Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 15:02, доклад

Краткое описание

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Непосредственное общение детей с художественной литературой оказывает воспитательное и развивающее воздействие на формирование личности ребенка.

Файлы: 1 файл

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы».docx

— 19.65 Кб (Скачать)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида  №21 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Желянина Анастасия Николаевна,

воспитатель

 

 

г. Канск

2013

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Непосредственное общение детей с художественной литературой оказывает воспитательное и развивающее воздействие на формирование личности ребенка.

Самостоятельная деятельность детей – целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная и корректируемая по процессу и результату самим ребенком. В режиме дня ребенка-дошкольника она занимает не менее 3-4 часов и обеспечивает его самореализацию во всех образовательных областях. В стимулировании самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной области «Чтение художественной литературы» и  формирование у дошкольников интереса к художественной литературе играет большую роль уголок книги.

Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её.

Цель уголка книги: привить любовь, уважение и интерес  к книге, стремление к общению с ней, умений слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Основные требования к оформлению книжных уголков: (вы можете посмотреть на слайде)

  • Рациональное размещение в группе.
  • Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.
  • Соответствие интересам детей.
  • Постоянная сменяемость.
  • Эстетическое оформление.
  • Востребованность.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.  

Иллюстрированная книга - это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекал ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное, электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

- полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

- специально выделенные  столы и к ним стулья или  кресла.

Главное, чтобы ребёнку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. В этом возрасте у ребёнка формируется потребность приносить пользу своим трудом. И вот для этого в уголке книги появляется «книжная больница». Все необходимое для ремонта книг можно сложить в чемоданчик, наклеить на него красный крест. Дети приносят из дома рваные книги и их «лечить». Постоянно в «больнице» «лежат» и ждут своего «лечения» книги из домашних библиотечек.

В старшей и подготовительной группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового многообразия.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения для развития воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Дети самостоятельно играют: «Измени конец сказки», «А что потом?», «А если бы…» 
           Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы, альбомы, составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.

На витрине уголка книги, какой–то период должны находиться издания произведений и портреты писателей.

Особое удовлетворение получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Для самостоятельного пользования можно поместить в уголок:     разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);     игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;  
лото или домино «Герои любимых сказок»;  пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;  отгадай загадку – найди отгадку;  
диски с аудиозаписями различных детских произведений; дидактический куб по сказкам (активизация и обогащение детского словаря).

Постоянное индивидуальное общение дошкольников в период их жизни в детском саду с литературными и изобразительными искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создаёт тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще» и подлинного талантливого читателя.

Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книги и воспитывайте благоговейное отношение к книге с самого раннего детства!

Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы