Трагическая судьба личности в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:23, научная работа

Краткое описание

...Цель работы: исследование трагической судьбы личности в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина.
Задачи:
• Проанализировать «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина;
• Выявить истоки трагизма пушкинских персонажей, захваченных низменными страстями (зависть, скупость, жажда самоутверждения);

Оглавление

1. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина – произведения, в которых обнажаются предельные грани человеческого духа
2. «Гений и злодейство» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» 4
3. «Ужасный век, ужасные сердца!» по пьесе А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» 8
4. Внутренний конфликт личности Дон Гуана в трагедии «Каменный гость» 11
5. «Оргия отчаяния» в трагедии А.С.Пушкина «Пир во время чумы» 15
6. Заключение 20
7. Литература 21

Файлы: 1 файл

Маленькие трагедии.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

…поздно,— слышу голос твой,

Меня зовущий,— признаю усилья

Меня спасти... старик! иди же с миром;

Признавал ли он тем самым, что глубоко подпал под власть греха и нет ему дороги назад? Мы могли бы так думать и сожалеть о слабости человека, не устоявшего на путях праведных под бременем несчастий, могли – до последней фразы, подобной удару хлыста:

Но проклят будь, кто за тобой пойдет!

Не только он «не может, не должен» пойти за Священником, но и ни один из пирующих. 
        Но Священник продолжает пробиваться к его душе, но уже не со стороны греха и спасения:

Матильды чистый дух тебя зовет!

       На сей  раз священник достиг цели. В сильнейшем волнении Вальсингам встает и произносит несколько фраз, которые производят впечатление отказа от всего, что утверждалось перед тем в Гимне и после него. Уверенный в своей правоте предводитель «бесов» вдруг превращается в кающегося грешника. Оказывается, он на самом деле тоже (как и Священник) считает развратом и пир, демонстративно, под одобрительные крики молодых людей, им защищаемых ранее, и все, чем «здесь удержан». Сейчас он страстно желал бы «скрыть это зрелище». Он не тронулся с места при напоминании о матери, взирающей с небес на погрязшего в пиру разврата сына; не тронулся с места при словах об ушедших из жизни «возлюбленных душах», среди которых и его жена, но обращение в «чистому духу Матильды» буквально «вышибает его из седла». 
         Для Священника не может быть двух правд. Уйти с пира с теми словами, что были произнесены, он мог лишь в том случае, если поверил, что и для Вальсингама есть одна правда. Только тогда он мог «оставить» Вальсингама, уравняться (а не примириться) с ним перед единым Отцом. Священник уходит. Пир продолжается, собственно, он и не прекращался, ибо «пир» есть жизнь. Вальсингам покинет его, когда придет время «сойти в землю», в ту «общую яму», у которой молится Священник. Но оставшись на «пиру», Вальсингам не придается веселью, а пребывает в глубокой задумчивости. 
        Ночные размышления привели его к «оправданию мира», радости жизни (в том числе и плотской любви) в этом мире. Эта мысль им в Гимне, в ответах Священнику, заявлена с вызовом аскетическому «презрению мира». Пока Священник говорил общими местами, приравнивая «радость» «разврату», у вызова был смысл, была отвага борьбы с устаревшим мироотношением, не считающимся с ходом времени, ростом знания и самосознание личности. Но когда Священник простился с ним без осуждения, признав возможность его правоты, основание для вызова исчезло. Если Вальсингам прав, и любовь, радость в этой жизни не противоречит воле Отца, чьим даром и является жизнь человека, то для этой «бренной» жизни должен существовать идеал, освещающий и любовь, и радость, и деятельность, движимую страстями.

         Священник увидел правду в  «беззаконии» Вальсингама, но  не благословил , не мог благословить его, не снял противоречия в душе сына, который, выстрадав свое мудрование, все же не может не чувствовать себя грешником пред «чадом света». С ним нет благодати, освещающей, освобождающей волю к действию. Если душу в этом тяжелейшем решении представляют ей самой, остается вечная неразрешенность.

 

       6. Заключение. 
        «Маленькие трагедии» посвящены изображению человеческой души, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупости («Скупой рыцарь»), зависти («Моцарт и Сальери»), чувственности («Каменный гость»). Герои Пушкина – Барон, Сальери, Дон Жуан – незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен подлинным трагизмом.  
         Проблемы морали, поставленные Пушкиным, не случайны. В любой век, в любое время перед человеком всегда вставала проблема выбора смысла жизни. Как жить? По законам добра или зла? Копить, ущемлять себя во всем или радоваться жизни и жить полно, ярко? Как быть, если ты не гений? Как смириться с тем, что есть люди талантливее тебя? Именно на все эти вопросы и отвечает А.С. Пушкин в «Маленьких трагедиях». Пушкин дает нам урок благородства, гуманности. А это актуально во все времена, особенно в период отрочества, взросления, когда человек пытается найти в мире верные нравственные ориентиры. Поэтому А.С.Пушкин не устаревает. 
        «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина каждого из нас заставляют задуматься над собственными ошибками, и заблуждениями, чтобы избежать трагедий, подобных тем, что разыгрались перед ними на страницах этих произведений.

 

Литература.

  1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах, под общей редакцией Головенченко Ф.М., ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948, Том III. Статьи и рецензии 1843 – 1848
  2. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории (судьба личности – судьба культуры). Пушкин. Исследования и материалы. Л. 1991. Т. XIV. С.94
  3. Бонди С. Комментарий к «Скупому рыцарю» в кн.: А.С.Пушкин. Драмы (книга для чтения с комментарием). М. 1985. С. 195.
  4. Громов С.А. Русская литература XIX века. В 2 ч. – Ч. 2. – М., Московский Лицей, 2003. – 392 с.
  5. Пушкин А.С. собрание сочинений в десяти томах. Г.Волкова – вступительная статья, тт. 4, 5. М., «Художественная литература», 1975
  6. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин: поэтика, идеи, эволюция. – М., 1977
  7. Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина. М. 1974. С. 82.
  8. Яковлев Н.В. Комментарий к «Пиру во время чумы». А.С.Пушкин. Полн. собр. соч. в 16-ти томах. Т. 7. 1935. с. 579.

 


Информация о работе Трагическая судьба личности в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина