Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:36, курсовая работа
Великий русский поэт С.А. Есенин родился и вырос в селе Константинове, Кузьминского уезда Рязанской волости. Традиции русского народа в том состоянии, в котором они тогда находились, в буквальном смысле слова, выпестовали будущего гения. С самого раннего детства, когда сознание его только пробуждалось, он уже слышал образную народную разговорную речь. Мать Татьяна Фёдоровна пела ему старинные песни. Бабушки Наталья Евтеевна и Аграфена Панкратьевна рассказывали сказки. Дед Фёдор Андреевич пересказывал Библию. Маленький Серёжа Есенин запоминал услышанное и некоторые сказки переделывал на свой лад. С девяти лет начал слагать стихи. Знание народного языка сыграло огромную роль в становлении его поэтического таланта.
Этот праздник был насыщен
обрядами. Неслучайны дни проведения
праздника, выбранные языческими предками.
Они открывали начало сельскохозяйственных
работ, а от результатов их зависела
сама жизнь - как тут не справить
ритуальные действия? Торжества начинались
за неделю до Троицы и продолжались
неделю после неё. Седьмая неделя
после Пасхи называлась семицкой
(русальной, зелёной, зелёными святками),
а четверг семицкой недели семик.
Люди считали, что в это время
русалки выходят из воды и становятся
особенно опасными для неосторожных
путников. З.П. Харламова рассказывает:
«На Троицкую неделю из воды выходили
русалки - рожь смотреть. Если встретишь
русалку, и она у тебя спросит:
«что несёшь», - надо отвечать: «полынь».
Русалка ответит: «брось её под тын»,
- и убежит. На праздник Ивана Купалы
русалок задабривали и
В Семик до обеда всей
семьёй ходили на могилы родителей, где
после поминовения ели
В Константинове до сих пор существует поверье: если на Троицу во время богослужения в храме поплакать на цветы, принесённые в храм для праздника, то эти цветы потом в течение всего года, можно использовать в качестве оберега от несчастий, болезней и даже смерти. Обычно цветы и травы из храма разносят по домам, кладут под иконы, под подушки, под матрасы, зашивают в маленькие мешочки и на бечёвках носят на шее до следующей Троицы, а также добавляют в корм животным.
Точная дата написания стихотворения «Троицыно утро» не установлена. Предположительно её обозначают 1914 годом. Как известно, Есенин призывался на военную службу весной 1915 года, получил отсрочку и был призван в апреле 1916 - го.
В 1914 году Есенин входил в призывной возраст, - ему исполнялось 19 лет, - и естественно жил ожиданиями рекрутского набора, который, учитывая международную обстановку того времени, не предвещал ему ничего доброго.
Вероятнее всего, стихотворение было написано летом 1915 года (ориентировочно вскоре после Троицы), в самый разгар войны, перед призывом в армию. Отсюда предчувствие беды, мысли о скорой смерти и естественное желание вымолить «выплакать» для себя заступничество сверхъестественных сил, поскольку в данной ситуации ждать помощи было неоткуда.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
В стихотворении «Чую
Радуницу божью», Сергей Есенин
упоминает два православных
Чую Радуницу божью -
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Радуница (Радоница) - это день поминовения умерших у восточных славян. По древней традиции во время Радуницы совершались трапезы на могилах родителей и близких родственников. Православная церковь включила этот праздник в свой культ и приурочила его к первой (Фоминой) недели после Пасхи. В этот день проводятся богослужения, сохраняется и традиция посещать кладбища, которая привлекает ныне людей в большей степени, чем поминальные службы в храмах. В Рязанской губернии ещё долго сохранялось древнее название Радуницы - «навий день» (день мёртвых). Обычно Радуница отмечалась на Юге в понедельник, на севере и в западных областях России - во вторник.[4,6]
Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
Покров - один из наиболее значимых православных праздников, хотя и не относимый к двунадесятым, но именуемый великим. Отмечается 1 (14) октября. В его основу положен миф о том, как в 910 году в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась во Влахернском храме Богородица, простерла над молившимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий. Эта идея покровительства Богородицы и составила содержание праздника Покров.[4]
В народной традиции он связывался с окончательным завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Покров - традиционное время свадеб. В народе говорили: «Придёт покров - девке голову покроет». Венчание в этот день сулило молодым счастливую семейную жизнь. Единственным обычаем в этот день, распространённым почти повсеместно, было закармливание скота последним снопом, оставшимся от дожинок. Закармливала хозяйка скот рано утром, до рассвета, обязательно на сытый желудок и ни с кем не разговаривая. В этот день хозяйка вставала очень рано, накрывала стол скатертью, приносила холодца и хлеба и очень плотно ела. Потом отрезала хлеб для всей скотинки, брала с собой последний сжатый в этом году овсяной сноп и шла в хлев. Там она давала скотине хлеба и по горсточке зёрен со снопа. Часть хлеба раскладывалась по четырём углам хлева, после чего хозяйка становилась посередине и просила: «Хозяюшко-батюшко, хозяюшка-матушка, ставлю я милого живота-скотинку на всю студёную зимку. Вы её пойте и кормите, теплом обогревайте и спать местечко давайте»! Потом она кланялась на все четыре угла, каждый раз проговаривала формулу трижды, а затем шла давать сено.
Любопытно то, что Есенин
в своём стихотворении
Как известно, годичный цикл
древними славянами мифически
Глава II. Святые образы в творчестве Есенина
Образ Христа
Образ Христа постоянно существует в поэтическом мире дореволюционной лирики поэта. Даже если он не изображается, то действующие фигуры уподобляются ему. Например, в стихотворении «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…» мы не видим того, кто молитвенно обращается к Богу, создается ощущение, что говорит сама природа, мир, так как данные слова очень гармоничны в пейзажной зарисовке:
Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Исусе».
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Сквозь явления природы поэт «прозревает» Бога, явление Богородицы и святых. Причем подобное «прозрение» совершается в картинах самой обыденной, неказистой природы, что говорит о способности героя к тайновидению, открытию вечных образов за земными гранями:
Схимник – ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Цель героя - узреть разворачивающуюся перед ним внехрамовую литургию:
Между сосен, между ело
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Иисус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес.
В письмах к Г. Панфилову Есенин много говорил о Христе, считая его примером для подражания, видя в нем человека, поднявшегося на неизмеримо высокую ступень духовного развития: «На людей я стал смотреть тоже иначе. Гений для меня – человек слова и дела, как Христос». Он говорил о своей вере в Христа именно как в человека, «одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец любви к ближнему» Видение высшей, преображённой природы Христа отразилось и в творчестве поэта:
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
Тип Христа, образы странников призваны собрать, объединить разобщенный род людской. О соборном идеале жизни писали многие мыслители начала века. Создавая новый образ человека, писатели и поэты обращались к образу Христа, находили в нем вневременной идеал.
Евангельский вход Господень в Иерусалим интерпретирован Есениным в стихотворении «Сохнет стаявшая глина». Появление Бога готовит внехрамовая природная литургия, которую вершит ветер («Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый осленок»), воробей («У лесного аналоя/ Воробей псалтырь читает»), сосны и ели. В произведении все подчеркнуто прозаично, просто («стаявшая глина», «гниль опенок», «Прошлогодний лист в овраги/ Средь кустов, как ворох меди»). Явление Христа здесь, казалось бы, невозможно, но именно такая невзрачная природа и оказывается способной «воспринять» Его облик: «Кто-то в солнечной сермяге/ На осленке рыжем едет.// Прядь волос нежней кудели, / Но лицо его туманно». Сам образ Христа проникнут светом, солнцем, на фоне неказистой природы он рельефно выделяется. Бог въезжает на Русь, как входил в Иерусалим – в лесу «пахнет вербой». Природа благословляется Христом и благословляет Его.
Мотив нового пришествия Христа реализуется и в стихотворении «Покраснела рябина…», голос лирического героя во всеуслышание объявляет о приходе Бога, призывает родной край к исцелению:
Край ты, край мой родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нижет радугу глаз.
Для ранней лирики Есенина
характерно создание поэтических образов
на основе сопоставления с реалиями
церковного обихода. Это как бы внешняя
христианская образность. Среди ранних
стихов Есенина есть стихотворение,
где христианская символика представляет
не просто поэтическую образность,
но выражает подлинное религиозное
переживание лирического героя.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.
Подлинное религиозное переживание, ощущение мира иного, к которому хочет приобщиться лирический герой, есть в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…», которое кончается словами:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Евангельский мотив незаметной, непоказной любви к ближнему, милосердия звучит в стихотворении «Шел Господь пытать людей в любови» (1914):
Шел Господь пытать людей в Любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный.
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
На, пожуй маленько, крепче будешь.
Образ Богородицы
Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским традициям, но и традициям иконописи. В поэме «Микола» поэт создает такой ее образ:
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать:
«Клюйте, ангельские птицы:
Колос – жизненный полет».
Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе дольнему миру, чем горнему. С земли молится о благополучии христиан.
Уже в этом раннем стихотворении Есенина отразилась характерная для него особенность использования христианской символики. Спасителя, Богородицу, святых угодников Есенин сводит с небес на землю и погружает в мир крестьянского быта и труда.
Господь в облике нищего идет пытать людей в любви, пророк Исайя пасет златых коров («О пашни, пашни, пашни»…); где-то в глубине России Господь едет на рыжем ослике, и сосны и ели, приветствуя его, кричат: Осанна! («Сохнет стаявшая глина»…).
Тема крестных мук и воскресения России и в ней всего мира продолжается в поэме «Иорданская голубица». При анализе ее обращалось внимание, прежде всего на известные строки:
Небо – как колокол,
Месяц – язык.
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Между тем в следующей же строфе Есенин утверждает:
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.
Вновь появляется тема гибели России в революции ради утверждения вселенского братства, то есть всемирного воскресения и ее воскресения.
В революции Россия принимает новое крещение. Мысль эта подтверждается образом иорданской голубицы (голубя):
Вот она, вот голубица,
Севшая ветру на длань.
Снова зарею клубится
Мой Иордань, -
То есть образом духа святого, который, по Евангелию, снизошел на Иисуса во время крещения его в водах Иордана. С ним связан и образ России – луговой Иордани – очень емкий образ. Образ луговой Иордани перекликается со знакомым нам по ранним стихам картинами патриархального крестьянского мира, где среди сел, лугов и злачных нив бродят святые угодники («С дудкой пастушеской в ивах// Бродит апостол Андрей»), а на краю села «Мати пречистая дева// Розгой стегает осла». В поэме «Иорданская голубица» Есенин рисует картины воображаемого крестьянского рая.
Информация о работе Употребление народных поверий и примет в ранней лирике Есенина