Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:41, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение жизни и творчества Виктора Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
изучение биографии поэта-орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
анализ стихотворения «Плач морей» изучаемого автора.

Оглавление

Введение 3
Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении 4
Литературоведческий анализ стихотворения В. П. Дронникова «Плач морей» 18
Заключение 22
Библиография 24

Файлы: 1 файл

Реферат по Дронникову 1.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Кого-то в горе взглядом не согрею,

Кому-то правды горькой не скажу.

Да мало ли что в жизни не успею.

Я чувствую. Поэтому спешу.

Вот почему, когда напропалую

Ломают воздух в рощах соловьи

Сожмется сердце в точку пулевую

И сердце перехватит от любви.6

           С днем рождения, поэт! С днем  рождения, друг! Любви тебе и достаточного времени впереди!»7 Так заканчивалось поздравление поэту от собратьев по творческому цеху.

          О творчестве В. Дронникова размышляли  многие критики и литературоведы  Орла и России. Более двадцати  лет назад, в пору поэтической юности Виктора Дронникова, пофессионально-авторитетнейшая "Литературная газета" опубликовала обзор "молодой поэзии", составленный Д. Ковалевым, где, в частности, было сказано: "Наиболее, пожалуй, поэтически выразителен, хотя, может, и более традиционен, Виктор Дронников. Традиционность, как мы знаем, не помешала стать Твардовскому великим поэтом нашего времени. Притом новатором. Да и что такое традиция, как не новаторство, ставшее образцом для других. Дронников - поэт настоящий, это чувствуешь почти в каждом его стихотворении"8. Памятуя, что Пушкинская премия присуждается авторам "поэтических произведений, творчество которых продолжает лучшие традиции российской словесности ", уместно вспомнить также свидетельство И. Шевелевой о стихах В. Дронникова: "Налицо живое, личностное прибавление в нашей поэзии к патриотическому чувству, воспитанному в поэте с рождения, вошедшем в него с воздухом его малой родины - среднерусских краев. Природа в стихах орловского поэта та же, что в творчестве Толстого, Тургенева, Фета. Сын своей земли, он в силу своего рождения и наследник, и хранителъ классического русского пейзажа... Верным учеником русской литературы предстает он..." 9.Пройдет еще некоторое время, и как бы продолжая эту же самую мысль, скажет о своем воспитаннике наставник по семинару Литинститута, многоизвестный именитый российский поэт Владимир Соколов: "Орловщина... Виктор Дронников каким-то особенным редкостным чувством соединен с жизнью холма, камыша, звезды ... Интересно, что от орловских тропинок, перелесков, коротких диалогов и человеческих силуэтов иногда прямо-таки веет историей... Веет и трудноуловимой прелестью необязательных мгновений.., без которых нет ни жизни, ни поэзии. Присутствуют в этой поэзии и трагические черты эпохи. Для поэта характерно отражение этих черт не тогда, когда их изображение становилось повальной модой; нет, он писал о войне, о тирании, о палачестве лишь тогда, когда наступал его личностный, дронниковский, час сказать о наболевшем. Дронников - русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не "традиционалист" или "новатор", он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России."10 (29; 174.). Не удивительно, что с этим вроде бы перекликается редакционная статья журнала "Ясная Поляна", подготовленная еще одним большим поэтом, живущим в Туле, В. Пахомовым к подборке стихотворений В. Дронникова: "Известность к Дронникову пришла давно. Однако ранняя зрелость поэта  была не всеми принята. За исключением Николая Рубцова, угадавшего в собрате по литинституту родственную душу. Приверженность Дронникова к отечественной классике кое- кому, кто не рассмотрел в метаниях поэта попыток развернуть свое поэтическое пространство, даже застила глаза. Это редкостное качество его поэтики, вобравшей лучшее из достижений предшественников , помогло ему не только" сберечь глаголов русских честь "но и вырваться из притяжения современного поэтического одноголосия ... Несомненно, поэт из Орла входит, если не в тройку, то в пятерку лучших современных поэтов. За его удивительно светлыми строками вдруг воочию видишь незамечаемое досель: и чухонцевскую натуженность, и кузнецовскую жестокость, и тряпкинскую условность ... Происходит что—то странное. Написанное им становится как бы твоим, неотъемлемым, личностным. Это завидный Феномен сотворчества поэта и читателя — высший предел поэтического воздействия. Это то, что отличает большого мастера ... Чего доброго, но пиитам, многим из нас, может прийти в голову после знакомства с этой подборкой мысль: а своим ли делом занимаемся? Не бросить ли писать стихи, если не совсем, то хотя бы на время, как сделал один из Французских классиков, подпав под влияние Флобера?"11.

