Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:39, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть номинации персонажей в рассказах В.М.Шукшина.
Задачи работы:
- раскрыть понятие номинации персонажа в лингвистике;
-проанализировать антропонимы в произведениях писателя;
- исследовать оценочные наименования персонажей В.М. Шукшина.
Введение 3
Глава 1.Персонаж как система номинаций.
1.1 Понятие «номинация» в лингвистике 5
1.2 Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции 8
1.3 Антропонимы как средство характеристики персонажа 11
Глава 2. Способы номинации в творчестве В.М.Шукшина
2.1 Антропонимы как средство номинации 14
2.2 Общая характеристика «чудиков» 19
2.3 Общая характеристика «античудиков» 23
2.4 Оценочность как основная категория в рассказах Шукшина 26
Заключение 28
Библиографический список 29
Оглавление
Введение
Глава 1.Персонаж как система номинаций.
1.1 Понятие «номинация» в лингвистике
1.2 Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции 8
1.3 Антропонимы как средство характеристики персонажа 11
Глава 2. Способы номинации
в творчестве В.М.Шукшина
2.1 Антропонимы
как средство номинации
2.2 Общая характеристика «чудиков»
2.3 Общая характеристика «античудиков» 23
2.4 Оценочность как основная категория в рассказах Шукшина 26
Заключение
Библиографический список
Введение
Одно из проявлений антропоцентризма художественной литературы – создание персонажей (героев, лиц), чья жизнь, действия, мысли и чувства составляют основу сюжета эпических, драматических, лиро-эпических произведений.
В русской классической литературе XIX века персонажи, в особенности главные, интересны читателю как определенные характеры, типы, личности (в русской критике, литературоведении для обозначения обобщения, которое заключено в образе-персонаже, используются разные термины, самый традиционный и семантически нейтральный из них, по-видимому, характер)[5,164]. Читатель проходит путь от образа человека к истолкованию его характера, и «в свете диалогичности литературы, ее обращенности к читателю особенно очевидна необходимость разграничения персонажа как характера и как образа»[8,172]. У писателя много средств для раскрытия характера, для мотивировки его развития: поступки и высказывания персонажа, портрет, мнения о нем других героев и др. Выразительным стилистическим приемом, несомненно, и сильно влияющим на интерпретацию читателем образа-персонажа, являются его номинации, вычленяемые в тексте как некая цепь; часто можно говорить о системе номинаций.
Понятие номинации широко используется в лингвистике, где оно выступает как родовое по отношению к любым обозначениям некого объекта[4,134]. В соответствии со структурой мира литературных произведений, как специальный предмет исследования можно выделить номинации персонажа. В лингвистике уже предпринимались попытки анализа персонажных номинаций (в широком, лингвистическом значении термина), хотя, насколько нам известно, таких работ мало. Преобладает изучение отдельных видов номинаций, в особенности антропонимов и перифрастических обозначений персонажей, обращений.
Исследованием оценочных наименований,
функционирующих в
Объектом нашего исследования являются рассказы В. М. Шукшина. Предметом служат способы номинации , характеризующие образы основных персонажей.
Не оставляя никого равнодушным, искусство В. М. Шукшина – писателя, актёра, кинодраматурга – постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко ещё не закончены.
Диспут, начавшийся в середине 60-х годов, обнажив разноречивые оценки и мнения в определении типа героя В. М. Шукшина, продолжается в наши дни. В центре рассказов оказывается человек, его духовные искания, размышления, нравственное напряжение, в чью стихию вовлекается личность.
Цель работы – рассмотреть номинации персонажей в рассказах В.М.Шукшина.
Задачи работы:
- раскрыть понятие номинации персонажа в лингвистике;
-проанализировать антропонимы в произведениях писателя;
- исследовать оценочные наименования персонажей В.М. Шукшина.
В процессе анализа нами использовались следующие методы сбора и
описания материала: метод лингвистического описания и метод сплошной выборки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрывается тема
«Персонаж как система
Во второй главе рассматриваются способы номинации в творчестве В.М.Шукшина.
Глава 1. Персонаж как система номинаций
1.1 Понятие «номинация» в лингвистике
Важнейшая функция языка – наименование, обозначение предметов и явлений действительности. Лексикон того или иного естественного языка (русского, французского и т.д.) составляют прежде всего названия вещей, в широком значении слова «вещь», восходящем к латинской оппозиции res / verba. Для обозначения этой функции в лингвистике используются разные термины: номинативная (А.А. Реформатский); репрезентативная (К. Бюлер); референтивная (денотативная, или когнитивная) (Р.Якобсон).
Номинативная функция языка (мы
будем употреблять первый термин)
не является единственной и изучается
в лингвистике в сопоставлении
с другими его функциями, в
частности с экспрессивной, т.е. выражением
«эмоционального состояния
Слова «номинативный», «номинация» — однокоренные. Термин «номинация» (от лат nominatio – наименование) имеет очень широкое значение. Приведем одно из определений номинации: «образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т.е. служащих для называния и вычленения фрагментов неязыковой действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме значений языковых единиц – слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином определяют и результат процесса номинации – значимую языковую единицу»[16,174]. Как видим, с номинацией связывается обозначение и вещей, и понятий о них.
Номинации – это слова, относящиеся к самостоятельным (знаменательным) частям речи, а также словосочетания, фразеологизмы, предложения (отнесение к номинациям не только предложений, но и «текстов», как у Г.В. Колшанского, по-видимому, размывает границы понятия)[10,59]. Б. Рассел различает терминологически две лексические единицы, выполняющие номинативную функцию: слова (имена) и словосочетания (дескрипции). Значения дескрипций складываются из значений компонентов, причем основной смысл часто заключается в определении, а не определяемом слове.
Однако это не общепринятые
термины (так, для Н.Д.
Если личные и указательные местоимения, выполняют только дейк-тическую, т.е. «указательную», функцию, они не являются номинациями; как подчеркивает внутренняя форма слова, местоимения употребляются «вместо имени».
В лингвистике классификация
Условность художественного
1.2 Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции
В данной работе нас будет интересовать проблема функционирования эмоционально-оценочной лексики в рассказах В. М. Шукшина.
По мнению Н. Д. Арутюновой и Е. М. Вольфа, основная сфера значений, которую обычно относят к оценочным, связана с признаком «хорошо»/«плохо». Так как именно такое деление оценки предполагает высказывание о ценностях. И здесь лингвистам помогают такие науки, как логика, философия, этика. Предметом изучения которых, к примеру последней, является изучение добра и зла («+» и «-»), а значит, и семантики оценочных слов[2,213]. Такое деление на «хорошо»/«плохо» берётся за основу и в нашем исследовании семантики оценочных наименований лица в рассказах В. М. Шукшина.
Однако некоторые исследователи выделяют шкалу оценок не из двух составляющих – «+» и «-» («хорошо»/«плохо»), а из трёх – «+», 0, «-», где нуль, нулевая оценка, содержит норму, от которой идут отклонения к «+» или «-».
Исходя из представлений о ценностном характере объективной картины мира, можно говорить о делении на добро и зло, а соответственно на «хороший» и «плохой». Поэтому, например, Е. М. Вольф считает, что оценка «хорошо» может означать как соответствие норме, так и превышение её, в то время как оценка «плохо» всегда означает отклонение от нормы[2,157].
Н. Д. Арутюнова выделяет два типа аксиологических значений: общеоценочное и частнооценочное. Первый тип реализуется прилагательными «хороший» и «плохой» с различными стилистическими и экспрессивными оттенками, эти прилагательные выражают «холическую оценку, аксиологический итог». Во вторую группу входят «значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определённой точки зрения»[3,106]. Эту группу частнооценочных значений она делит на сенсорные, сублимированные и рационалистические оценки, которые в свою очередь имеют дальнейшее дробление.
В результате познания и осмысления действительности субъект его, следовательно, превращается в субъект оценки. В оценке сливаются воедино интересы субъекта как осознание потребности и информации о свойствах объекта, то есть знание о соответствии/несоответствии объекта интересам субъекта. Таким образом, оценка – выражение отношения говорящего к предмету речи.
В своих исследованиях языковеды стремятся описывать механизм выражения эмоции как элементов языковой семантики. В этом же русле работает В. К. Харченко. В своей работе «Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова» он пишет: «Изучение смысловой структуры слова включает в себя анализ всевозможных «полутонов»: оценочности, эмоциональности, образности, экспрессии, которые представляют собой существенный признак многих слов. В совокупности эти категории определяют термин «коннотация» – это «эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального или окказионального характера»[25,217].
В результате категория коннотации становится связующим звеном семантики и прагматики знака. В то же время на настоящем этапе развития лингвистики проблематичным является статус коннотации и объём понятия и его содержания. Мы понимаем коннотацию как прагматическое явление, связанное со всеми уровнями языка.
Традиционно выделяются следующие структурные элементы конструкта коннотации:
§ эмоциональный;
§ оценочный;
§ экспрессивный;
§ функционально-стилистический.
В структуре коннотации выделяются довольно разнородные элементы, однако наибольший интерес представляет, видимо, вопрос о соотношении эмоции и оценки. Ведущая роль в структуре коннотации последней определяется важностью оценки как гносеологической категории, поскольку нельзя изучать действительное положение вещей, не оценивая его.
1.3 Антропонимы как средство характеристики персонажа
Функционирование антропонимов в художественном тексте характеризуется
взаимовлиянием имен собственных и самого
текста. С одной стороны, литературные
антропонимы участвуют в смысловой и структурной
организации текста, в реализации различных стилистических эффек
Антропонимы
в художественных произведениях
характеризуются большой
Коннотативный компонент значения имен собственных
лежит в основе его стилистической функции,
которая в данной работе определяется
как дополнительная информация, актуализированная
в художественном тексте и воспринятая
реципиентом на основе "выразительного
потенциала взаимодействия языковых средст
Информация о работе Способы номинации в творчестве В.М.Шукшина