Синтаксическая норма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:39, шпаргалка

Краткое описание

Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения
предложений, называется синтаксисом. Соединение двух и более слов, связанных
по смыслу и грамматически, представляют собой сложные обозначения явлений
объективной действительности. Например: быстрая река, читать книгу, идти
вперед. В первом примере названы предмет и его признак, во втором – действие и
предмет, в третьем – действие и его признак. В возможности точно обозначить
различные грани явления, разные аспекты действительности – грамматическое
значение синтаксических единиц. Существует две основные синтаксические
единицы: словосочетание и предложение.

Файлы: 1 файл

55.СИНКТАКТИЧЕСКАЯ НОРМА.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

                        СИНКТАКТИЧЕСКАЯ НОРМА 

  Раздел  грамматики, изучающий законы соединения  слов и строения

предложений, называется синтаксисом. Соединение двух и более слов, связанных

по смыслу и грамматически, представляют собой  сложные обозначения явлений

объективной действительности. Например: быстрая  река, читать книгу, идти

вперед. В  первом примере названы предмет  и его признак, во втором – действие и

предмет, в третьем – действие и его  признак. В возможности точно  обозначить

различные грани явления, разные аспекты действительности – грамматическое

значение  синтаксических единиц. Существует две  основные синтаксические

единицы: словосочетание и предложение. 

  Словосочетание  состоит из главного и зависимого  слова. Они могут быть

соединены тремя видами связи: согласованием, примыканием и управлением. 

  При  с о г л а с о в а  н и и зависимое слово принимает  форму главного, то есть

согласуется с ним в роде, числе, падеже, например: отважный мореход, сияющая

улыбка, зеленые  горы. 

  У  п р а в л е н и е  – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово

ставиться в той падежной форме, которая  обусловлена лексико-грамматическим

значением главного слова. Например: строить дом, восхищаться талантом,

любовь  к человеку. 

  П  р и м ы к а н и е  – вид связи, при котором зависимость подчиненного слова

выражается  лексически, интонацией и порядком слов. В качестве зависимых слов

при данном виде связи выступают неизменяемые знаменательные слова –

деепричастия, наречия, инфинитивы. Например: громко петь, предложить войти,

говорить  смеясь. 

  Предложения  различаются по структуре и  основным функциям. 

  По  характеру выражаемого в них  отношения к действительности  различаются

предложения у т в е р д и т е  л ь н ы е, и о т р  и ц а т е л ь н ы  е. 

  По  цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения

делятся на п о в е с т в о  в а т е л ь н ы е, в о п р о с и т е  л ь н ы е, п о б у  д и т е л ь

н ы е. В зависимости от наличия или  отсутствия второстепенных членов

различаются предложения р а с п р  о с т р а н е н н ы е или н е р а с п р о с т р а н е н н ы е. 

  По  составу предложения делятся  на односоставные и двусоставные  и по

строению  – на п р о с т ы е  и с л о ж н ы е. 

  Различаются  также п о л н ы е и  н е п о л н ы е предложения.  В полных

предложениях  имеются налицо все члены, необходимые для его понимания вне

контекста и речевой ситуации. В неполных предложениях отсутствует один или

несколько членов, ясных из контекста или  ситуации. 

  Синтаксический  уровень является высшим в  языковой иерархической системе

и, следовательно, наиболее сложным. И на этом уровне – при построении

словосочетаний  и предложений – допускается  много речевых ошибок.

Посмотрим, с чем они связаны. 

1. СОГЛАСОВАНИЕ  СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ 

   1. Сказуемое должно стоять в  той же форме, что и подлежащее, чтобы не

получилось:

   Ребетня  кружились возле новогодней елки.

   Ребетня      –   существительное        единственного       числа     женского      рода,

следовательно, кружилась, но ребенок – кружился.

   2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть,

большинство, меньшинство и управляемое существительное  в родительном

падеже (типа большинство студентов, ряд распоряжений), сказуемое может стоять

как во множественном, так и в единственном числе.

   Единственное число употребляется в том случае, если: 

   —  существительное обозначает неодушевленные  предметы (ряд столов

стоял);

   —  не подчеркивается активность  действующих лиц (большинство  учеников

 отсутствовало).

   Множественное  число употребляется для подчеркивания активности действия

 лиц  (Часть студентов сдали экзамены).

   3. При подлежащем, выраженном количественно-именным  сочетанием (семь

 часов,  несколько человек), сказуемое может  стоять в форме единственного  и в

 форме  множественного числа.

    Формой множественного числа подчеркивается активность действующих

 лиц.

    И тридцать витязей прекрасных.

    Чредой из вод выходят ясных  (А. С. Пушкин).

    Форма единственного числа сказуемого  употребляется при подчеркивании

    пассивности действующих лиц:

    Человек десять молча стояло в стороне;

    если существительное, входящее  в состав подлежащего, обозначает

    неодушевленный предмет или животное:

    Прошло сто лет — и что  ж осталось

    От сильных, гордых сих мужей,

     Столь полных волею страстей? (А. С. Пушкин);

  —  при составном числительном, оканчивающемся  на один (Тридцать три

богатыря— выходят, а тридцать один богатырь—  выходит).

  4. Сказуемое  ставится в единственном числе,  если в состав подлежащего

входят  слова много, мало, немного, только, лишь.

  Немало  горожан посетило эту выставку.

  5. Сказуемое  при подлежащем типа брат с  сестрой может ставиться и  в

единственное  число, и во множественное. Множественное  число подчеркивает

равноправность, активность действующих лиц.

  А  ткачиха с поварихой, 

  С  сватьей бабой Бабарихой

  Извести  ее хотят (А. С. Пушкин).

  Единственное  число указывает на то, что  одно действующее лицо — главное.

  Жил  старик со своею старухой (А.  С. Пушкин).

  6. При  подлежащем может быть приложение, но это не влияет на

согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

  На  последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым.

  Но: "Жигули"пришли  первыми, (здесь "Жигули"—уже  не приложение);

  Директор  школы Фролова ушла на собрание.

  7.   Сложности        вызывает   согласование   сказуемого   с   несколькими

подлежащими.

  При  прямом порядке слов сказуемое  ставится в форме множественного  числа,

при обратном сказуемое согласуется с ближайшим  из подлежащих.

  Сравните:

  Ее  судьба, ее конец

  Непроницаемою  тьмою

  От нас закрыты (А. С. Пушкин).

  Погиб  и кормщик и пловец (А. С.  Пушкин).

2.СОГЛАСОВАНИЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ

  1.Определение  при существительном общего рода  ставится в форму женского

или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено

существительным.

        Ира - большая плакса.

        Сережа - большой плакса.

  2.Очень  часто возникает вопрос, в какую  форму поставить определение,

если при  существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно:

Два новых  дома или Два новые дома. 

    Если определение стоит после  числительных два, три, четыре  и относится к

  существительному  мужского или среднего рода, то  оно ставится в форме

  родительного  падежа множественного числа.

 Четыре  новых автомобиля сошли с конвейера.

 Если  определение относится к существительному  женского рода, то оно

 ставится  в форме именительного падежа  множественного числа.

 Три  углубленные в земле

 И мхом  поросшие ступени

 Гласят  о шведском короле (А. С. Пушкин).

 Определение,  стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от

 рода  существительного ставится в  форме именительного падежа. 

 На  них он выменял борзые три  собаки (А. С. Грибоедов) 

 Исключение  составляют прилагательные целый,  добрый, полный:

   Целых  два дня, полных три недели.

   Притяжательные  прилагательные на -ин и -ов  при числительных два, три,

четыре  ставятся в форме родительного падежа.

   Три  маминых книги я дала читать  подруге.

   3. НОРМА УПРАВЛЕНИЯ 

  Ошибки  появляются при смешении предложного  и беспредложного

управления. 

  Студенты  уделяют внимание на записи  во время лекций. 

  Уделять  внимание можно чему-то, а не  на что-то. Следовательно, верно:

Студенты  уделяют внимание записям во время  лекций. 

Другой  пример ошибки подобного рода: 

Согласно  приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку. 

Управляемое слово стоит не в том падеже, которого требует управляющее

слово: 

заведующая (чем?)— кафедрой, 

согласно (чему?) — приказу. 

Поэтому правильно сказать: 

Согласно  приказу декана заведующая кафедрой уехала в командировку. 

В предложении  типа: 

Автор сочувствует  и даже славит Игоря 

ошибка  обусловлена тем, что при двух однородных членах предложения,

Информация о работе Синтаксическая норма