        И  вот уже о лауреате трех  областных литературных премий Орловщин лауреате литературной премии Союза писателей России за 1992 г., после того, как несколько лет имя Виктора Дронникова будет упоминаться на видных литературных Форумах Союза писателей России среди лучших, напишет Председатель этого союза В. Ганичев следующее признание, увы, все еще характерное по отношению к литераторам российской "глубинки" со времен, когда уральский поэт А. Решетов с горечью произнес "провинциальные поэты, не вознесенные волной": "Давно известен в России Виктор Дронников, правда, известен он все-таки не самому широкому кругу читателей, хотя звучит его слово на представительных литературных праздниках, издается солидными тиражами, он масштабен, тонкий лирик, народный забот— ник. Думаю, его слава, всероссийская слава, впереди. И честно говоря, в том, что она запаздывает, и наша вина — московских издателей, критиков, Союза писателей..."12. Справедливости ради, надо сказать, что и до этой статьи Виктор Дронников в 1991 году выдвигался Союзом писателей России на Государственную премию за книгу "Осенняя дубрава" вместе с одним из патриархов и совестью нашей современной литературы, недавно почившем Олегом Волковым, которому она тогда была по праву присуждена. На мой взгляд, это уже говорит о многом, а Факт сам по себе исторический, как, к примеру, участие в шахматном Финале на первенство страны. В 1995 году Виктору Дронникову в числе первых лауреатов присуждается всероссийская премия им, А. Фета, учрежденная Союзом писателей России совместно с администрацией орловской области. Поэт полон творческих сил и задумок . Недавно им подготовлена рукопись поэтического сборника избранных произведений, названная символически "Путь невозвратный", редактором которого стал Г.Попов. Случится ли по воле Высокой Комиссии так, что к Виктору Дронникову придет наконец давно заслуженная и фактически во всеуслышание во многом объявленная литературная прижизненная настоящая всероссийская слава, ибо Пушкинская премия - самая высокая поэтическая вершина, восхождение на которую именно это и означать должно, но то , что основные его произведения, которые дали главную составляющую упомянутому выше "Избранному", будут прочитаны уполномоченными членами Комиссии с добрым чувством радости встречи с истинным поэтическим дарованием, в том нет сомнений.

              В заключение работы остается  только привести далеко неполный  список литературной критики - всего, что сохранилось  в  архиве  поэта, специально, разумеется, к  литературной  славе  не  готовившегося как и подобает настоящему таланту. Лучше всего о его поэтическом даре говорят  книги Виктора Дронникова, внимательно  и  радостно  нами прочитываемые  и  бережно сохраняемые с теплыми дарственными надписями автора - поэта большого, истинно русского.

            В музее писателей – орловцев нами обнаружены и включены в реферат следующие документы, касающиеся фактов биографии В.П. Дронникова:

              Характеристика-объективка на писателя Дронникова В.П.

          Виктор Петрович Дронников родился 18 августа 1940 г. в д. Жилино Орловской  области. Спустя три года после  окончания с отличием Литературного  института им.А.М. Горького в 1973 году Виктор Дронников был принят в Союз писателей (а -до этого - в Союз журналистов) СССР. Еще будучи студентом, он стал участником 5-го Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве, а затем был делегатом двух съездов писателей России и .последнего съезда Союза писателей СССР. Позже выдающийся поэт современности Владимир Соколов скажет о своем любимом ученике: «Виктор Дронников... один из немногих" тончайших лириков России»13.

        Виктор  Дронников является лауреатом литературной премии Союза писателей 1992 года, государственным стипендиатом 1994 года, лауреатом Всероссийских литературных премий им. А. Фета (1995 года) и Ф. И. Тютчева - (2001 г.), а также нескольких областных литературных премий за период 1970-99 г.г., в т.ч. специальной (разовой), учрежденной администрацией Орловской области в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина для орловских писателей " За лучшее отображение современности". Он автор многих книг, основные из которых "Колыбель" Тула,1986г.; "Зеленый купол", Тула,1969 г.; "Земля-кормилица", Москва,"Современник",1972 г.; "Светотень", Тула, 1975 г. "За туманом- иней" Тула, 1979 г,.; «Яблоня",Москва, "Современник",1980 г.; "Дозорный свет"Дула,1985 г.; "Осенняя дубрава" , Тула, 1990 г.;" В пречистом сиянии",Орел,1993 г.. Его книга "Путь невозвратный" ('1996 г1), являющаяся своего рода итогом почти сорокалетней работы поэта в литературе, выдвигалась на соискание Государственной премии 1997 г и была признана лучшей в номинации "Поэзия" (в тот год в этой номинации премию не присудили никому). Поэзия Виктора Дронникова давно уже нашла большое и благодарное признание на малой родине поэта - Орловщине, а "также в широких литературных кругах России, о чем свидетельствуют отзывы с высокой оценкой его творчества : В. Соколова, В. Ганичева, И. Шевелевой и др. Стихи В. Дронникова вошли в фундаментальную антологию " Русская поэзия. XX век" (М.,"ОЛМА-ПРЕСС", 1999). Его стихи переводились на ряд языков других народов республик бывшего Союза и за рубежом.

        В  культурную сокровищницу Орловщины и всей России вошли и останутся не только лучшие книги и поэтические произведения Виктора Дронникова, но и замечательные публицистические статьи, песни написанные известным орловским композитором Евгением Дербента и другими композиторами на его стихи, которые записаны на двух дисках бывшей Всесоюзной фирмы грамзаписи. Кроме того, руководя с небольшими перерывами на протяжении двух десятков лет различными литературными объединениями, Виктор Дронников заметил многие молодые литературные дарования и дал им своеобразную путевку в жизнь, терпеливо и умело направляя первые пробы пера, рекомендуя их первые публикации.

        В    2001 г. за большой вклад в развитие  русской литературы и культуры Орловщины и в связи с 60-летием со дня рождения В.П. Дронников награжден орденом " Дружбы", а также Почетными грамотами Союза писателей РФ, администрации Орловской области и областного Совета народных депутатов.

Ответственный секретарь

Орловской областной организации

Союза писателей РФ Г.А. Попов

                   ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННУЮ НАГРАДУ.

          Виктор Петрович Дронников, можно сказать, фактически вою свою трудовую деятельность связал со служением делу национальной культуре, ее одной из главных составляющих - профессиональному слову. Вся его журналистская и литературная деятельность - пример воистину бескорыстного подвижнического труда. Виктор Дронников родился в 1940 г. в д. Жилино Орловской области, в 1970 г. с отличием закончил Литературный институт им. А.М. Горького в семинаре Владимира Соколова, а в 1973 году был принят в Союз писателей (а до этого - в Союз журналистов). Еще будучи студентом, В. Дронников стал участником 5-го Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве» а затем был делегатом двух съездов писателей России и последнего съезда бывшего Союза писателеи СССР.

          Виктор Дронников является лауреатом литературной премии Союза писателей 1992 года, государственным стипендиатом 1994 года, лауреатом всероссийской -литературной премии им. А.Фета 1995 года, а также нескольких областных "литературных премий за период 1970-85 г.г. Он автор многих книг, основные из которых "Колыбель"Дула,1966г.;"Зеленый купол",Туда,1969 г.;"Земля-кормилица",Москва,"Современник",1972 г.; "Светотень "Дула, 1975 чг. "За туманом –иней " Тула, 1979 г.; "Яблоня".«Москва, "Современник",1980 г.; "Дозорный свет",Тула,1985 г1;"Осенняя" дубрава" Тула 1990 г.; "В пречистом сиянии", Орел, 1993 г, Книга Виктора Дронникова "Путь невозвратный", изданная Орловским писательским книжным издательством "Вешние воды" в 1996 г., являющаяся итогом почти сорокалетней работы поэта в литературе, выдвигалась на соискание Государственной премии 1997 г. Поэзия Виктора Дронникова давно уже нашла большое и благодарное признание на малой родине поэта - Орловщине, а также в широких литературных кругах России, о чем свидетельствуют многие отзывы с высокой оценкой его творчества, среди которых есть принадлежащие таким известным именам. На сегодня это безусловно самый яркий продолжатель глубоких классических поэтических традиций орловского края и один из "немногих тончайших лириков России", как сказал о Викторе Дронникове еще несколько лет назад его наставник по литинституту, один из самых именитых и пригнанных русских поэтов современности Владимир Соколов. В культурную сокровищницу Орловщины и, думается, России, вошли и останутся не  только лучшие книги и поэтические произведения Виктора Дронникова, но и замечательные публицистические статьи, песни, написанные известным орловским композитором Евгением Дербенко и другими композиторами: песни на стихи поэта- записаны на двух дисках бывшей всесоюзной фирмы грамзаписи. Кроме того, руководя с небольшими перерывами на протяжении двух десятков лет различными литературными, объединениями, Виктор Дронников заметил многие молодые литературные дарования и дал им своеобразную путевку в жизнь, терпеливо и умело направляя первые пробы пера, рекомендуя их первые публикации.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Литературоведческий анализ стихотворения В. П. Дронникова «Плач морей»

       Согласно полученным сведениям, мы проанализировали одно из стихотворений В.П. Дронникова.

Плач морей

Суров, тревожен красный лес,

Когда на ветры верховые

Настраиваются, как оркестр,

Его деревья вековые.

 

Когда с померкнувших небес

Ветр налетит глухой кручиной,

Весь лес представится окрест

Морскою гибельной пучиной.

 

В нем скрипы мачт и якорей,

И каждый звук оттуда грозен.

Откуда этот плач морей

В вершинах корабельных сосен?

 

Чем шире ветер, тем сильней

Стенанья хор разноголосый

Всех затонувших кораблей,

Всех не вернувшихся матросов.

         Стихотворение В. Дронникова « Плач морей» состоит из четырех катренов, объединенных общей темой - темой ветра как яркого, сильного явления природы, несущего обновление или  обладающего разрушительной силой и леса, представленного здесь морем.

        Отмечаем многократность повторений-обращений: когда (с него начинаются придаточные предложения в составе главных), обилие сложноподчиненных предложений разных видов. Двойственное впечатление от интонации: суровой и в то же время жалобной, даже надрывной, отчаянной. Какими        художественными        средствами создается образ ветра и леса? Обращаем внимание на эпитеты и метафоры в тексте:

Ветер налетит  глухой кручиной

Лес представится морской пучиной

         Все стихотворение - варьирование образа ветра. Как идет развитие образа ветра? (В первом катрене образ ветра отсутствует, но деревья настраиваются на его появление; лес полон тревожного ожидания. Почему? Ветер в литературе является символом обновления, перемен, которые, в свою очередь, не всегда проходят мирным путем. Не случайно во втором катрене лес сравнивается с «гибельной пучиной».) Эпитет «суров», «тревожен» передает состояние леса как одного из лирических героев произведения: тревогу, беспокойное ожидание перемен. Деревья сравниваются с оркестром, готовым поддержать игру ветра или погибнуть в борьбе с ним. Во втором катрене ветер выступает в образе «глухой кручины». Кручина в русском языке – горе, несчастье. И все же эти  семантически близкие слова различаются оттенками: кручина ближе к народному языку, поэтому вызывает ассоциации народного бедствия. Далее, в третьем катрене, образ ветра персонифицируется, обретает черты живого человека: «плач морей». Ветер напоминает не только «скрипы матч и якорей», но и человеческий плач.

Информация о работе Творчество В. П. Дронникова в литературно- критическом осмыслении