Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:41, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение жизни и творчества Виктора Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
изучение биографии поэта-орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
анализ стихотворения «Плач морей» изучаемого автора.

Оглавление

Введение 3
Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении 4
Литературоведческий анализ стихотворения В. П. Дронникова «Плач морей» 18
Заключение 22
Библиография 24

Файлы: 1 файл

Реферат по Дронникову 1.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                      3

  1. Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении   4
  2. Литературоведческий анализ стихотворения В. П. Дронникова                           «Плач морей»                                                                                                               18

Заключение                                                                                                                   22

Библиография                                                                                                              24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Целью работы является изучение жизни и творчества Виктора Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:

  1. изучение биографии поэта-орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
  2. анализ стихотворения «Плач морей» изучаемого автора.

            Тема работы является, безусловно, актуальной, прежде всего потому, что творчество В. Дронникова мало затронуто с точки зрения художественного и лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал. В исследовании мы использовали разнообразную критическую литературу, как предоставленную музеем писателей орловцев, так и из личных архивов поэта и критиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Творчество В. П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении

        Мы изучили библиографию, содержащую описание жизненного и творческого пути В. Дронникова, а также музейные материалы.  В статье Л. К. Андреевой, посвященной жизнеописанию В.П. Дронникова содержатся данные биографии поэта-орловца.

        Виктор    Петрович   Дронников родился в д. Жилино под Орлом 18 августа 1940 г.   Теперь это цветущая окраина города.    В раннем   детстве поэт пережил большое горе. В предисловии к одному из сборников он пишет о себе:   «Помню майский   день.   По  пыльному Волховскому     большаку    возвращались с войны усталые солдаты. Вместе с ребятами я выбежал им навстречу. Было радостно и грустно;   Я был уверен, что не прокараулю своего отца. Я не помнил его в лицо.   Но я узнал бы его из тысячи. День просидел я у шумного большака, глотая пыль. Отец не цернулся...»1 (4; 2)  Эта острая" боль в дальнейшем не раз отзовется в творчестве поэта.

         Окончив в 1958 г. Среднюю школу, Дронников  работал на заводах Орла слесарем, сварщиком, сборщиком. В 1961 г. по путевке  комсомола он уехал на строительство  железной дороги Москва — Владивосток. Там и родились первые строчки стихов, начинающего поэта.

        Вернувшись в Орел, Дронников поступил в педагогический институт, а потом на заочное отделение Литературного института им. М. Горького. Первые стихи Дронникова были опубликованы в газете «Орловский комсомолец» в 1962г.   Затем   следуют   публикации в центральных газетах и журналах,   в альманахе «Поэзия» (М., 1972). На одном из творческих семинаров в Орле стихи Дронникова высоко оценил московский поэт Егор Исаев.

         Первый сборник стихов,   вышедший  в 1966 г.,  был   тепло встречен и читателями, и критикой. Не зря поэт назвал его «Колыбель», определяя тем самым и начало своего творческого пути, и основную тему книги:    «Суровой и жестокой была колыбель, в которой подрастали «мальчики — свидетели войны»"

         О стихах Дронникова поэт В. Цыбин писал; «В них есть главное  — талантливое, искреннее видение  мира, когда самое отдаленное  становится близким, свойским, земном».

         Минувшая война — важнейшая веха внутренней биографии поэта, ее своеобразная «точка отсчета». Стремление измерить нравственным опытом войны сегодняшнюю жизнь свойственно всем сборникам Дронникова («Зеленый купол», «Облака над селом», «Земля-кормилица», «Светотень», «За Туманом иней»).

         Верность земле-кормилице, возвышенное  отношение к женщине, отзывчивость на все доброе в человеке, любовь к природе — таковы нравственные истоки поэзии Дронникова.

         Через все его творчество проходит тема родного края. В нем он черпает свое вдохновение.

Глоток воды — вот все, что надо

Перед дорогою большой,

Чтоб в жажде губ не размыкая

Я кожей чувствовал его,

Глоток воды родного края —

Всего лишь — больше ничего.

         С 1973 года Виктор Петрович Дронников является членом Союза писателей СССР.   Долгое время он жил и трудился в Орле.

          Приведем цитату из воспоминаний  Владимира Соколова: «В середине 60-х годов я вел творческий  семинар в Литературном институте  им. Горького. Семинар мой уже готовился к выпуску, когда на одно из занятий к нам зашел молодой незнакомец и сказал, представившись, что хотел бы закончить литинститут будучи членом именно этого семинара, что и творческая кафедра не против... Это был Виктор Дронников.

         Я попросил его почитать стихи  и с первых же строк понял, что это настоящий поэт. Он прочитал своеобразнейшие стихи — «Чалый», «Лодочник», «Соловей»... Пересказывать их невозможно. До сих пор помню строчку о жеребенке — «Чтобы нас разбудить, он потерянно ржал», о лодочнике — «Он не был баловнем судьбы, // Живет один, как демон, //Он нынче делает гробы,//А раньше лодки делал». О лесном загадочном жителе — «Видно, в здешней глуши, соловьям не доступной, //Одиноких людей соловьями зовут...»2

        Виктор  Дронников сразу поднял уровень  творческого семинара не только своими стихами, но и своими оценками, размышлениями, в которых уже бродила молодая, требовательная зрелость.

       Пришел   поэт   со   своим   миром,   с   чутким отношением к слову,  т.  е.  с  пониманием,  что  каждое слово — единственное и должно жить на своем месте (точном и неожиданном). Сквозь строки сквозила Россия... Орловщина...

        Ночные  страхи, шелесты, «черные рогатины  созвездий», щелястые заборы, запах  влажной земли; «Мне хорошо —  мне одиноко!// Весь мир вокруг  такой живой».

        Виктор  Дронников каким-то особым, редкостным чувством соединен с жизнью холма, камыша, звезды...

        Интересно, что от его орловских тропинок, перелесков, коротких диалогов и  человеческих силуэтов иногда  прямо-таки веет историей... Веет и трудно уловимой прелестью необязательных мгновений, мельчайших тонов и сдвигов в пейзаже, тем «рядом волшебных изменений милого лица» природы, без которых нет ни жизни, ни поэзии. Движение ветки для Дронникова так же дорого, как движение души.

        Присутствуют в этой поэзии и трагические черты эпохи. Для поэта характерно отражение этих черт не тогда, когда их изображение становилось повальной модой; нет, он писал о войне, о тирании, о палачестве лишь тогда, когда наступал его личный, дронниковский час сказать о наболевшем.

Осиянная, грустная, полная скрытого драматизма поэзия Виктора Дронникова не многих волнует уже многие годы. Вот пример истинного лиризма стихотворения «Запоздалые соловьи»:

Легко говорил о любви,

И верилось в это без муки,

Когда бы не те соловьи,

Что пели о поздней разлуке

И странно, в сентябрьском саду,

Когда уже листья летели,

В таком несказанном ладу

Они, запоздалые, пели.

Все было, как в ранней весне.

Каким они чудом остались?

Деревья стояли во сне,

И листья не падать старались.3

            Как отмечает В. Соколов, «Дронников  — русский поэт в самом светлом  и благородном понимании этих  слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России».4

            К юбилею Виктора Дронникова  была опубликована статья Г. Попова о жизни и тврчестве поэта, в которой, в частности, говорилось, что «была в свое время на Орловщине деревня Жилина, от каковой под натиском города осталось сегодня одно только название почтового отделения, куда идет корреспонденция старейшего российского "Казенного сада" - ныне Всероссийского НИИ селекции плодовых культур. Здесь, в бывшей деревне Жилина, 150 лет назад заложили " древесный питомник", ныне знаменитый на весь мир ВНИИ , а 6 августа 1940 в ней родился ныне известный русский поэт Виктор Дронников. При общей смене паспортов в 80-х годах ретивые исполнители вознамерились было проставить Виктору Петровичу место его рождения на свой лад: город Орел, вобравший к тому времени указанную деревеньку территориально и  географически. Что ж, вроде бы ничего обидного в этом и не было: Орел по всем статьям, а литературным — особенно, город славный. Ан,  нет, взбунтовался поэт, и, возможно, на сей день он - единственный из уроженцев Жилино, у кого после той достославной кампании в паспорте осталось истинное место рождения, неотделимое теперь от русской литературы, русского поэтического слова. Мы не раз бывали здесь, где стоял его дом, о чем немало стихов написано Виктором, и даже название книги "Яблоня", думаю, навеяно этими местами, остатками сада, затерявшимися меж "девятиэтажек".

