несем весну.
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
- Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.
- Журавли летят,
На всю Русь кричат:
Гу-гу-гу –
Не догнать нас никому
- Летят, летят!.. - повторяют все.
Поросята летят,
Полосаты визжат:
Хрю-хрю-хрю –
Надоело нам в хлеву.
- Летят, ле…! – ошибаются
Кто ошибся, тот выходит из круга и дальше в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары и медведи летят . [6 вып.1, с.312].
Есть жанры и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния. В древности молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы этого сохранились, например, и в форме вождения хороводов (многие рисунки хороводов близки древней символике космических сил: круг, спираль, волнистая линия…), и в самом отношении молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство.
В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Тема выбора пары нередко приобретала социально-сатирическое освещение, молодежь высказывала свое осуждение уродливым сторонам жизни: лени, пьянству, нервному браку, ханжеству церковников,… например «ай, во поле липонька», «Как под лесом, под лесочком» [7, с.201]. В этих песнях происходила психологическая подготовка и к тем трудностям, которые ждали молодых людей в жизни.
Воспитание подрастающих членов общины входило в повседневность с ее ритмом труда и праздника, с ритмом возрастных переходов. Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама – исполнительница колыбельных, пестушек, потешек…Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на
них. Во многих обрядах дети принимали специальное участие – колядовали, закликали весну. В некоторых русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни.
Информация о работе Жанрово-функциональная классификация традиционного детского фольклора