Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:41, реферат
Целью работы является изучение жизни и творчества Виктора Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
изучение биографии поэта-орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
анализ стихотворения «Плач морей» изучаемого автора.
Введение 3
Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении 4
Литературоведческий анализ стихотворения В. П. Дронникова «Плач морей» 18
Заключение 22
Библиография 24
В последнем катрене образ ветра разрастается и достигает своего апогея:
Чем шире ветер, тем сильней
Стенанья хор разноголосый
Эта картина говорит о ветре перемен, который по-разному воспринимается окружающими: «хор разноголосый».
Анафора (единоначатие строк) в
четвертом катрене усиливает
эмоциональное воздействие
Всех затонувших кораблей,
Всех не вернувшихся матросов.
Необходимо сказать о роли звукописи.
Встречается аллитерация (сочетание согласных) неблагозвучных шипящих «с- вш- х- ч-ст ». Как изменяется образ молодости во второй части стихотворения? Повтор звука «Р», создает почти физическое ощущение шума:
Суров, тревожен красный лес,
Когда на ветры верховые
Настраиваются, как оркестр,
Его деревья вековые.
Выразительная звуковая организация здесь подкреплена внутренней рифмой: лес- оркестр, небес- окрест.
Во втором катрене аллитерация становится несколько приглушенной, преобладают глухие согласные: «глухой кручиной», « окрест, пучиной»
Эмоциональную значимость стихотворения усиливает риторический вопрос в третьем катрене:
Откуда этот плач морей
В вершинах корабельных сосен?
Синтаксис стиха в последних двух катренах иной, по сравнению с первыми двумя. Если вначале это сложноподчиненные предложения с придаточными времени, то в третьем два предложения: сложносочиненное и простое с вопросительной интонацией. В заключительном катрене – СПП, осложненное однородными членами. Обилие глаголов – сказуемых подчеркивает движение, передает состояние природы как необузданной стихии. Стихотворение написано в силлабо-тонической ритмике, двусложным ямбом. Рифма перекрестная, мужская. Встречается ассонанс и диссонанс: небес- окрест; лес – оркестр и т.д.
Настроение безысходности, смирения становиться для стихотворения определяющим в целом. Чувства автора на протяжении стихотворения меняются, так как происходит усиление конфликта. В стихотворении мы наблюдаем конфликт борющихся стихий ветра и леса, для определения конфликта можно выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать отрицательно эмоционально окрашенными ( «каждый звук грозен»), можно выявить ключевые слова среди отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках: « гибельная пучина», суров, тревожен».В стихотворении можно выявить цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам): «скрипы матч и якорей», « лес-окрест».Во втором катрене можно выделить кульминацию, есть в стихотворении развязка, в заключительном катрене. Роль первой строки (тревожная музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо) Роль последней строки. Необходимо отметить слова, которые представляются поэту особенно значимыми, которыми он заканчивает стихотворение:
Чем шире ветер, тем сильней
Стенанья хор разноголосый
Всех затонувших кораблей,
Всех не вернувшихся матросов.
Мы считаем, что данное стихотворение относится к философскому размышлению.
Заключение
В заключение необходимо
Картины природы орловского края оживляют душу поэта. Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Дронников в мире людей, гармония — в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений поэта, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ деревни, тоскующей по прежнему веселью, одинокого холма, одинокого дубового листка, медленно идущего странника, нигде не находящего приюта.
Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Дронникова - о роли природы в духовной жизни человека. Во многих стихотворениях лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие вечера, утреннего часа, когда солнце ласкает лучами, кивают головками цветы, играет с травою ветерок, свежий лес шумит. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: свет золотеюще -тусклый, торжественный миг. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека.
Природа в лирике Дронникова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли автор зачастую противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной.
Его стихи обладают особой тональностью. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному расчету.
Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворениях, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. У Дронникова человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель. В этом противостоянии В. Дронников на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.
Так многообразно раскрывается в лирике Дронникова мысль о взаимозависимости человека и природы.
Библиография
1 Дронников В. Колыбель. Стихи.- Тула: Приок. кн. изд., 1966. С.4.
2 Попов Г. «Корнями своими» // Литературная Россия.- М.,1995. С.3.
3Дронников В. Яблоня. Стихи. - М.: Современник, 1980. С. 76.
4 Соколов В., О поэзии. // Воскресение. - М.,N3,1992. С.174.
5 Попов Г. Корнями своими. // Литературная Россия. - М., 1995. С.4.
6 Дронников В. Яблоня. Стихи. - М.: Современник, 1980. С. 123.
7 Попов Г. Корнями своими. // Литературная Россия. - М., 1995. С.5.
8 Ковалев Д. Когда молодо не зелено.//Литературная газета. : М., N49, 1975. С.6.
9 Тарасов Л.Ф. Поэтическая речь. Киев, 1976. С.5.
10 Шевелева И.И в отчество Отечество дала...// Альманах поэзии изд."Молодая гвардия": М.,N40,1984. С.1 74.
11 Журнал "Ясная Поляна", Тула, N2,1992г., С.14 (редакционная статья).
12 Ганичев В. Я дома здесь в спокойном русском храме.// ж—л "Бежин луг.: М., N6, 1994. С. 12.
13 Соколов В., ж-л "Воскресение: М.,N3,1992.С.176.
Информация о работе Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении