Синтаксическая норма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:39, шпаргалка

Краткое описание

Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения
предложений, называется синтаксисом. Соединение двух и более слов, связанных
по смыслу и грамматически, представляют собой сложные обозначения явлений
объективной действительности. Например: быстрая река, читать книгу, идти
вперед. В первом примере названы предмет и его признак, во втором – действие и
предмет, в третьем – действие и его признак. В возможности точно обозначить
различные грани явления, разные аспекты действительности – грамматическое
значение синтаксических единиц. Существует две основные синтаксические
единицы: словосочетание и предложение.

Файлы: 1 файл

55.СИНКТАКТИЧЕСКАЯ НОРМА.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

требующих разных падежей управляемого слова, стоит всего одно дополнение.

Необходимо  исправить предложение: Автор сочувствует Игорю и даже славит

его.

   Но  самые большие трудности связаны  с выбором падежа прямого

дополнения  при переходных глаголах с отрицанием.

   Дополнение  может ставиться в форме родительного  падежа, если

непосредственно относится к глаголу.

   Не  забуду твоей доброты.

   Но  может дополнение ставиться и  в форме винительного падежа:

   –  при постановке дополнения перед  глаголом: Весну Иван не любил;

   –  при двойном отрицании: Не могу  не похвалить его игру;

   –  при повелительной форме глагола: Не читай открытку;

   –  при наличии наречий со значением  ограничения: Я еще не видел  фильм.

   При  глаголе с отрицанием может  быть инфинитив, тогда он управляет

дополнением и ставит его в форму винительного падежа.

  Я  не стану рассказывать эту  историю.

   Иногда   (при      отвлеченных   понятиях)    дополнение       ставится   в

родительном падеже.

   Он  не смог перенести горя.

  Глаголы  со значением "желать" требуют  родительного падежа.

  Желаю  счастья; жажду славы; добиваюсь  успеха... 

Дополнение при этих глаголах, поставленное в винительный падеж,

приобретает добавочное значение конкретности, определенности. Сравните:

  Ждать  трамвая (любого) — ждать трамвай  (определенный). 

4.ПОРЯДОК  СЛОВ 

В русском  языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным – в

зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении.

  Вечерняя  заря в пучине догорала,

  Над  мрачной Эльбою носилась тишина. (А. С. Пушкин).

  В  этом сложном предложении первое  с прямым порядком слов, второе  – с

обратным.

  Мы  можем переставить и второстепенные  члены на другие места: заря

вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до

бесконечности, так как второстепенные члены  предложения обычно ставятся

рядом с  теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически.

Это же относится  и к служебным словам. И если мы не будем следовать норме,

то в  нашей речи появятся такие предложения:

  В  школе открылась выставка работ        родителей и детей из природного

материала.

  Получается, что дети – из природного материала.

  Стальная  стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то

плавно  движется в сторону, то легко и  стремительно поднимается вверх.

А здесь  неправильно расставлены союзы  перед однородными членами

предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом наклоняется.

  А  затем он незаметно вошел в  узкую дверь и по еще узкой  винтовой

лестнице  поднялся на второй этаж.

  Чтобы  восстановить смысл данного предложения,  нужно наречие еще

поставить перед предлогом по, так как здесь речь идет о продолжении действия:

вошел, поднялся — а не о характеристике лестницы. 

5.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ.

Нередко прямая речь в передаче третьего лица преобразуется в косвенную. При

этом не следует забывать, что в подобном случае меняется форма местоимений.

Игорь спросил, кто поедет со мной на турбазу.

Надо:

Игорь спросил, кто поедет с ним на турбазу.

6.УПОТРЕБЛЕНИЕ  ОБОСОБЛЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ.

Наибольшее  количество ошибок появляется при употреблении деепричастных

оборотов.

Выйдя в  море, уже рассвело.

Главный член безличного предложения не указывает  на действующее лицо,

поэтому нельзя включать в состав безличного предложения деепричастный

оборот. 

7."НАНИЗЫВАНИЕ"  ПАДЕЖЕЙ 

  Неуместное  повторение одной и той же  падежной формы — довольно

частая  ошибка и в устной, и в письменной речи. Например: 

  Идентификация  процессов изменения значений  параметров системы. 

  К.  Чуковский высмеял один пример  из учебника по русской литературе:

«Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа

трагизма  его судьбы». 

8.«НАНИЗЫВАНИЕ»   ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДИНАКОВЫМИ  СОЮЗАМИ. 

Не менее  частая и грубая ошибка – повторение в одном сложном

предложении нескольких придаточных предложений  с одинаковыми

союзами: 

Я мечтаю, чтобы мы поехали в лес, чтобы там были белые грибы, чтобы мы

их собирали.

Правильно было бы сказать, к примеру: 

Я мечтаю поехать в лес, где были бы белые  грибы, которые бы мы собирали. 
 
 

Информация о работе Синтаксическая норма