Выявление факторов влияющих на экологию Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Сегодня практически невозможно найти на Земле место, где воздух сохранил бы природную чистоту, вода была бы кристально чистой, а природа - первозданной. Человеческий организм сегодня вынужден адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды. А если организм не справляется с этой задачей, то человек получает огромное количество различных заболеваний, которые в конечном итоге ухудшают качество жизни и приводят к гибели.

Оглавление

Введение стр. 2
1.Москва-столица Российской Федерации стр.3
2.Общая оценка экологической ситуации в Москве.стр.5
2.1. Проблемы московского воздушного бассейна.стр.7
2.2. Водный бассейн Москвы стр.9
2.3.Производственные и бытовые отходы стр. 12
2.4. Земли и почвы стр. 13
2.5.Растительный мир и природный комплекс стр.14
Заключение стр.16
Список используемой литературы и источников стр.17

Файлы: 1 файл

исследование социально-экономических процессов.docx

— 40.82 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение стр. 2

1.Москва-столица Российской Федерации стр.3

2.Общая оценка  экологической ситуации в Москве.стр.5

2.1. Проблемы  московского воздушного бассейна.стр.7

2.2. Водный  бассейн Москвы стр.9

2.3.Производственные и бытовые отходы стр. 12

2.4. Земли  и почвы стр. 13

2.5.Растительный мир и природный комплекс стр.14

Заключение  стр.16

Список используемой литературы и источников стр.17

 

 

 

 

 

 

 

Тема выявление  факторов, влияющих на экологию Москвы

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня практически  невозможно найти на Земле место, где воздух сохранил бы природную  чистоту, вода была бы кристально чистой, а природа - первозданной. Человеческий организм сегодня вынужден адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды. А если организм не справляется с этой задачей, то человек получает огромное количество различных заболеваний, которые в конечном итоге ухудшают качество жизни и приводят к гибели.

 К сожалению,  сегодня Москва столкнулась с целым рядом экологических проблем. Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Наш город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками, увеличивается плотность населения. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ. Очень скоро мы столкнемся с недостатком питьевой воды. Особый вред атмосфере наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы–это наш воздух сегодня. Тяжелые металлы, выделяемые автомобилями, относятся к сильным токсинам. Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, дают на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. В целом 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.

Сомнений  в актуальности данной проблемы не возникает. Ведь мы и наши  дети живем  в этом городе, и должны задуматься о качестве жизни в нем для  нас и наших последующих поколений.

Задачей данной работы является выявить причины, по которым мы вынуждены мириться с нынешней экологичесой ситуацией и рассмотреть способы решения экологических проблем в Москве.

 

 

1.МОСКВА-СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Город Москва является столицей России по Конституции Российской Федерации. Численность населения Москвы на 1 января 2010 г. составляла около 10 562 000 млн. чел. Площадь Москвы интенсивно росла: в 1960 г. в пределах административных границ города она составляла 88 тыс.га, а к 2008г. – 115 тыс.га.

Москва входит в десятку крупнейших городов мира и является деловым центром и центром управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, бо́льшая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

По данным на 2008 год, по объёму ВВП (321 млрд $) Москва находилась на 15 месте среди крупнейших городов мира.

Индекс выпуска  продукции и услуг по базовым  видам экономической деятельности в 2009 г. в % к 2008 году равен 82,8%. Доходы городского бюджета в 2010 г. составят 1000137,1 млн. руб., расходная часть — 1120245,2 млн. руб.*

Размер бюджета Москвы сравним с размером бюджетов многих средних государств. Например, доходы сводного бюджета Украины в 2006 году составили 171,8 млрд гривен, что примерно равно 855 млрд руб., а у Москвы доходы были равны 800,8 млрд руб. Бюджет Москвы в 2008 году был равен бюджету Нью-Йорка в 2007 году (ожидается, что бюджеты двух городов сравняются в 2012 году).

Город является крупным центром машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии, химической, лёгкой, полиграфической промышленности. Но сто́ит отметить, что в последние годы идёт процесс переноса производств за пределы Москвы.

 

*Электронный носитель.Режим доступа: http://www.mos.ru

 

На территории города действует значительное количество предприятий оборонной промышленности, среди них:

Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева

Московский  вертолётный завод имени М. Л. Миля

Комплексы двигателестроения  «Салют» и ММП им. Чернышева

Предприятия Концерна ПВО «Алмаз-Антей» (крупнейшие — «Алмаз», «Альтаир», «Авангард»)

Тушинский машиностроительный завод

Ракетостроительное  МКБ «Вымпел»

Московский  радиотехнический завод

Из гражданских  производств наиболее крупные:

Московский  нефтеперерабатывающий завод —  крупный производитель, в том  числе и на экспорт, нефтепродуктов

Завод имени  Лихачёва — производитель грузовых автомобилей, около 10 тыс. штук в год

Автофрамос — предприятие по сборке легковых автомобилей Renault, ок. 60 тыс. в год, на территории бывшего АЗЛК

Московский  шинный завод

Московский  завод Электрощит—производитель электрических распределительных устройств.

В городе имеется  сильная научная и технологическая  база по производству оптико-механических и радиоэлектронных приборов, авиационной и космической аппаратуры, высокоточных механических приборов.

Москва является крупнейшим в стране инженерным центром, здесь проектируется значительная часть российской продукции (особенно авиационной, космической, ядерной  и вооружения), разрабатываются технологии её изготовления, исследуются материалы. Среди проектных организаций  наиболее известны:

КБ Сухой

КБ Туполев

Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина

КБ Транспортного  машиностроения

Москва является важнейшим центром розничной  торговли России. На долю Москвы приходится более 30 % общероссийского объёма розничного товарооборота. Общее количество супермаркетов и гипермаркетов, принадлежащих различным сетям, на данный момент превышает тысячу.

 На территории города действуют и продолжают возводиться крупные торговые и торгово-развлекательные комплексы, среди которых можно выделить ГУМ, ЦУМ, ТК «Охотный ряд», ТРЦ «Атриум», ТЦ «Европейский», ТЦ «Москва» и многие другие. В соответствии с генеральной схемой размещения торговых объектов городского значения до 2020 года, утверждённой столичным правительством в 2001 году, предполагалось организовать около 300 новых крупных торговых центров общей площадью 6,3 млн м².

 

2.ОБЩАЯ ОЦЕНКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МОСКВЕ

 Согласно проведённым исследованиям, всего лишь 10% населения Москвы проживает в более или менее чистых районах города. В то время как более 30% жителей столицы живут в абсолютно неприемлемых экологических условиях. Экологию половины территории Москвы можно назвать плохой. От сильного загрязнения атмосферы и чрезмерного повышения шумового фона страдает здоровье москвичей, заболевают и погибают деревья и кустарники.

 Среди жителей мегаполиса повысилась заболеваемость бронхиальной астмой, пневмонией, аллергиями. Не добавили нам здоровья и летние пожары 2010 года. Смог от горящих торфяников в сочетании с жарой привели к гибели огромного количества людей.

Экология  Москвы тесно связана с фоном, природными условиями Подмосковья  и климатом европейской территории России. Важнейшее значение имеет  так называемый “западный перенос” – преобладание в течение года ветров западных румбов. При этом западные и северо-западные районы города получают более свежий воздух, который дополнительно очищен над лесными массивами западной части Московской области. В восточные районы Москвы поступает воздух, загрязненный над городской территорией. В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области залесен на 25-30%, значительно распахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток. Общие особенности почв и рельефа также обуславливают дифференциацию экологических условий. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы. Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. На юго-востоке большее распространение имеют равнинные песчаные поверхности с малыми уклонами. Здесь лучшие условия для вертикальной миграции загрязнения, заражения грунтовых вод.

Москва заметно  влияет на прилегающую местность: атмосферное  загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронки  от забора артезианских вод имеют  радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение  и нарушение режима осадков наблюдается  на расстоянии 90-100 км, а угнетение  лесных массивов – на 30-40.

Основной  опасностью для воздушного бассейна Москвы сегодня являются выхлопы  автомобильного транспорта. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.

Одной из причин снижения экологической безопасности населения, ухудшения состояния  окружающей среды, нерациональности природопользования является несовершенство механизма  государственного управления. При этом несоответствие требованиям экологической  безопасности проявляется на всех уровнях  управления - федеральном, региональном, местном, отраслевом, а также на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

Радикальное решение экологических проблем  в Москве требует серьезных социально-экономических  и градостроительных исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных  программ и планов, в которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий, строительства  экологически безопасных предприятий, объектов экологической инфраструктуры и т.д.

 Примером такой программы может служить Комплексная экологическая программа (КЭП) Москвы принятая в 1992 году, рассчитанная на реализацию до 2005г. (постановление Правительства Москвы от 27.09.94 №860). Главная цель КЭП – обеспечение экологической безопасности развития мегаполиса и предотвращение обострения социальных и экологических проблем. Хотя профинансирована она была всего на 10% все же принесла свои положительные результаты.

Система мероприятий КЭП формировалась по четырем основным группам: планировочно-градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические и административно-управленческие.

В результате реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем выбросов вредных веществ от объектов теплоэнергетики города снизился в период 1993-2005 гг. более чем на 45 %.

Таким образом, мероприятия КЭП, выполненные и  профинансированные в среднем на 10 %, все же имели значительный положительный эффект. В частности, реализация КЭП в области градостроительства и формирования пакета нормативно-методических документов по экологизации проектирования привели к совершенствованию градостроительных решений.

 

2.1.ПРОБЛЕМЫ МОСКОВСКОГО ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА

    Москва более 10 лет входит в перечень городов РФ с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Специалисты Мосэкомониторинга проверяют наличие в воздухе 22 химических соединений и составляют комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Если он превышает 7 баллов, уровень загрязнения считается высоким, от 5 до 7 баллов — повышенным. За прошедшие дни ИЗА вблизи автомагистралей составил 8,8, а в среднем по Москве — 7,4. А ведь за весь прошлый год этот показатель был куда скромнее: в среднем по городу — 6,3 балла. Выхлопы машин в 10 раз превышают выбросы в атмосферу заводов и фабрик. И почти всё население города живёт в условиях высокого и очень высокого  уровня загрязнения воздуха.

Одна выхлопная труба выбрасывает более 300 видов химических веществ, а если представить количество труб в московском регионе получается, что мы дышим выхлопными газами. «Эпицентры» загрязнения воздуха сосредоточены в районе автомагистралей — транспорт даёт 90% вредных выбросов в атмосферу.

Примерно 90% сильного загрязнения приходится на дни с неблагоприятными метеоусловиями, когда химические вещества накапливаются в приземном слое воздуха и их концентрации возрастают на всей территории города, а в момент регион приходит антициклон, он ещё больше «прижимает» вредные примеси к земле.

На долю предприятий  в Москве сейчас приходится около 10% выбросов в атмосферу. Причём половина этих предприятий — объекты энергетики, другую половину составляют производства, оставшиеся в черте города, и мусоросжигательные заводы. Столичные власти заверяют, что сжигание отходов не повлечёт никакого вреда здоровью москвичей, но экологи с этим не согласны. По их утверждению в результате сгорания мусора образуются токсичные газы, диоксины—которые не выводятся из организма и способны вызывать рак и заболевания дыхательных путей. Несмотря на это  в Москве планируется строительство ещё 10 мусоросжигательных заводов.

Поскольку мегаполис  растёт, обеспечивать приходится не только утилизацию отходов, но и потребности  в тепле и электричестве. В  НИИиПИ ГенпланаМосквы разработали генеральную схему теплоснабжения до 2020 г. А в ГПУ «Мос-экомониторинг» на её основе вывели прогноз: при таком увеличении мощностей число дней в году, когда содержание отдельных загрязняющих веществ в воздухе превысит допустимую норму, вырастет в 1,5-2 раза. То есть москвичи будут жить в тепле и при свете, но дышать им придётся диоксидом азота — он образуется в результате сжигания любого топлива, в том числе и на ТЭС. А в морозные дни привлекаются дополнительные топливные ресурсы, сжигается мазут, что приводит к выбросу целой группы канцерогенных углеводородов. В последнее время наблюдается прирост загрязнения диоксидом азота — по 3-5% за год. Причём даже в жилых районах (правда, в центре города) его среднесуточная концентрация превышает предельно допустимую норму.

Информация о работе Выявление факторов влияющих на экологию Москвы