Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение комедии Ж. Б. Мольера "Мещанин во дворянстве", восприятие её проблематики, усвоение особенностей комедийного жанра, приёмов сатирического изображения пороков личности и общества, мастерства комедийной интриги.
Задачи курсовой работы: систематизация, накопление и закрепление знаний о смысле сатирического изображения героев комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
Введение
1. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».
2. Творческая индивидуальность комедии.
3. Заключение.
Список использованных источников.
Курсовая работа «Творческая индивидуальность в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
Содержание:
Введение
1. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».
2. Творческая индивидуальность комедии.
3. Заключение.
Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Выдающийся комедиограф, режиссер и актер Жан Батист Поклен — Мольер вошел в историю мировой литературы как драматург-новатор, беспощадный критик социального зла, замечательный мастер сценического изображения современной действительности.
Значение Жана-Батиста Мольера в мировой литературе преувеличить очень трудно. Он объединил в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра и передовые идеи гуманизма и создал новый вид драмы - высокую комедию, тем самым открыв новую страницу в истории мирового театра. Мольер обозначил пути для всего последующего развития драматургии. Его творчество послужило своеобразным мостом между двумя великими культурными эпохами - Возрождением и Просвещением. [2, с. 312]
Мольер выдвигает на первый план не развлекательные, а воспитательные и сатирические задачи. Его комедиям присущи острая, бичующая сатира, непримиримость с социальным злом и, вместе с тем, искрометный здоровый юмор и жизнерадостность.
Провинциальный артист и режиссер бродячей труппы, автор фарсов и веселых, брызжущих юмором пьес развлекательного содержания, скромный интерпретатор трагедии классицизма становится, приобщившись к стихии и духу народного творчества, овладев лучшими традициями ренессансной комедии и достижениями вершин драматургической практики классицизма, создателем высокой комедии, сложного жанра, составившего во многих отношениях фундамент эстетики реалистической драматургии всей последующей эпохи.
Мольер уравнял в правах высокую комедию с трагедией, слывшей до него привилегированным жанром в рамках литературы классицизма.
Высокая комедия Мольера характеризуется прежде всего огромной насыщенностью социального содержания, реалистическим в основе своей изображением событий и характеров, необычайной доступностью восприятия, немедленным общественным резонансом. [7, с. 190]
Шуточные, комедийные ситуации и «пасторальные» чувства в комедиях Мольера сменил мир истинных современных отношений и обличение, осмеяние социального зла. Именно прогрессивность мировоззрения, народность, оптимизм стали решающими признаками высокой комедии Мольера.
Одно из основных направлений в комедии Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии.
Мольер преследует цель – быть полезным обществу, исправлять дурные нравы. «…По роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного, чем бичевать пороки моего века, выставляя их в смешном виде». Главное оружие Мольера – создателя высокой комедии – смех. « Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар, – писал он. Легко стерпеть порицание, но насмешка нестерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным».[3, с. 258]
Цель курсовой работы: изучение комедии Ж. Б. Мольера "Мещанин во дворянстве", восприятие её проблематики, усвоение особенностей комедийного жанра, приёмов сатирического изображения пороков личности и общества, мастерства комедийной интриги.
Задачи курсовой работы: систематизация, накопление и закрепление знаний о смысле сатирического изображения героев комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
Поводом для написания пьесы «Мещанин во дворянстве» послужило прямое указание Людовика XIV высмеять в комедии турецкие церемонии. Небольшая престижная размолвка между королем и турецким послом, осмелившимся дерзко сравнить количество драгоценностей на короле Франции с убранством лошади его повелителя, обернулась для мусульманского вельможи домашним арестом и высылкой из страны, а затем и публичной местью короля, облеченной уже в сценическую форму сатирической комедии.
Мольер далеко вышел за рамки королевского заказа и создал превосходную вещь, обращенную острием своим против социальных болезней современной Франции. Создать пьесу о буржуа, спешащем одворяниться, лезущем не в свои, да к тому же еще преизрядно подпорченные временем сани, не было к тому времени новым делом для Мольера. И «Смешные жеманницы», и особенно «Жорж Данден» повествовали о нелепой и незавидной судьбе мещанина, пытающегося приобщиться к дворянскому образу жизни, аристократической «культуре».
В эпоху абсолютизма общество было разделено на «двор» и «город». На протяжении всего XVII в. мы наблюдаем в «городе» постоянное тяготение ко «двору»: покупая должности, земельные владения (что поощрялось королем, так как пополняло вечно пустующую казну), заискивая, усваивая дворянские манеры, язык и нравы, буржуа старались приблизиться к тем, от кого их отделяло мещанское происхождение. Дворянство, переживавшее экономический и моральный упадок, сохраняло, однако, свое привилегированное положение. Его авторитет, сложившийся на протяжении веков, спесивость и пусть часто внешняя культура подчиняли себе буржуазию, которая во Франции еще не достигла зрелости и не выработала классового самосознания. Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти, отрезвить их.
Интересы дворянской верхушки на протяжении второй половины XVII—XVIII в. все больше и больше противоречили национальным устремлениям. Привилегированная часть буржуазии отошла от основной массы третьего сословия, в противовес союзу старого родового дворянства и одворянивавшейся части буржуазии постепенно складывался и оформлялся союз демократических сил. У самого истока этого важнейшего социального процесса и стоял Мольер, чьи комедии умели уловить общественное выражение назревавшего катаклизма.
Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику. К числу этих последних относится и главный герой «Мещанина во дворянстве» господин Журден.[5, с. 283]
Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни.
На его примере автор хотел предостеречь многих своих современников: за деньги ум не купишь, а утратишь последний, не внешность украшает человека, а его внутренний богатый мир.
