Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:23, научная работа
...Цель работы: исследование трагической судьбы личности в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина.
Задачи:
• Проанализировать «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина;
• Выявить истоки трагизма пушкинских персонажей, захваченных низменными страстями (зависть, скупость, жажда самоутверждения);
1. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина – произведения, в которых обнажаются предельные грани человеческого духа
2. «Гений и злодейство» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» 4
3. «Ужасный век, ужасные сердца!» по пьесе А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» 8
4. Внутренний конфликт личности Дон Гуана в трагедии «Каменный гость» 11
5. «Оргия отчаяния» в трагедии А.С.Пушкина «Пир во время чумы» 15
6. Заключение 20
7. Литература 21
…поздно,— слышу голос твой,
Меня зовущий,— признаю усилья
Меня спасти... старик! иди же с миром;
Признавал ли он тем самым, что глубоко подпал под власть греха и нет ему дороги назад? Мы могли бы так думать и сожалеть о слабости человека, не устоявшего на путях праведных под бременем несчастий, могли – до последней фразы, подобной удару хлыста:
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!
Не только он «не может,
не должен» пойти за Священником,
но и ни один из пирующих.
Но Священник продолжает
пробиваться к его душе, но уже не со стороны
греха и спасения:
Матильды чистый дух тебя зовет!
На сей
раз священник достиг цели. В сильнейшем
волнении Вальсингам встает и произносит
несколько фраз, которые производят впечатление
отказа от всего, что утверждалось перед
тем в Гимне и после него. Уверенный в
своей правоте предводитель «бесов» вдруг
превращается в кающегося грешника. Оказывается,
он на самом деле тоже (как и Священник)
считает развратом и пир, демонстративно,
под одобрительные крики молодых людей,
им защищаемых ранее, и все, чем «здесь
удержан». Сейчас он страстно желал бы
«скрыть это зрелище». Он не тронулся с
места при напоминании о матери, взирающей
с небес на погрязшего в пиру разврата
сына; не тронулся с места при словах об
ушедших из жизни «возлюбленных душах»,
среди которых и его жена, но обращение
в «чистому духу Матильды» буквально «вышибает
его из седла».
Для Священника
не может быть двух правд. Уйти с пира с
теми словами, что были произнесены, он
мог лишь в том случае, если поверил, что
и для Вальсингама есть одна правда. Только
тогда он мог «оставить» Вальсингама,
уравняться (а не примириться) с ним перед
единым Отцом. Священник уходит. Пир продолжается,
собственно, он и не прекращался, ибо «пир»
есть жизнь. Вальсингам покинет его, когда
придет время «сойти в землю», в ту «общую
яму», у которой молится Священник. Но
оставшись на «пиру», Вальсингам не придается
веселью, а пребывает в глубокой задумчивости.
Ночные размышления
привели его к «оправданию мира», радости
жизни (в том числе и плотской любви) в
этом мире. Эта мысль им в Гимне, в ответах
Священнику, заявлена с вызовом аскетическому
«презрению мира». Пока Священник говорил
общими местами, приравнивая «радость»
«разврату», у вызова был смысл, была отвага
борьбы с устаревшим мироотношением, не
считающимся с ходом времени, ростом знания
и самосознание личности. Но когда Священник
простился с ним без осуждения, признав
возможность его правоты, основание для
вызова исчезло. Если Вальсингам прав,
и любовь, радость в этой жизни не противоречит
воле Отца, чьим даром и является жизнь
человека, то для этой «бренной» жизни
должен существовать идеал, освещающий
и любовь, и радость, и деятельность, движимую
страстями.
Священник увидел правду в «беззаконии» Вальсингама, но не благословил , не мог благословить его, не снял противоречия в душе сына, который, выстрадав свое мудрование, все же не может не чувствовать себя грешником пред «чадом света». С ним нет благодати, освещающей, освобождающей волю к действию. Если душу в этом тяжелейшем решении представляют ей самой, остается вечная неразрешенность.
6. Заключение.
«Маленькие трагедии»
посвящены изображению человеческой души,
захваченной всепоглощающей и разрушительной
страстью скупости («Скупой рыцарь»), зависти
(«Моцарт и Сальери»), чувственности («Каменный
гость»). Герои Пушкина – Барон, Сальери,
Дон Жуан – незаурядные, мыслящие, сильные
натуры. Именно потому внутренний конфликт
каждого из них окрашен подлинным трагизмом.
Проблемы морали,
поставленные Пушкиным, не случайны. В
любой век, в любое время перед человеком
всегда вставала проблема выбора смысла
жизни. Как жить? По законам добра или зла?
Копить, ущемлять себя во всем или радоваться
жизни и жить полно, ярко? Как быть, если
ты не гений? Как смириться с тем, что есть
люди талантливее тебя? Именно на все эти
вопросы и отвечает А.С. Пушкин в «Маленьких
трагедиях». Пушкин дает нам урок благородства,
гуманности. А это актуально во все времена,
особенно в период отрочества, взросления,
когда человек пытается найти в мире верные
нравственные ориентиры. Поэтому А.С.Пушкин
не устаревает.
«Маленькие трагедии»
А.С.Пушкина каждого из нас заставляют
задуматься над собственными ошибками,
и заблуждениями, чтобы избежать трагедий,
подобных тем, что разыгрались перед ними
на страницах этих произведений.
Литература.
Информация о работе Трагическая судьба личности в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина