Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:26, дипломная работа
Выбранная тема является актуальной, т.к. в современных программах по литературе недостаточно представлены писатели конца 20 – 21в.
Одной из ярких представительниц данного периода является Людмила Стефановна Петрушевская.
Она c иронией изображает «повседневную» жизнь, обнажая темные стороны современного общества.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской …………………..
1.2.Литературные исследователи о творчестве Л.С.Петрушевской……...
1.3.Связь с литературной традицией 19 в………………………………….
Глава 2.
2.1. Анализ программ по литературе………………………………………
2.2. Система изучения творчества Л.С.Петрушевской…………………..
2.3. Описание опытно-практической работы…………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………
На первом уроке в 10 классе учащиеся познакомились с творчеством Л.С.Петрушевской и анализировали повесть «Время ночь».
Тема урока: «Что такое «Семья»
Цель: посредством медленного чтения понять основную мысль повести Л.С. Петрушевской «Время ночь».
В начале урока учащимся задается вопрос:
- Как вы думаете, на чем основывается семья?
На доске появляется запись:
Уважение
Любовь
Забота
Доброта
Благодарность
Честность по отношению друг к другу и людям
Затем учащиеся подробно разбирают повесть. Учащимся задаются вопросы:
Урок своей цели достиг. Учащиеся были активно вовлечены в работу.
На втором уроке учащиеся анализировали рассказ «Чудо».
Тема урока: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (по рассказу Л.Петрушевской «Чудо»).
Цель урока: анализ рассказа Л.С.Петрушевской «Чудо».
Для работы с рассказом учащимся предложены следующие вопросы:
На первом уроке в 11 классе учащиеся знакомятся с творчеством Л.С.Петрушевской и анализируют рассказ «Как Ангел»
Тема урока: «Все мы немножко Ангелы»
Цель урока: посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.
На первом этапе урока учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Л.С.Петрушевской, затем идет комментированное чтение рассказа. После каждого фрагмента идёт обсуждение и заполнение таблицы.
Фрагмент 1. Первый абзац.
Фрагмент 2. Последующие 17 абзацев со слов “Чуть праздник — а при двадцати с лишним...” до слов “...похожая на свою дочь, т.е. тоже без зубов, почти без волос, но закалённая, как в огненной печи”.
Фрагмент 3. Два абзаца со слов “Всё у них было подчинено этой вечной гонке...” до слов “...она тоже творение Божье и имеет все права на место на земле”.
Фрагмент 4. Четыре абзаца со слов “Но Ангелина упорно тащит мать...” до слов “...она, видимо, рвалась на улицу, как в театр, где от души исполняла роль городского пугала”.
Фрагмент 5. Со слов “Она идёт против всего человечества...” до конца.
После работы с рассказом учащимся предлагается написать синквейн.
Алгоритм написания синквейна
1-я строка. |
Кто? Что? |
1 существительное. |
2-я строка. |
Какой? |
2 прилагательных. |
3-я строка. |
Что делает? |
3 глагола, причастия |
4-я строка. |
Что автор думает о теме? |
Фраза из 4 слов. |
5-я строка. |
Кто? Что? (Новое звучание темы) |
1 существительное. |
Ответы учащихся:
1.Ангелина,
Непонятая и чистая,
Отталкивающая и пугающая.
Лёгкий пух, подхваченный ветром.
Злодейка-судьба.
2. Крылатый Бог,
Спокойный, безмятежный.
Страдает, любит и хранит.
Грешная земля не для них.
Свет.
На втором уроке в 11 классе для анализа мы предложили учащимся рассказ Л.С.Петрушевской «Свой круг».
Тема урока: «Образ женщины в литературе» (по рассказу Л.Петрушевской «Свой круг»)
Цель: анализ рассказа Л.С.Петрушевской «Свой круг»
Для работы с рассказом учащимся были предложены следующие вопросы:
1.Расскажите первую часть. Что вас удивило в рассказе?
2. Каковы ценности этого круга?
3. Расскажите вторую часть рассказа. Что происходит с главной героиней?
4. Какая сцена является основной в рассказе?
5. Как автор выражает свое отношение к происходящему?
6. Расскажите о главной героине рассказа.
Кроме того на уроке учащимся было предложено творческое задание:
Пересказать рассказ от третьего лица.
На втором этапе опытно-практической работы мы предложили учащимся ответить на вопросы, связанные с усвоением предложенного им материала по творчеству Л.С.Петрушевской.
Целью данного этапа является систематизация и обобщение знаний учащихся о творчестве Л.С.Петрушевской.
Вопросы для учащихся:
1.В каком году было написано первое произведение?
2. Какие события произошли в жизни и творчестве Л.С.Петрушевской в 90-х г.?
3.К
какому литературному
4. В
чем особенность
5. С
какими произведениями
6.Какое произведение понравилось больше всего? Почему?
По результатам проведенного опроса получились, что учащиеся усвоили материал, но затруднение вызвал вопрос №3.
Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют о том,что у учащися возник интерес к творчеству Л.С.Петуршевской.
Заключение
Исследовав тему: «Творчество Л.С.Петрушевской в школьном литературном образовании» мы пришли к следующим выводам.
Творчество Л. С. Петрушевской - особый, во многом уникальный художественный мир. Жанровое разнообразие ее произведений достаточно велико.
Петрушевская поворачивает читателя к реальному, а не мнимому смыслу бытия. Ее проза принципиально антиидеологична. Писательница, отвергая стереотипы и мифологемы литературы социалистического реализма, погружает своих героев в сферу быта, со всеми его подробностями и проблемами. Однако лаконичный сюжетный объем, узнаваемость житейских ситуаций и героев совершенно неожиданно, благодаря едва заметным акцентам, точной реплике или почти ненавязчивым речевым и синтаксическим повторам, рождают подтекст, совсем не бытовой, а бытийный.
Мы понимаем, что в мелочах жизни, в невзгодах и вечных проблемах также заключены основные вопросы человеческого существования. Несмотря на беспристрастность авторской позиции, голос героя, его живая интонация вызывают в читателе сопереживание и отклик.
Изучению творчества Л. Петрушевской посвящено много исследований, например, работы Н. Ефимовой (1998 г.), Н.В. Каблуковой (2003 г.), И.М. Колтуховой (2006 г.), С.И. Пахомовой (2006 г.), Т.Г. Прохоровой (2008 г.). Объектом исследования в работах указанных авторов становятся мотив игры в произведениях Л. Петрушевской, поэтика ее драматургии, сказочные мотивы прозы писательницы и др.
Кроме того она продолжает традиции 19 в., а именно М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П.Чехова.
Исходя из всего выше сказанного, мы пришли к выводу, что творчество Л.С.Петрушевской необходимо изучать в школе. Для этого мы разработали систему уроков по изучению ее творчества.
Список литературы
Информация о работе Творчество Л.С.Петрушевской в системе школьного литературного образования