Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:26, дипломная работа
Выбранная тема является актуальной, т.к. в современных программах по литературе недостаточно представлены писатели конца 20 – 21в.
Одной из ярких представительниц данного периода является Людмила Стефановна Петрушевская.
Она c иронией изображает «повседневную» жизнь, обнажая темные стороны современного общества.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской …………………..
1.2.Литературные исследователи о творчестве Л.С.Петрушевской……...
1.3.Связь с литературной традицией 19 в………………………………….
Глава 2.
2.1. Анализ программ по литературе………………………………………
2.2. Система изучения творчества Л.С.Петрушевской…………………..
2.3. Описание опытно-практической работы…………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………
Таким образом, творчество Л.С.Петрушевской разнообразно, поэтому трактуется с разных точек зрения.
1.3. Связь с литературной традицией 19в.
1.3.1«Чеховское» в художественной интерпретации Л.С. Петрушевской.
Художественные произведения Л. Петрушевской на протяжении последних десятилетий вызывают устойчивый интерес читателей, зрителей, исследователей. Предметом изучения становились тип героя (Л. Костюков, Т. Морозова, М. Ремизова, А. Зорин), характерология (Р. Доктор, А. Плавинский), речь персонажей (Я. Явчуновский, Р. Тименчик), сюжетостроение (М. Строева, Н. Лейдерман, Е. Петухова, Н. Каблукова), жанровое и стилевое своеобразие (В. Максимова, Н. Иванова, А. Смелянский, М. Громова, Н. Лейдерман, М. Липовецкий, Е. Меркотун).
По отношению к литературной традиции, её творчество определяют как «натуралистическое», «абсурдистское», «поствампиловское», «постреалистическое», «постмодернистское». Отмечая переполненность пьес Петрушевской бытовым, исследователи в качестве её предшественников называют Островского, определяя тональность комизма, отмечают сплав трагического, комического, гротескного – гоголевского. Но и чеховский «след» обращает на себя внимание исследователей.
В целом А. Чехов и Л. Петрушевская придерживаются близких эстетических взглядов; проявляют интерес к художественному изображению обычного человека, обыденного сознания, в их произведениях возникают похожие сюжетные ситуации. Писатели оказываются близки по типу художественного мышления: работают одновременно над созданием драматического и прозаического текста, очевиден интерес обоих художников к малой драматической форме.
Мотив неудавшейся жизни, неустроенности, неудовлетворенности своим настоящим – один из основных в творчестве Чехова («Скучная история», «Три года», «Моя жизнь»; «О вреде табака», «Чайка», «Дядя Ваня» и др.). Ощущение усталости от жизни испытывает большинство персонажей рассказов Петрушевской, иногда они прямо об этом говорят, рассказывая свои «скучные истории» («Такая девочка», «Совесть мира», «История Клариссы», «Цикл», «Козел Ваня»).
Оба писателя выбирают в качестве действующих лиц – «средних», «обычных людей». Чеховский «средний человек» - это инженер, врач, учитель, адвокат, студент, офицер, статистик, земец, помещик, крестьянин, чиновник, священник, и его отличительной чертой становится обыкновенность, распространенность, но главным для писателя является «стремление рассмотреть людей разных сословий и состояний под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания «среднего человека». Символом среднего человека у Петрушевской стал «инженер», библиотекарь, младший научный сотрудник, т.е. человек интеллигентный или, как ранняя критика с возмущением писала «люмпен-интеллигенция». Персонажи обоих писателей одинаково страдают, испытывают раздражение от бытовых неурядиц. Но если чеховские Никитин («Учитель словесности»), Гуров («Дама с собачкой»), Надя («Невеста») «прозревают», пытаются что-то изменить в своей жизни, то персонажи Петрушевской, как правило, существуют в рамках второго чеховского архисюжета – они уходят в «футляр». Так, Пульхерия («По дороге бога Эроса»), «маленькая пухлая немолодая женщина, обремененная заботами, ушедшая в свое тело как в раковину. Именно ушедшая решительно и самостоятельно и очень рано, как только её дочери начали выходить замуж…». Жизненное пространство «футляра», как правило, ограничено плохо оплачиваемой работой, коммунальной или очень тесной квартирой, где не уживаются родственники: дети, родители, родители родителей («Мистика», «По дороге бога Эроса», «Свой круг», «Квартира Коломбины», «Любовь»).