2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КОМЕДИИ
Гуманистическое начало пьесы, связь ее с традиционно-народными способами изображения характеров, оптимизм, яркая сценичность, социальная острота типичны для всего зрелого творчества драматурга.
«Мещанин во дворянстве» - это уникальное произведение, которое весьма справедливо высмеивает людей, претендующих на то, чего у них нет - на титул, образованность, хороший вкус, благородство, знатное происхождение. В большей степени это касается тех, о ком говорят: «из грязи в князи».
Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу».
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении
Главный герой комедии - господин Журден, который получил в наследство от своего отца достаточное количество денег, но единственное, чего ему не доставало в жизни - это титула дворянина. Журдену очень хочется причислить себя к аристократам, поэтому ему приходится идти на немалые жертвы ради этого: носить туфли, в которых нога чуть ли не складывается вдвое, натягивать на себя непривычные шелковые чулочки, одеваться смешно и безвкусно. [5, с. 113]
Богатый мещанин предался мечте о своем социальном преображении, но Мольер показывает человека, который не ограничивает себя желанием просто приобрести титул и тем самым стать вровень со знатью: Журден хочет и внутренне переродиться, обзавестись всеми качествами и признаками аристократа.
Это человек, целиком захваченный одной мечтой — стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям — счастье для него, все его честолюбие — в достижении сходства с ними, вся его жизнь — это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, в этом своем умственном ослеплении он теряет всякое правильное представление о мире. Он действует не рассуждая, во вред себе. Он доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей.
Готовым многим, если не всем, пожертвовать, чтобы стать своим человеком в аристократических кругах господин Журден, имя которого в еще большей степени сделалось нарицательным.[7, с. 273]
«Мещанин во дворянстве» - яркий образец «высокой комедии». За смешными событиями комедии скрыты серьезные идеи, а комические образы становятся сатирическими.
Комизм - в несоответствии реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую обстановку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры. Талант Мольера заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, приближает к моральным ценностям.
Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре.
Мольер весьма остроумно высмеивает те фразы, которые с необычайной гордостью произносил Журден. Например, рассказ главного персонажа о том, что он купил шелковые чулочки, чтобы походить на знатных персон. Смешны наполненные глупым и забавным высокомерием реплики в отношении слуг: «Лакей! О, нет! Другой лакей!»
Людей, подобных господину Журдену, обычно величают денежными мешками. Главное - убедить такого человека в том, что он походит на дворянина, а уж потом и вытряхивать из него деньги. Так, Журден чуть не отдал все свои деньги подмастерью портного только потому, что тот назвал его «Ваша светлость», «Ваша милость» и «Ваше сиятельство». Позже Журден даже сказал: «Ох,- слава Богу, что он ушел! А то если бы он дошел до Вашего высочества, я бы обанкротился». Такие люди, как Журден, - просто находка для ловких и сметливых мошенников.
Господин Журден готов многое отдать льстецам, намекающим на его причастность к дворянству. [4, с. 292]
Стремление главного героя получить титул заслоняет для него весь мир. Поняв, что все дворяне - люди ученые, господин Журден также решил заняться самообразованием, наняв для этих целей учителей танцев, музыки, фехтования и философа.
И нелепость его стремлений, и невыполнимость их предопределены воспитанием и жизненным путем героя: по собственному признанию Журдена, зачатки его познаний состоят в умении читать и писать.
Масштабы своих интеллектуальных возможностей Журден сознает достаточно хорошо. Так, он отвергает предложение заняться изучением логики, этики, физики из-за их «заковыристости, закрученности» и практической для него бесполезности, предпочитая правописание, от которого — уж точно — какой-нибудь толк будет.
У Журдена превосходная память, и то немногое, что он успевает узнать от своих учителей, становится прочным достоянием героя. Он не стыдится «на старости лет» учиться и с полной искренностью реагирует на ироническое предложение жены поступить в школу: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!»
Кроме того, по-своему Журден понимает, что прелесть образования не только и даже не столько в его прикладной, практической полезности, сколько в открывающихся возможностях общения: «Хочу понабраться ума-разума, чтоб мог я о чем угодно беседовать с порядочными людьми». Беда в том, что порядочность, образованность, тонкость обращения присущи, представляется Журдену, только дворянству. И, конечно же, острие сатиры Мольера разит не жажду Журдена просветиться, пусть и довольно поздно, но сам характер дворянской «науки» и те тщеславные надежды, что связаны у Журдена с возможностью стать своим человеком в высших кругах общества.
Простодушная, ребяческая радость, восхищение перед чужими знаниями, благоговение на свой лад перед наукой, искренняя сокрушенность своей необразованностью — все это вызывает к нему снисходительную симпатию, снисходительную, потому что отношение к науке Журдена не только по-обывательски несерьезно, но и носит откровенно потребительский характер — жажды внешнего лоска, права слыть образованным человеком.
Чтобы оценить степень учености Журдена, достаточно одной его реплики, адресованной служанке: «Николь, да ты даже не знаешь, как нужно произносить букву у. Ох, несчастье иметь дело с дурами! Понимаешь, ты вытягиваешь губы вперед и приближаешь верхнюю челюсть к нижней».[4, с. 391]
Не менее «просвещенным» Журден был и в области философии, танцах, музыке и фехтовании.
Учитель музыки говорит учителю танцев: «Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении — это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего».
Учитель танцев все же сожалеет, что господин Журден так плохо разбирается в тех вещах, которым его обучают. Учитель музыки цинично возражает: «Разбирается-то он в них плохо, да зато хорошо платит...»
Информация о работе Творческая индивидуальность в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»