Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:41, реферат
Целью работы является изучение жизни и творчества Виктора Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
изучение биографии поэта-орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
анализ стихотворения «Плач морей» изучаемого автора.
Введение 3
Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении 4
Литературоведческий анализ стихотворения В. П. Дронникова «Плач морей» 18
Заключение 22
Библиография 24
Содержание
Введение
Заключение
Библиография
Введение
Целью работы является изучение жизни и творчества Виктора Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
Тема работы является, безусловно, актуальной, прежде всего потому, что творчество В. Дронникова мало затронуто с точки зрения художественного и лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал. В исследовании мы использовали разнообразную критическую литературу, как предоставленную музеем писателей орловцев, так и из личных архивов поэта и критиков.
I. Творчество В. П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении
Мы изучили библиографию, содержащую описание жизненного и творческого пути В. Дронникова, а также музейные материалы. В статье Л. К. Андреевой, посвященной жизнеописанию В.П. Дронникова содержатся данные биографии поэта-орловца.
Виктор Петрович Дронников родился в д. Жилино под Орлом 18 августа 1940 г. Теперь это цветущая окраина города. В раннем детстве поэт пережил большое горе. В предисловии к одному из сборников он пишет о себе: «Помню майский день. По пыльному Волховскому большаку возвращались с войны усталые солдаты. Вместе с ребятами я выбежал им навстречу. Было радостно и грустно; Я был уверен, что не прокараулю своего отца. Я не помнил его в лицо. Но я узнал бы его из тысячи. День просидел я у шумного большака, глотая пыль. Отец не цернулся...»1 (4; 2) Эта острая" боль в дальнейшем не раз отзовется в творчестве поэта.
Окончив в 1958 г. Среднюю школу, Дронников
работал на заводах Орла
Вернувшись в Орел, Дронников поступил в педагогический институт, а потом на заочное отделение Литературного института им. М. Горького. Первые стихи Дронникова были опубликованы в газете «Орловский комсомолец» в 1962г. Затем следуют публикации в центральных газетах и журналах, в альманахе «Поэзия» (М., 1972). На одном из творческих семинаров в Орле стихи Дронникова высоко оценил московский поэт Егор Исаев.
Первый сборник стихов, вышедший в 1966 г., был тепло встречен и читателями, и критикой. Не зря поэт назвал его «Колыбель», определяя тем самым и начало своего творческого пути, и основную тему книги: «Суровой и жестокой была колыбель, в которой подрастали «мальчики — свидетели войны»"
О стихах Дронникова поэт В. Цыбин писал; «В них есть главное — талантливое, искреннее видение мира, когда самое отдаленное становится близким, свойским, земном».
Минувшая война — важнейшая веха внутренней биографии поэта, ее своеобразная «точка отсчета». Стремление измерить нравственным опытом войны сегодняшнюю жизнь свойственно всем сборникам Дронникова («Зеленый купол», «Облака над селом», «Земля-кормилица», «Светотень», «За Туманом иней»).
Верность земле-кормилице, возвышенное отношение к женщине, отзывчивость на все доброе в человеке, любовь к природе — таковы нравственные истоки поэзии Дронникова.
Через все его творчество проходит тема родного края. В нем он черпает свое вдохновение.
Глоток воды — вот все, что надо
Перед дорогою большой,
Чтоб в жажде губ не размыкая
Я кожей чувствовал его,
Глоток воды родного края —
Всего лишь — больше ничего.
С 1973 года Виктор Петрович Дронников является членом Союза писателей СССР. Долгое время он жил и трудился в Орле.
Приведем цитату из
Я попросил его почитать стихи и с первых же строк понял, что это настоящий поэт. Он прочитал своеобразнейшие стихи — «Чалый», «Лодочник», «Соловей»... Пересказывать их невозможно. До сих пор помню строчку о жеребенке — «Чтобы нас разбудить, он потерянно ржал», о лодочнике — «Он не был баловнем судьбы, // Живет один, как демон, //Он нынче делает гробы,//А раньше лодки делал». О лесном загадочном жителе — «Видно, в здешней глуши, соловьям не доступной, //Одиноких людей соловьями зовут...»2
Виктор
Дронников сразу поднял
Пришел поэт со своим миром, с чутким отношением к слову, т. е. с пониманием, что каждое слово — единственное и должно жить на своем месте (точном и неожиданном). Сквозь строки сквозила Россия... Орловщина...
Ночные страхи, шелесты, «черные рогатины созвездий», щелястые заборы, запах влажной земли; «Мне хорошо — мне одиноко!// Весь мир вокруг такой живой».
Виктор Дронников каким-то особым, редкостным чувством соединен с жизнью холма, камыша, звезды...
Интересно, что от его орловских тропинок, перелесков, коротких диалогов и человеческих силуэтов иногда прямо-таки веет историей... Веет и трудно уловимой прелестью необязательных мгновений, мельчайших тонов и сдвигов в пейзаже, тем «рядом волшебных изменений милого лица» природы, без которых нет ни жизни, ни поэзии. Движение ветки для Дронникова так же дорого, как движение души.
Присутствуют в этой поэзии и трагические черты эпохи. Для поэта характерно отражение этих черт не тогда, когда их изображение становилось повальной модой; нет, он писал о войне, о тирании, о палачестве лишь тогда, когда наступал его личный, дронниковский час сказать о наболевшем.
Осиянная, грустная, полная скрытого драматизма поэзия Виктора Дронникова не многих волнует уже многие годы. Вот пример истинного лиризма стихотворения «Запоздалые соловьи»:
Легко говорил о любви,
И верилось в это без муки,
Когда бы не те соловьи,
Что пели о поздней разлуке
И странно, в сентябрьском саду,
Когда уже листья летели,
В таком несказанном ладу
Они, запоздалые, пели.
Все было, как в ранней весне.
Каким они чудом остались?
Деревья стояли во сне,
И листья не падать старались.3
Как отмечает В. Соколов, «Дронников
— русский поэт в самом
К юбилею Виктора Дронникова была опубликована статья Г. Попова о жизни и тврчестве поэта, в которой, в частности, говорилось, что «была в свое время на Орловщине деревня Жилина, от каковой под натиском города осталось сегодня одно только название почтового отделения, куда идет корреспонденция старейшего российского "Казенного сада" - ныне Всероссийского НИИ селекции плодовых культур. Здесь, в бывшей деревне Жилина, 150 лет назад заложили " древесный питомник", ныне знаменитый на весь мир ВНИИ , а 6 августа 1940 в ней родился ныне известный русский поэт Виктор Дронников. При общей смене паспортов в 80-х годах ретивые исполнители вознамерились было проставить Виктору Петровичу место его рождения на свой лад: город Орел, вобравший к тому времени указанную деревеньку территориально и географически. Что ж, вроде бы ничего обидного в этом и не было: Орел по всем статьям, а литературным — особенно, город славный. Ан, нет, взбунтовался поэт, и, возможно, на сей день он - единственный из уроженцев Жилино, у кого после той достославной кампании в паспорте осталось истинное место рождения, неотделимое теперь от русской литературы, русского поэтического слова. Мы не раз бывали здесь, где стоял его дом, о чем немало стихов написано Виктором, и даже название книги "Яблоня", думаю, навеяно этими местами, остатками сада, затерявшимися меж "девятиэтажек".
Виктор Дронников - поэт большой, настоящее признание которого, безусловно, еще впереди. Так получилось, что самый взлет его творчества совпал с неким литературным (да и не только литературным) безвременьем, когда истинная поэзия оказалась как бы в стороне от широкого читателя. Известно, что человек, как и дерево, силен, прежде всего, корнями своими. А жизненные, творческие корни у Виктора Дронникова глубокие и крепкие. Ни единым своим поэтическим словом или гражданским поступком не изменил он земле, к которой прирос с детства сердцем. История с паспортом - забавная, но достаточно характерная деталь его трепетного отношения к малой родине своей, к памяти ее. И на этих корнях — высоко и мощно возросла его поэтическая крона, нежно, лирично говорящая с вами каждым листом - строкой от дуновения малейшего ласкового ветерка родной стороны, мощно и набатно звучащая на всех злых ветрах, проносящихся еще над Отечеством.
В 1970 г. В.Дронников с отличием
закончил Литературный
Виктор Дронников является
лауреатом литературной премии Союза
писателей 1992 года, лауреатом Всероссийской
литературной премии им.А.Фета 1995 года,
а также нескольких областных литературных
премий за период 1970—99 г.г. (в т.ч. специальной
(разовой), учрежденной администрацией
Орловской области в год 200-летия со дня
рождения А.С. Пушкина для орловских писателей
" За лучшее отображение современности").
Он автор многих книг, основные из которых
"Колыбель"- Тула,1966 г.; "Зеленый
купол"-Тула, 1969 г.; "Земля—кормилица"-
М.: Современник, 1972 г.; "Светотень"
-Тула,1975г."Затуманом-иней"-
Поэзия Виктора Дронникова давно уже нашла большое и благодарное признание на малой родине поэта - Орловщине, а также в широких литературных кругах России, о чем свидетельствуют многие отзывы с высокой оценкой его творчества, принадлежащие авторитетным именам: В.Соколову, В.Ганичеву, И.Шевелевой и др. Стихи В. Дронникова вошли в Фундаментальную антологию " Русская поэзия. XX век", в отчетном докладе съезда писателей России он назван в числе " выдающихся поэтов, живущих в провинции . "5
В культурную сокровищницу Орловщины и, думается, России, вошли и останутся не только лучшие книги и поэтические произведения Виктора Дронникова, но и замечательные публицистические статьи, песни, написанные орловскими композиторами. Песни на стихи поэта записаны на двух дисках бывшей Всесоюзной Фирмы грамзаписи. Кроме того, руководя с небольшими перерывами на протяжении двух десятков лет различными литературными объединениями, Виктор Дронников заметил многие молодые литературные дарования и дал им своеобразную путевку в жизнь, терпеливо и умело направляя первые пробы пера, рекомендуя их первые публикации.
«Редко выборочно цитирую стихи, полагая, что даже ударная строфа сильнее смотрится в контексте всего стихотворения. Но истинными поэтами рождаются строки, которые не бояться вольного с ними обращения, ибо они — то вечное, незыблемое, " на чем стояла и стоять будет русская земля": широта и удаль в единении с великим состраданием, совестливостью и любовью и есть та самая загадочная русская душа, переполняющая высокую поэзию Виктора Дронникова:
Информация о работе Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении