Вольнолюбивые и патриотические мотивы в лирике А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей верой, надеждой и любовью. Верой в добро и справедливость, надеждой на Россию и ее народ, любовью к безграничному миру и к жизни во всех ее проявлениях. Его творчество – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.

Оглавление

Вступление. Основные темы лирики Пушкина.
Основная часть. Проявление вольности и патриотизма в произведениях Пушкина.
Стихотворение «К Лицинию»
Ода «Вольность»
Стихотворение «Деревня»
Стихотворение «Узник»
Стихотворения «В Сибирь», «Арион»
Стихотворение «Анчар»
Стихотворение «Воспоминания о царском селе»
Заключение. Значение вольнолюбивой лирики Пушкина.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 30.08 Кб (Скачать)

 

МБОУ г. Костромы Гимназия №1

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по литературе на тему:

«Вольнолюбивые  и патриотические мотивы

в лирике А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица 10 класса А Шилова Екатерина

Преподаватель: Мизева Н.Г.

 

2013

План

    1. Вступление. Основные темы лирики Пушкина.
    2. Основная часть. Проявление вольности и патриотизма в произведениях Пушкина.
    1. Стихотворение «К Лицинию»
    1. Ода «Вольность»
    2. Стихотворение «Деревня»
    3. Стихотворение «Узник»
    4. Стихотворения «В Сибирь», «Арион»
    5. Стихотворение «Анчар»
    6. Стихотворение «Воспоминания о царском селе»
    1. Заключение. Значение вольнолюбивой лирики Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой  русской классической литературы, которая  сильна своей духовностью, гуманностью, своей верой, надеждой и любовью. Верой в добро и справедливость, надеждой на Россию и ее народ, любовью  к безграничному миру и к жизни  во всех ее проявлениях. Его творчество – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в  то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у  истоков современной русской  литературы, открывая дорогу в будущее.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Уже в стихотворениях 1817-1819 годов свобода становится высшим общественным благом – предметом «похвального слова», то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками, то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости, то смыслом поэтической "жертвы и обозначением душевного состояния поэта. Тема «вольности святой» волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно. Итак, попытаемся разобраться на примере его произведений, чем же в понимании Пушкина является вольность и патриотизм.

 

Уже в лицее Пушкин создаёт  своё первое вольнолюбивое  стихотворение  «К Лицинию» . В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает против русского самодержавия, против царя Александра и его сподвижника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний», который «свободою возрос, а рабством погублен». В этом раннем стихотворении гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме.

Ода «Вольность» была написана вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами. Написана «Вольность» в традиционной форме оды, однако к концу XVIII — началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет. Новаторство Пушкина заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное — Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет «тиранами», «увенчанными злодеями». Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей — тираны и злодеи. Но, в отличие от злодеев «простых», корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, — люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю. Причем вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы. Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной.

…Владыки! вам  венец и трон

Дает закон  — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон…

 

Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность  во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье — невеликая  заслуга. Осознать свою ответственность  за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество — вот задача монарха. Главная мысль оды – протест против абсолютизма.

Летом 1819 года Пушкин был  в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что  раньше представлялось из рассказов  и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет  стихотворение “Деревня”. В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:

    О, если б  голос мой умел сердца тревожить!

Мечтает о свободной Родине:

    Увижу  ль, о друзья! народ неугнетенный.

    И рабство,  падшее по манию царя,

    И над  отечеством свободы просвещенной 

    Взойдет  ли наконец прекрасная заря?

В рукописях стихотворения  предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”

Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт “наводнил  всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов  и с их идейным руководителем  Пестелем. К этому периоду относятся  такие его вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”, “К Давыдову”. Стихотворение  “Кинжал” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро  стало известно всей России, хотя нигде  напечатано не было. Гневные строки читались наизусть:

    Свободы  тайный сторож,

    Карающий  кинжал,

    Последний  судия позора и обиды.

 

Ссылка не смирила поэта, как надеялся царь: его революционные  настроения все усиливались, и на юге было создано стихотворение “Узник”, отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин рассказывает о себе, как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в тюрьме:

    Сижу за решеткой, в темнице сырой.

Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стремление к свободе — мечта поэта, выраженная в этом стихотворении. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе, к жизни на воле, к борьбе за это счастье:

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

    Туда, где за тучей белеет гора,

    Туда, где синеют морские края,

    Туда, где гуляем лишь ветер... да  я!..

 

Не случайно мечты о свободе  поэт выразил в образе молодого орла. Эта могучая, прекрасная птица плохо  переносит неволю и гибнет. Стихотворение  отражает настроения передовых людей  эпохи, их протест против самодержавия. Эти же мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.

С течением времени взгляды  свои поэт не менял, желаемой свободы  не чувствовал, тосковал по друзьям-декабристам. Несмотря на преследования, Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жен декабристов  в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи “В Сибирь”. С женой декабриста Муравьёва, уезжавшей в 1827 году к мужу, сосланному в числе других в Сибирь, Пушкин отправил послание своим опальным друзьям. Этот поступок был проявлением высокого мужества поэта, так как после жестокой расправы царя с декабристами даже самые близкие родные и друзья старались не поддерживать с ними сношений. В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении дела декабристов, призывал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей:    

Оковы тяжкие падут,    

Темницы рухнут—и свобода    

Вас примет радостно у входа...    

 

“Дум высокое стремленье” —  по мнению Пушкина, это благородные  думы о свободе, о счастье народа. Поэт выражает утешение, сочувствие к  ссыльным, но Пушкин верит, что “не  пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы за свободу. “Придет желанная пора”, когда Родина станет счастливой и свободной. Поэт — смелый человек, которого не смогли испугать никакие притеснения и ссылки. Он, верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал своих друзей в несчастье и до конца остался верен своим мыслям и взглядам. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе правого дела:

    Оковы  тяжкие падут, 

    Темницы  рухнут — и свобода 

    Вас  примет радостно у входа, 

    И братья  меч вам отдадут.

 

В том же 1827 году, отправив своё послание «В Сибирь», Пушкин написал  ещё одно стихотворение, посвящённое  декабристам,— «Арион».  Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлечённый его пением, вынес его на своей спине на берег. Чудом спасшийся Арион — это Пушкин. Поэт говорит о себе как о певце декабризма, пропагандисте декабристских идей. Пловцы в челне — это дружный коллектив декабристов, членом которого изображён и сам поэт.     В картине налетевшей бури и её последствий поэт рисует восстание декабристов, его разгром и трагическую судьбу его руководителей и участников. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу: «Я гимны прежние пою»,— заявляет о себе поэт.

Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его  мечтам о свободном творчестве не сбыться, так как тайные агенты следят за каждым его шагом и его произведения подвергаются цензуре. В 1828 году против Александра Пушкина возбуждают дело с обвинением в написании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада»: эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар». В основе сюжета Александр Пушкин использовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява Ядовитого дерева Анчар: путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому. Стихотворение "Анчар" полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Все изученные нами до сих пор стихотворения Пушкина, в той или иной форме, посвящены были радости единения людей. Первое, что мы узнаем об анчаре – он один. Анчар - "древо ада", как пояснил сам Пушкин, становится в стихотворении воплощением всеобщего зла.

В стихотворении Пушкина «Воспоминания о царском селе». Лирический герой созерцает памятники Царского Села: Чесменскую колонну в память о победе русского флота над турками в 1770 году, обелиск в честь победы армии Румянцева над турками при Кагуле в 1770 году — и вспоминает славных полководцев екатерининской эпохи, их победы и поэтов, которые их воспевали. Затем герой думает о новом веке, новой военной грозе, потрясшей Россию: вторжение Наполеона в Россию, неотвратимое движение всесокрушающей французской армии, на пути которой встает русская, битва при Бородино, сгоревшая Москва, изгнание французов и покорение Парижа, причем вместо мщенья за Москву Россия несет Франции и всей Европе мир. Стихотворение заканчивается обращением к поэту нового времени — «скальду России» Жуковскому— с призывом воспеть новые победы. В стихотворении отчетливо заявлена высокая роль поэта в обществе: каждой эпохе нужны не только полководцы и ратники, но и поэты, которые вдохновляют героев на подвиги.

Общественное значение вольнолюбивой  лирики Пушкина было необыкновенно  велико. В его творчестве идеи вольности всегда были тесно связаны с идеями патриотизма. Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле. Тема свободы в лирике поэта - ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь. Светлая, неувядаемая вера Пушкина в торжество свободы и справедливости всегда присутствовала  произведениях Пушкина.

Список использованной литературы

    1. Сайт «Litra.ru» - «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина» (http://www.litra.ru/composition/get/coid/00022601184864026131/)
    2. Сайт «Википедия» - «Пушкин, Александр Сергеевич» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкин,_Александр_Сергеевич)
    3. Сайт «Antisochinenie.ru» - «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина» (http://antisochinenie.ru/сочинения/Пушкин/Вольнолюбивые_мотивы_в_лирике_Пушкина)
    4. Сайт «Allbest.ru» - «Основные мотивы в лирике А.С. Пушкина» (http://allbest.ru/o-2c0a65625a2ac68b4c43a89421216d37.html)
    5. Библиография Ваш Пушкин. Собрание сочинений в одном томе под ред. Н.Н.Скатова, Е.А. Богатырева и др. М., издательский центр "Классика", 1999
    6. А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в двух томах, издательский центр "Классика", 1999
    7. Маймин Е.А. "Пушкин. Жизнь и творчество" М., 1982

Информация о работе Вольнолюбивые и патриотические мотивы в лирике А.С.Пушкина