Тема маленького человека в повести "Станционный смотритель"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать образ «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Объектом исследования является повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место повести «Станционный смотритель» среди других произведений Пушкина. Раскрыть образ главного героя повести, авторское отношение к герою.
2. Выявить идейно - художественную функцию рассказа Вырина о его пребывании в Петербурге; рассмотреть изображение Пушкиным столкновения «маленького человека » с враждебной ему действительностью, причины трагедии станционного смотрителя.

Оглавление

I. Введение………………………………………………………………………………3
II. Место повести «Станционный смотритель » среди других прозаических произведений А.С.Пушкина…………………………………………………………...5
1. Образ главного героя повести…………………………………………………..7
2. Авторская позиция в повести………………………………………………….11
III. Трагедия станционного смотрителя……………………………………………..14
1. Идейно- художественная функция рассказа Вырина о его пребывании в Петербурге……………………………………………………………………...14
2. Изображение Пушкиным столкновения «маленького человека » с враждебной ему действительностью………………………………………….17
3. Причины трагедии станционного смотрителя……………………………….20
IV. Заключение………………………………………………………………………..24
V. Список использованной литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

КУРСААААААЧ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

План

I. Введение………………………………………………………………………………3

II. Место повести «Станционный смотритель » среди других прозаических произведений А.С.Пушкина…………………………………………………………...5

  1. Образ главного героя повести…………………………………………………..7
  2. Авторская позиция в повести………………………………………………….11

III. Трагедия станционного смотрителя……………………………………………..14

  1. Идейно- художественная функция рассказа Вырина о его пребывании в Петербурге……………………………………………………………………...14
  2. Изображение Пушкиным столкновения «маленького человека » с враждебной ему действительностью………………………………………….17
  3. Причины трагедии станционного смотрителя……………………………….20

IV. Заключение………………………………………………………………………..24

V. Список использованной литературы……………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

   Тема «маленького человека» была известна русским писателям еще с допетровского времени. Так, в созданной в XVII веке анонимным автором «Повести о Горе-Злосчастии» повествуется о судьбе некоего несчастного «молодца», который оставил родительский дом, пошел по неправедному пути и лишь в монастыре смог укрыться от преследовавшего его горя.

 Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться, уходить в себя. Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости. Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени.

 Одним из первых писателей, который открыл мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в неизвестную до этого тему. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень.

Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

 Образ Вырина породил собою галерею подобных художественных типов, прежде всего Башмачкина из «Шинели» Н. В. Гоголя и Макара Девушкина из романа «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать образ «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Объектом исследования является повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить место повести «Станционный смотритель» среди других произведений Пушкина. Раскрыть образ главного героя повести, авторское отношение к герою.
  2. Выявить идейно - художественную функцию рассказа Вырина о его пребывании в Петербурге; рассмотреть изображение Пушкиным столкновения «маленького человека » с враждебной ему действительностью, причины трагедии станционного смотрителя.
  3. Сделать вывод о значении данной проблемы в русской литературе XIX века.

Цель и задачи курсовой работы определили её структуру. Она состоит из двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Место повести «Станционный смотритель» среди других прозаических произведений А.С.Пушкина.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина. Эта книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены:

  • «Гробовщик» — 9 сентября;
  • «Станционный смотритель» — 14 сентября;
  • «Барышня-крестьянка» — 20 сентября;
  • «Выстрел» — 14 октября;
  • «Метель» — 20 октября.

Предисловие «От издателя» датируется предположительно второй половиной октября или 31 октября — началом ноября 1830 года. Впервые весь цикл повестей, включая «издательское» предисловие, был опубликован в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» в 1831 году.

В центре внимания автора – образ жизни и поступки людей, сформировавшихся в основном «в глуши забытого селенья», приобщенных к новейшим веяниям (умственным и художественным) весьма поверхностно. В «Повестях Белкина» реализовался интерес Пушкина к провинциальной России, мало причастной бытию столичному, светскому (последняя встреча станционного смотрителя с Дуней и Минским – единственный в цикле «петербургский» эпизод, а изображенная в «московской» повести жизнь ремесленников – своего рода «столичная провинция»).1

Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Достоевский в повести «Бедные люди». Устами Макара Девушкина Достоевский высказал суждение о реализме повести Пушкина, о ее познавательном значении. Он указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отмечал также заражающий читателя эмоциональный пафос повести Пушкина и глубину изображения в ней человеческого горя.

Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса » Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя » как первую, начиная с XVIII в., реалистическую повесть о бедном чиновнике.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.1.Образ главного героя повести «Станционный смотритель ».

Выбор Пушкиным героя - станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах XIX века в русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». Кроме того, возрождается жанр путешествий. В середине 20-х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки, в которых уделяется внимание не только описаниям края, но и встречам, беседам со станционным смотрителем. 3

 В повести три приезда  рассказчика, отделённые один от  другого несколькими годами, организуют  ход повествования, и во всех  трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», - дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса», дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.4

 Первая встреча в 1816 году  описана рассказчиком с явной  симпатией к отцу, к дочери, красавице  Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин - образ «свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него. 5

Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны - трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Но вдруг в этот частный мир врывается молодой гусар, который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но ещё не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина бороться с Минским, после того как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан также скупо, как и рассказ о горе Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию - положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего. Попытки вернуть Дуню закончились неудачей. И Самсон Вырин смирился.

 Второй приезд рассказчика - он видит, что «горе превратило  доброго мужика в хилого старика». И не ускользнувший от внимания  рассказчика вид комнаты (ветхость, небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицание: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!» - все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю. В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина - любящего отца («пожимал Дунюшкину руку»; «Увидел бедную свою Дуню») и Вырина - доверчивого, услужливого и бесправного человека (« жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем», «не понимал, как нашло на него ослепление», «решился к нему явиться», «доложил его высокоблагородию», что «старый солдат»; «подумал… воротился, но ассигнаций уже не было», «Смотритель за ним не погнался», «подумал, махнул рукой и решился отступить».)6

Судьба «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к нему - не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям. Оно выражено и во вступлении, и в каждом их трёх эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому, при этом каждая их трёх частей этой лиро – эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти - Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

 Художественное отношение Пушкина  было устремлено в будущее - оно  пробивало дорогу в еще неведомое.

 В повести, написанной на  популярную в 20-х годах тему  о станционном смотрителе, прекрасно  растолковано, кто такой коллежский  регистратор, а сострадание к  нему является решающим элементом  отношения автора к своему  герою.

Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». [8; c. 87] В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

 Бог даёт Самсону красавицу  дочь, которая тоже входит в  малое хозяйство смотрителя, более  того - Дуня помогает своему отцу  избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними.

 Интересно отметить этимологию  фамилии Выриных: «вырить» - значит  приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот. 7

 Итак, в «Станционном смотрителе»  Пушкин показывает, что быть «маленьким  человеком» - удел естественный и  неизбежный; «маленькому человеку»  открыто многое, но мало воспринято  им; он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Авторская позиция в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель".

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести "Станционный смотритель" Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции "Станционный смотритель" теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

Информация о работе Тема маленького человека в повести "Станционный смотритель"