         Виктор Дронников - поэт большой, настоящее признание которого, безусловно, еще впереди. Так получилось, что самый взлет его творчества совпал с неким литературным (да и не только литературным) безвременьем, когда истинная поэзия оказалась как бы в стороне от широкого читателя. Известно, что человек, как и дерево, силен, прежде всего, корнями своими. А жизненные, творческие корни у Виктора Дронникова глубокие и крепкие. Ни единым своим поэтическим словом или гражданским поступком не изменил он земле, к которой прирос с детства сердцем. История с паспортом - забавная, но достаточно характерная деталь его трепетного отношения к малой родине своей, к памяти ее. И на этих корнях — высоко и мощно возросла его поэтическая крона,  нежно, лирично говорящая с вами каждым листом - строкой от дуновения малейшего ласкового ветерка родной стороны, мощно и набатно звучащая на всех злых ветрах, проносящихся еще над Отечеством.

          В 1970 г. В.Дронников с отличием  закончил Литературный институт  им.А.М.Горького , а в 1973 году был  принят в Союз писателей (а  до этого - в Союз журналистов). Еще будучи студентом, стал участником 5-го Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве, а затем был делегатом двух съездов писателей России, последнего съезда бывшего Союза писателей СССР и недавнего съезда Союза писателей РФ в ноябре 3999 г.. Выдающийся поэт современности Владимир Соколов сказал о своем любимом ученике: " Виктор Дронников... один из немногих тончайших лириков России."

           Виктор Дронников является лауреатом литературной премии Союза писателей 1992 года, лауреатом Всероссийской литературной премии им.А.Фета 1995 года, а также нескольких областных литературных премий за период 1970—99 г.г. (в т.ч. специальной (разовой), учрежденной администрацией Орловской области в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина для орловских писателей " За лучшее отображение современности"). Он автор многих книг, основные из которых "Колыбель"- Тула,1966 г.; "Зеленый купол"-Тула, 1969 г.; "Земля—кормилица"- М.: Современник, 1972 г.; "Светотень" -Тула,1975г."Затуманом-иней"-Тула,1979г.;"Яблоня",Москва,"Современник",1980 г.; "Дозорный свет",Тула,1985 г.; "Осенняя дубрава",Тула,1990 г.; "В пречистом сиянии ", Орел , 1993 г. Книга Виктора Дронникова "Путь невозвратный" (1996 г.) - своего рода, -итог почти сорокалетней работы поэта в литературе, выдвигалась на соискание Государственной премии 1997 г и была признана " Независимой газетой" лучшей в номинации "Поэзия". Тот факт, что в тот год Госпремия не была присуждена в этой номинации никому, не "вина" , но беда времени и, в некотором роде , как мне кажется, даже определенная заслуга поэта.

Поэзия Виктора  Дронникова  давно уже нашла большое и благодарное признание на малой родине поэта - Орловщине,  а также в широких литературных кругах России, о чем свидетельствуют многие отзывы с высокой оценкой его творчества, принадлежащие авторитетным именам: В.Соколову, В.Ганичеву, И.Шевелевой и др. Стихи В. Дронникова вошли в Фундаментальную антологию " Русская поэзия. XX век", в отчетном докладе съезда писателей России он назван в числе " выдающихся поэтов, живущих в провинции . "5

          В культурную сокровищницу Орловщины и, думается, России, вошли и останутся не только лучшие книги и поэтические произведения Виктора Дронникова, но и замечательные публицистические статьи, песни, написанные орловскими композиторами. Песни на стихи поэта записаны на двух дисках бывшей Всесоюзной Фирмы грамзаписи. Кроме того, руководя с небольшими перерывами на протяжении двух десятков лет различными литературными объединениями, Виктор Дронников заметил многие молодые литературные дарования и дал им своеобразную путевку в жизнь, терпеливо и умело направляя первые пробы пера, рекомендуя их первые публикации.

        «Редко выборочно цитирую стихи, полагая, что даже ударная строфа сильнее смотрится в контексте всего стихотворения. Но истинными поэтами рождаются строки, которые не бояться вольного с ними обращения, ибо они — то вечное, незыблемое, " на чем стояла и стоять будет русская земля": широта и удаль в единении с великим состраданием, совестливостью и любовью и есть та самая загадочная русская душа, переполняющая высокую поэзию Виктора Дронникова:

Информация о работе Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении