Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:44, реферат
Событие – изменение действий всех персонажей в пьесе. После совершение события, действие начинает развиваться по новому направлению. Каждое событие причина последующего, и следствие предыдущего. Одно событие порождает другое.
Факт - меняет действие отдельного персонажа или нескольких персонажей, но не оказывает того существенного воздействия, что событие, на весь ход пьесы.
Выявление фактов и событий. Событийный ряд пьесы.
Событие – изменение действий всех персонажей в пьесе. После совершение события, действие начинает развиваться по новому направлению. Каждое событие причина последующего, и следствие предыдущего. Одно событие порождает другое.
Факт - меняет действие отдельного персонажа или нескольких персонажей, но не оказывает того существенного воздействия, что событие, на весь ход пьесы.
Выявление фактов и событий разделяется на 2 этапа.
1 этап.
Изучение предлагаемых обстоятельств - первый и самый важный этап в разборе пьесы; мы должны исследовать все факты и события, которые в последствие оказали влияния на ход и развитие пьесы. Сюда входит анализ всей предыстории пьесы:
-изучение эпохи
-эпоха в искусстве, которая
господствовала в момент
-обстановка, окружающие герои, нрав, быт, уклад жизни
-тщательное изучение прошлого каждого из героев
-настоящее героев
Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства в жизни героев, которые непосредственно предшествовали начало пьесы, и которые послужили толчком к развитию действия.
2 этап.
Основные события и их взаимосвязь.
Событийный ряд – определение событий в самой пьесе.
Событие, по общему мнению, является выразителем
конфликтного развития пьесы, поэтому
основным признаком, отличающим событие,
будет выявленный факт, который в свою
очередь вызывает конфликтные отношения
и побуждающий их к действию. Этот этап
выявления событий, их последовательности
и взаимодействия К.С. Станиславский называл
началом «системного изучения пьесы».
«Определяя события и действия, актер,
невольно захватывает все более и более
широкие пласты предлагаемых обстоятельств
жизни пьесы».
Но одних предлагаемых обстоятельств
мало и недостаточно для начала действия
пьесы, т.к. это только среда, из которой
рождается основное действие.
Исходное событие - некий толчок,
импульс, который даст движение всем обстоятельствам,
закручивая их в некий узел, в единое и
стремительное действие, направляя их
вперед, к желаемому разрешению.
Поиск единого, общего для всех лиц, открывающих
действие пьесы, конфликтного факта - будет,
по мнению А.М.Поламишева(1), определением
«исходного события». Так как, по его мнению,
сам термин «событие» настраивает на поиск
чего-то крупного, масштабного, но зачастую
действие пьесы начинается с мелочи, незначительного
факта, отсюда и происходит его определение
как «первый конфликтный факт». «Первый
конфликтный факт» говорит нам о некоем
действенном происшествии, создающем
конфликтную ситуацию для всех действующих
лиц пьесы на уровне действия (непосредственно
психофизического). Но в исходный момент
начала пьесы кроме действия крайне важно
учитывать еще и другие пласты: идейно-тематический,
философский, актантный и т.д. Все эти уровни
не могут быть вовлечены полностью в понятие
«первый конфликтный факт». «Первый конфликтный
факт» входит в структуру «исходного события».
Следующим этапом в анализе действия пьесы
будет поиск «основных конфликтных фактов».
Ими, как пишет А.М. Поламишев(1), «следует
считать те факты, которые являются причиной
конфликтных фактов, следующих за ними».
А.Д. Попов называет следующий конфликтный
факт - «основным событием». «Основным» оно является
потому, что здесь (именно здесь, а не в
«исходном»), сталкиваются две равнозначные,
противоборствующие стороны и с этого
момента начинается непосредственно сам
сюжет пьесы.
Взаимоотношения между двумя этими событиями (исходным и основным) порождает определенную взаимосвязь действий, которую принято называть «событийным рядом». Можно сказать еще так: событийный ряд - это определенная, взаимообусловленная череда событий.
Все эти события имеют разную форму, объем, значение, но среди них можно выделить одно крупное событие - «центральное». А.М.Поламишев называет его «главный конфликтный факт». Центральное события является высшей точкой развития действия пьесы, пиком борьбы и естественно переломом в действии, после которого оно движется к финалу, развязке. В этом событии наиболее ярко выявляется идея автора, вся глубина конфликта лежащего в основе пьесы. Необязательно это событие лежит в середине пьесы, нередко оно ближе к концу, т.к. действие, постоянно нарастая, движется к своей развязке.
Итогом этого движения становиться «финальное событие» (или «последний конфликтный факт»), оно по существу является развязкой действия, финалом, где конфликт находит свое разрешение и где заканчивается непосредственно сюжет.
Но окончание сюжета не есть еще
окончание самой пьесы. За «финальным»
событием следует «главное»,
которое является основной смысловой
единицей пьесы. В нем автор в полной мере
выражает идею пьесы, свое отношение к
происшедшим событиям, некое резюме.
Событийный ряд.
Все перечисленные выше события
это «основные события пьесы»,
на которых строится и организуется действие,
на них основывается фабула, но они не
исчерпывают всех событий в пьесе. Событийный
ряд состоит, обычно из нескольких десятков
событий (именно они и составляют сюжет).
Поэтому следующим этапом (после поиска
и выделения основных событий) будет определение
всех событий пьесы, т.е. событийного ряда.
Для определения события Аристотелем
был придуман хороший метод - "метод исключения».
Впоследствии его ввел в обиход режиссерской
практики К.С. Станиславский. Его суть заключена в
следующем: необходимо исключить какое-либо
действие, происшествие из пьесы и посмотреть,
не изменилось ли что-то в действие пьесы.
Если да, то это событие; если - нет, то это
факт. «Части событий должны быть так сложены,
чтобы с перестановкой или изъятием одной
из частей менялось бы и расстраивалось
целое, ибо то, присутствие или отсутствие
чего незаметно, не есть часть целого».
Все события связаны между собой причинно
- следственным механизмом: каждое событие
причина последующего и следствие предыдущего;
одно событие порождает другое и т.д. Это
главная особенность событийного ряда.
Основные события, о которых мы говорили
выше, есть части событийного ряда, части
наиболее значимые, факты же заполняют
внутренне пространство пьесы, создавая
ее оригинальную композицию, ее особенности
и атмосферу.
Информация о работе Выявление фактов и событий. Событийный ряд пьесы.