Способы номинации в творчестве В.М.Шукшина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть номинации персонажей в рассказах В.М.Шукшина.
Задачи работы:
- раскрыть понятие номинации персонажа в лингвистике;
-проанализировать антропонимы в произведениях писателя;
- исследовать оценочные наименования персонажей В.М. Шукшина.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Персонаж как система номинаций.
1.1 Понятие «номинация» в лингвистике 5
1.2 Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции 8
1.3 Антропонимы как средство характеристики персонажа 11
Глава 2. Способы номинации в творчестве В.М.Шукшина
2.1 Антропонимы как средство номинации 14
2.2 Общая характеристика «чудиков» 19
2.3 Общая характеристика «античудиков» 23
2.4 Оценочность как основная категория в рассказах Шукшина 26
Заключение 28
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1.Персонаж как система номинаций.                                                    

   1.1 Понятие «номинация» в лингвистике                                                  5

    1.2 Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции      8

    1.3 Антропонимы как средство характеристики персонажа                 11

Глава 2. Способы номинации  в творчестве В.М.Шукшина                           

    2.1 Антропонимы как средство номинации                                                14

   2.2 Общая характеристика «чудиков»                                                      19

    2.3 Общая характеристика «античудиков»                                              23

    2.4 Оценочность как основная категория в рассказах Шукшина          26

Заключение                                                                                                    28

Библиографический список                                                                           29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одно из проявлений антропоцентризма художественной литературы – создание персонажей (героев, лиц), чья жизнь, действия, мысли и чувства составляют основу сюжета эпических, драматических, лиро-эпических произведений.

В русской классической литературе XIX века персонажи, в особенности  главные, интересны читателю как  определенные характеры, типы, личности (в русской критике, литературоведении  для обозначения обобщения, которое  заключено в образе-персонаже, используются разные термины, самый традиционный и семантически нейтральный из них, по-видимому,  характер)[5,164]. Читатель проходит путь от образа человека к истолкованию его характера, и «в свете диалогичности литературы, ее обращенности к читателю особенно очевидна необходимость разграничения персонажа как характера и как образа»[8,172]. У писателя много средств для раскрытия характера, для мотивировки его развития: поступки и высказывания персонажа, портрет, мнения о нем других героев и др. Выразительным стилистическим приемом, несомненно, и сильно влияющим на интерпретацию читателем образа-персонажа, являются его номинации, вычленяемые в тексте как некая цепь; часто можно говорить о системе номинаций.

Понятие номинации широко используется в лингвистике, где оно выступает  как родовое по отношению к  любым обозначениям некого объекта[4,134]. В соответствии со структурой мира литературных произведений, как специальный предмет исследования можно выделить номинации персонажа. В лингвистике уже предпринимались попытки анализа персонажных номинаций (в широком, лингвистическом значении термина), хотя, насколько нам известно, таких работ мало. Преобладает изучение отдельных видов номинаций, в особенности антропонимов и перифрастических обозначений персонажей, обращений.

Исследованием оценочных наименований, функционирующих в художественном тексте, практически не занимались. Эта тема становится актуальной лишь в последнее время.

Объектом нашего исследования являются рассказы В. М. Шукшина. Предметом служат способы номинации , характеризующие образы основных персонажей.

Не оставляя никого равнодушным, искусство  В. М. Шукшина – писателя, актёра, кинодраматурга – постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко ещё не закончены.

Диспут, начавшийся в середине 60-х  годов, обнажив разноречивые оценки и мнения в определении типа героя В. М. Шукшина, продолжается в наши дни. В центре рассказов оказывается человек, его духовные искания, размышления, нравственное напряжение, в чью стихию вовлекается личность.

Цель работы – рассмотреть номинации персонажей в рассказах В.М.Шукшина.

Задачи работы:

- раскрыть понятие номинации персонажа в лингвистике;

-проанализировать антропонимы в произведениях писателя;

- исследовать оценочные наименования персонажей В.М. Шукшина.

В процессе анализа нами использовались следующие методы сбора и

описания материала: метод лингвистического описания и метод сплошной выборки.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В первой главе раскрывается тема «Персонаж как система номинаций»

Во второй главе рассматриваются  способы номинации в творчестве В.М.Шукшина.

 

 

Глава 1. Персонаж как система номинаций

 

1.1 Понятие «номинация» в лингвистике

 

Важнейшая функция языка – наименование, обозначение предметов и явлений действительности. Лексикон того или иного естественного языка (русского, французского и т.д.) составляют прежде всего названия вещей, в широком значении слова «вещь», восходящем к латинской оппозиции res / verba. Для обозначения этой функции в лингвистике используются разные термины: номинативная (А.А. Реформатский); репрезентативная (К. Бюлер);  референтивная (денотативная, или когнитивная) (Р.Якобсон).

Номинативная функция языка (мы будем употреблять первый термин) не является единственной и изучается  в лингвистике в сопоставлении  с другими его функциями, в  частности с экспрессивной, т.е. выражением «эмоционального состояния говорящего, воли, желания, направленных как призыв к слушающему» (Л.Л. Реформатский). Так, междометия (ай! ой!) обычно выполняют только экспрессивную функцию, в отличие от знаме-нательных частей речи. Выделяют и другие функции языка. Для нашей темы в особенности важно разграничение собственно номинативной (назывной) функции и семасиологической, т.е. функции выражения понятий. Согласно А.А. Реформатскому, «слова могут называть вещи и явления действительности – это номинативная функция, функция называния; есть слова, которые в чистом виде выполняют эту функцию – это собственные имена; обычные же, нарицательные, совмещают ее с функцией семасиологической, так как они выражают понятия»[11,94].

Слова «номинативный», «номинация» — однокоренные. Термин «номинация» (от лат nominatio – наименование) имеет очень широкое значение. Приведем одно из определений номинации: «образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т.е. служащих для называния и вычленения фрагментов неязыковой действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме значений языковых единиц – слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином определяют и результат процесса номинации – значимую языковую единицу»[16,174]. Как видим, с номинацией связывается обозначение и вещей, и понятий о них.

Номинации – это слова, относящиеся к самостоятельным (знаменательным) частям речи, а также словосочетания, фразеологизмы, предложения (отнесение к номинациям не только предложений, но и «текстов», как у Г.В. Колшанского, по-видимому, размывает границы понятия)[10,59]. Б. Рассел различает терминологически две лексические единицы, выполняющие номинативную функцию: слова (имена) и словосочетания (дескрипции). Значения дескрипций складываются из значений компонентов, причем основной смысл часто заключается в определении, а не определяемом слове.

 Однако это не общепринятые  термины (так, для Н.Д. Арутюновой  номинации и дескрипции — синонимы). Посредством номинаций обозначаются предметы, признаки, процессы – словом, любые элементы действительности.

Если личные и указательные местоимения, выполняют только дейк-тическую, т.е. «указательную», функцию, они не являются номинациями; как подчеркивает внутренняя форма слова, местоимения употребляются «вместо имени».

В лингвистике классификация номинаций  имеет своим важнейшим основанием тип (класс) референта, при этом прослеживается четкая связь между этим типом  и грамматическими формами выражения. «В зависимости от характера объекта (обозначаемого), — пишет В.Н. Телия – различают событийные и элементные номинации. Первые обозначают внеязыковые события (ситуации) и имеют форму предложения. Вторые, обозначая "кусочки" действительности, ее элементы, служат строительным материалом для предложений и имеют форму слов, сочетаний слов и фразеологизмов различных типов. Среди элементных номинаций наиболее четко выделяются "вещные" – имена существительные (нарицательные и вещественные: дерево, дом, вода, песок). Они указывают своим содержанием на элементы предметного ряда. Именам предметов противостоят признаковые имена, обозначающие свойства предметов – отвлеченные от них качества, состояния, процессы, а также абстрактные понятия о несубстанциональных элементах действительности, выражаемые прилагательными, глаголами и наречиями (красный, сидеть, думать, доброта, характер). Эти имена соотносятся со своими обозначаемыми через указание на класс носителей признаков и приспособлены к функции предикации признака. Промежуточные отношения между этими типами занимают имена, обозначающие лица по роду их занятий, родству и т.п. <...> (сапожник – тот, кто шьет или чинит обувь.. .)[21,132].

Условность художественного мира проявляется уже в его антропоцентризме, приводящем к «очеловечиванию» рукотворных  вещей, природных стихий, растений, животных и др. Самодостаточным образом  выступает персонаж, которым может  быть не только человек («лицо»), но и  «дерево, дом, вода, песок» (вспомним ансамбль действующих лиц в «Синей птице» М. Метерлинка). С другой стороны, «в персонажную сферу произведения могут не входить изображенные люди. Во власти писателя — показать прекрасное "лицо коня" — и представить  человека вещью, деталью интерьера  или пейзажа»[8,39]. В ряду средств изображения персонажа вычленяются как предмет специального анализа его номинации, обычно составляющие систему.

 

1.2 Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции

       

В данной работе нас будет интересовать проблема функционирования эмоционально-оценочной  лексики в рассказах В. М. Шукшина.

        По мнению Н. Д. Арутюновой и Е. М. Вольфа, основная сфера значений, которую обычно относят к оценочным, связана с признаком «хорошо»/«плохо». Так как именно такое деление оценки предполагает высказывание о ценностях. И здесь лингвистам помогают такие науки, как логика, философия, этика. Предметом изучения которых, к примеру последней, является изучение добра и зла («+» и «-»), а значит, и семантики оценочных слов[2,213]. Такое деление на «хорошо»/«плохо» берётся за основу и в нашем исследовании семантики оценочных наименований лица в рассказах В. М. Шукшина.

         Однако некоторые исследователи выделяют шкалу оценок не из двух составляющих – «+» и «-» («хорошо»/«плохо»), а из трёх – «+», 0, «-», где нуль, нулевая оценка, содержит норму, от которой идут отклонения к «+» или «-».

Исходя из представлений о ценностном характере объективной картины  мира, можно говорить о делении  на добро и зло, а соответственно на «хороший» и «плохой». Поэтому, например, Е. М. Вольф считает, что оценка «хорошо» может означать как соответствие норме, так и превышение её, в то время как оценка «плохо» всегда означает отклонение от нормы[2,157].

         Н. Д. Арутюнова выделяет два типа аксиологических значений: общеоценочное и частнооценочное. Первый тип реализуется прилагательными «хороший» и «плохой» с различными стилистическими и экспрессивными оттенками, эти прилагательные выражают «холическую оценку, аксиологический итог». Во вторую группу входят «значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определённой точки зрения»[3,106]. Эту группу частнооценочных значений она делит на сенсорные, сублимированные и рационалистические оценки, которые в свою очередь имеют дальнейшее дробление.

          В результате познания и осмысления действительности субъект его, следовательно, превращается в субъект оценки. В оценке сливаются воедино интересы субъекта как осознание потребности и информации о свойствах объекта, то есть знание о соответствии/несоответствии объекта интересам субъекта. Таким образом, оценка – выражение отношения говорящего к предмету речи.

           В своих исследованиях языковеды стремятся описывать механизм выражения эмоции как элементов языковой семантики. В этом же русле работает В. К. Харченко. В своей работе «Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова» он пишет: «Изучение смысловой структуры слова включает в себя анализ всевозможных «полутонов»: оценочности, эмоциональности, образности, экспрессии, которые представляют собой существенный признак многих слов. В совокупности эти категории определяют термин «коннотация» – это «эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального или окказионального характера»[25,217].

          В результате категория коннотации становится связующим звеном семантики и прагматики знака. В то же время на настоящем этапе развития лингвистики проблематичным является статус коннотации и объём понятия и его содержания. Мы понимаем коннотацию как прагматическое явление, связанное со всеми уровнями языка.

          Традиционно выделяются следующие структурные элементы конструкта коннотации:

§ эмоциональный;

§ оценочный;

§ экспрессивный;

§ функционально-стилистический.

          В структуре коннотации выделяются довольно разнородные элементы, однако наибольший интерес представляет, видимо, вопрос о соотношении эмоции и оценки. Ведущая роль в структуре коннотации последней определяется важностью оценки как гносеологической категории, поскольку нельзя изучать действительное положение вещей, не оценивая его.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Антропонимы как средство  характеристики персонажа

 

Функционирование    антропонимов   в  художественном тексте характеризуется взаимовлиянием имен собственных и самого текста. С одной стороны, литературные антропонимы участвуют в смысловой и структурной организации текста, в реализации различных стилистических эффектов, придающих повествованию образность, эмоциональную и стилистическую окраску. С другой стороны, сам текст оказывает влияние на формирование семантической структуры имен собственных.

Антропонимы в художественных произведениях  характеризуются большой информационной насыщенностью, обусловленной их доантропонимическим, апеллятивным значением, которое выдвигается на передний план. В результате семантика имени возрождается, антропонимы получают способность выражать коннотации эмоционально-экспрессивного плана и служить средством характеристики персонажа[9,87].

Коннотативный компонент значения имен собственных лежит в основе его стилистической функции, которая в данной работе определяется как дополнительная информация, актуализированная в художественном тексте и воспринятая реципиентом на основе "выразительного потенциала взаимодействия языковых средств в тексте, что обеспечивает передачу, наряду с предметно-логическим содержанием текста, также заложенной в нём экспрессивной, эмоциональной, оценочной и эстетической информации".

Информация о работе Способы номинации в творчестве В.М.Шукшина