Инвариантный чеховский мотив взаимонепонимания людей, разобщенности («Жена», «Огни», «Дуэль», «Дядя Ваня», «Чайка») приобретает у Петрушевской значение полного отчуждения и некоммуникабельности. Более того, она иронизирует по поводу возможности в современном мире иного типа коммуникации. Показателен рассказ с паратекстуальным названием «Дама с собаками», в котором представлено пародийное осмысление чеховского архисюжета прозрения: «Она уже умерла, и он уже умер, кончился их безобразный роман, и, что интересно, он кончился задолго до их смерти». Петрушевская пишет как бы продолжение того «самого сложного и трудного», которое предстояло пережить Гурову и Анне Сергеевне, но действие переносит в наши дни. Финал истории «безобразен»: героиня никого не любила, кроме пуделя и бездомных собак, прожила, никчемную жизнь, о её смерти не пожалела ни одна «собака». Если для Чехова сюжетная ситуация «пошлого»/курортного романа является исходной, то в художественном мире Петрушевской подобный ход развития отношений является наиболее вероятным.
Еще одна точка пересечения творчества писателей XIX и XX веков – изображение жестокого, страшного как обыденного; чеховским открытием считается изображение «ненормальности нормального». Но данная линия не стала основной в творчестве писателя («Спать хочется», «Палата №6», «В овраге», «Мужики»). Это, по Чехову, ещё не вся правда о мире, о жизни, в ней есть и другое. Изображая «жизнь как она» есть, Петрушевская насыщает повествование натуралистическими, фантастическими, иррационалистическими подробностями, «страшилками» (циклы «Реквиемы», «Песни восточных славян»). И это обусловлено мировосприятием Петрушевской как человека и писателя конца ХХ - начала XXI вв., «её проза убеждает, что жизнь этически безразлична, если не бессмысленна, её проза создается, скорее в координатах мифологического сознания», «человек не противостоит злу, а принимает все как данность, потому что не в силах противостоять своей человеческой природе. Мир плохо устроен, но и человек устроен не лучшим образом – в этом «другая проза» спорит с чеховской».
Одним из самых «чеховских» произведений Петрушевской считается пьеса «Три девушки в голубом». Название пьесы, неразрешимость конфликта, одиночество персонажей, их погруженность в себя, в свои бытовые проблемы, построение диалога (герои ведут разговор как бы не слыша друг друга, но нет чеховского «сверхпонимания», понимания без слов), многофункциональность ремарок – все это доказывает, что предметом художественного осмысления Петрушевской является поэтика чеховского театра.
Интерес у писателей вызывала малая драматическая форма. Художественное своеобразие миниатюр «Медведь», «Предложение» А. Чехова и «Лестничная клетка», «Любовь» Л. Петрушевской обусловлено комическим осмыслением традиций водевильного жанра. Если женитьба как смена социального статуса для героя водевиля имела позитивное значение, то в чеховской транскрипции, скорее, наоборот: герой мельчает, демонстрирует свою слабость; женское же начало воплощается в традиционном варианте отрицательной активности: женские персонажи подчеркнуто строптивы. Художественное воплощение мотива сватовства в пьесе «Лестничная клетка» носит «перевернутый» игровой характер: драматург апеллирует к читателю, искушенному не только водевильными и чеховскими текстами, но и современной любовно-мелодраматической массовой литературой, доказывая абсурдность, невозможность благополучия в современном мире. В миниатюре «Любовь»
Петрушевская заимствует чеховский приём создания подтекста, сохраняя при этом структурный и отчасти семантический план ремарки-цитаты: «Фраза производит какое-то действие, которое вполне можно назвать как бы звуком лопнувшей струны». Показателем дистанцированности от чеховского текста является союз «как бы», семантика которого содержит указание-сокрытие эволюционного отношения к предшественнику-классику. Мотивация действий персонажей осуществляется с помощью лейтмотивного «недоверия» друг к другу, подчеркнутое введение чеховских ремарок «сигнализирует» о влиянии объективных сил, неподвластных человеку, поэтому конфликт обусловлен не только эмоциональным состоянием персонажей, он отражает несовершенство жизни, извечные единство и противостояние мужского и женского начал.
Чеховский «след» в произведениях Л.С. Петрушевской обнаруживается как в виде цитат, аллюзий, параллелей, так и в виде структурных сходств-совпадений. Писателей объединяет стремление дистанцироваться или нарушить жанровые стереотипы, что, вероятно, обусловлено недоверием к жанровым концепциям. «Цитирование» мотивов, ситуаций, приёмов писателя-классика имеет полемический характер («Дама с собаками», «Три девушки в голубом», «Любовь», «Стакан воды»). Но в целом, творчество Чехова воспринимается Л. Петрушевской как метатекст, обогатившего поэтику «психологического» комизма, отразившего восприятие мира и человека, созвучное ХХ веку, через синтез лирического, драматического, трагического.
Таким образом, драматургия Л.С.Петрушевской во многом соотносится с А.П.Чеховым, а именно: стилем, языком, образами героев.
Глава 2.Опытно-практическая
Современная литература к. 20 – 21в. отражена в программах по литературе для старших классов. Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов.
Современная старшая школа
имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные),
углубленного изучения предмета (гуманитарные
и филологические). Очевидно, что механическое
сокращение учебного материала программы
для углубленного изучения не позволяет
учителю на практике продуктивно заниматься
литературным образованием учащихся профильных
негуманитарных и общеобразовательных
классов.
Для анализа литературных
программ мы выбрали профильный уровень.
Программа |
Класс |
Тема урока |
Программа 2100 |
11 |
Чуткая совесть писателей и «тихое безумие реальности» в жизни и современной литературе.
Писатели конца XX века и русская классика (Петрушевская рассказы)
Писатели последнего десятилетия XX века (Ю. Поляков, Л. Петрушевская, В. Токарева, В. Пелевин и др.) |
Программа под ред. Курдюмовой |
11 |
Литература на современном этапе (Новейшая русская поэзия) |
Программа под ред. Коровиной |
- |
- |
Программа под ред. Кутузова |
- |
- |
Программа под ред. Меркина |
9 |
Драматургия на современном этапе (Л.С.Петрушевская) |
Таким образом, творчество Л.С.Петрушевской мало представлено в программах по литературе для старших классов.
2.2.Система изучения творчества Л.С.Петрушевской
Для изучения творчества Л.С.Петрушевской в старших классах, мы предлагаем систему уроков.
В основу отбора произведений положены следующие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим
стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся,
на достижения предыдущего этапа литературного
развития;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Класс |
Раздел литературы |
Цель и связь |
Произведение |
Концепция |
10 |
Литература 19в. |
После изучения Ф.Достоевского «Преступление и наказание», т.к. в данном рассказе Петрушевская поднимает проблему веры (в Бога, в себя), и каждый человек может совершить «чудо».
После изучения М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», т.к. Петрушевская показывает распад семейных отношений. |
«Чудо»
«Время ночь» |
показать, что особую роль в жизни человека играет чудо, которое совершают люди, помогая друг другу в сложных ситуациях.
показать, что основа жизни человека – семья, где царит любовь, взаимопонимание и забота.
|
11 |
Литература 20 в. |
После изучения творчества А.А.Ахматовой |
« Как ангел»
«Свой круг» |
показать, что человек должен жить ради любви, нежности, заботы и взаимопонимания к ближнему («Человек светит только одному человеку только один раз, и это все»). показать, что особую роль в жизни человека и даже общества, прежде всего играет теплота, взаимопонимание, любовь и забота, поэтому Л.С.Петрушевская в рассказе «Свой круг» поставила «диагноз болезни общества», исход может быть летальным, если пропасть между людьми будет увеличиваться. |
2.3.Описание опытно-практической работы
Базой опытно-практической работы являлась МОУ СОШ №9 г.В.-Устюга. Для реализации практической работы был выбран 10и 11 класс. Работа проводилась в два этапа.
На первом этапе была разработана и проведена система уроков по изучению творчества Л.С.Петрушевской;
Целью данного этапа является знакомство учащихся с творчеством и произведениями Л.С.Петрушевской. Уроки были проведены в 10 и 11 классе.
Далее мы приводим фрагменты из конспектов уроков, в которых предоставлены разнообразные формы и методы.
Информация о работе Творчество Л.С.Петрушевской в системе школьного литературного образования